О Трактате БАВА КАМА
14 ава 5761 года
14 ава 5761 года (3 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 7
В предыдущем листе анализировалась проблема ответственности за нанесенный ущерб. Наши Учителя, в частности, раби Акива и раби Ишмаэль высказали различные суждения.
Кто из них оказался “законодателем”? Чье утверждение стало основой для выведения ѓалахи (закона)? Утверждение раби Акивы.
Напомним, в чем оно состоит. Если суд (бет-дин) выносит решение, согласно которому ответчик обязан возместить истцу нанесенный ущерб каркой (то есть частью своей земли), для расчета размера компенсации выбирается лучший участок земельной собственности виновного.
Сказал раби Акива, что правило “платить из лучшего” распространяется и на другие случаи. В частности, к примеру, когда обыкновенный бык боднул быка-гэкдеш (предназначенного для приношения в Храме). Гемара
поставила эту сентенцию под сомнение и привела другой пример: человек обещал
отделить некую сумму на нужды Храма... (см. на сайте
предыдущий лист). Служитель Храма, оценивающий его поле, — говорит Гемара, — выступает в данном случае в роли взыскивающего долг. А по закону Торы, как известно, тот, кто требует вернуть долг, берет в расчет поле должника средней урожайности.
Но, может быть, ко всем перечисленным случаям следует применять логику раби Акивы? — спрашивает Гемара.
И отвечает: нельзя уравнивать обычные, бытовые ситуации с ситуациями гэкдеш (когда предмет или животное отделены для нужд Храма).
Если это так, исходя из каких позиций, раби Акива и раби Ишмаэль обсуждают проблему ответственности?
Каждый из них по-своему толкует слова Торы: “Если причинит бык ущерб человеку или быку ближнего...” (Шемот , 21-35).
Раби Акива понимает фразу так: хозяин быка гэкдеш свободен от уплаты суммы ущерба, если его бык боднул быка ближнего (то есть обыкновенного быка); должен полностью возместить ущерб хозяин обычного быка, если его животное боднуло быка, предназначенного для приношения в Храме.
Раби Ишмаэль вообще не включает в это правило ситуацию с быком-гэкдеш .
Что же говорит по этому поводу закон? В ѓалахе сказано: если бык боднул быка, хозяин “виновного” животного освобождается от выплаты суммы ущерба — неважно, был ли пострадавший обыкновенным быком или быком-гэкдеш .
Гемара возвращается к анализу исходной фразы о выплате ущербов. Заповедал Всевышний: “Если испортит человек поле или виноградник (соседа), послав свой скот портить поле другое, пусть лучшим из поля его и лучшим из виноградника его заплатит” (Шемот , 22-4).
Каждое слово, сказанное Творцом и записанное Моше-рабейну, требует внимательного исследования, — учит Гемара. — Если указано — “из лучшего”, то и платить необходимо именно из лучшего, использовать для компенсации за ущерб другое поле нельзя.
А как же тогда понимать фразу, которую мы учим в другом месте Торы? В ней написано, что заповедал Всевышний: “...Если вырыл человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, хозяин ямы заплатит серебром, вознаградит хозяина (животного)...” (Шемот , 21-33:34).
Для чего здесь слово “вознаградит”? — спрашивает Гемара. — Разве недостаточно слова “заплатит”?
Наши мудрецы утверждают, что дополнительно сказано Всевышним — “вознаградит” — для того, что мы знали: за ущерб в данном случае лучше заплатить серебром, но, если серебра нет, можно компенсировать урон чем-то другим.
На первый взгляд может показаться, что вторая цитата вступает в противоречие с первой.
Гемара разъясняет: в случае, когда компенсацию за ущерб присуждает бет-дин (суд) ответчик должен платить со своего лучшего поля, а если виновник оплачивает пострадавшему ущерб бес принуждения, по собственной инициативе, он имеет право сам выбрать способ компенсации.
Гемара обращает внимание на такую деталь: там, где Тора говорит о поле, всегда используется глагол “заплатит”. Означает ли это, что речь в данном случае идет лишь о недобровольных выплатах? — спрашивает Гемара. И отвечает на этот вопрос отрицательно. Если бы Всевышний имел в виду только присужденные компенсации, Он употребил бы глагол в безличной форме — “будет уплачено”. Будущее время означает здесь, что и добровольные выплаты производятся из урожая с лучшего поля виновника.
Обратим внимание на то, что детально, с различных точек зрения анализируя ситуации, Гемара рассматривает вопросы, не утратившие свою актуальность по сей день. Ведь именно законы Торы лежат в основе современного права .
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|