О Трактате БАВА КАМА
14 элуля 5761 года
16 элуля 5761 года ( 4 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 39
Всевышний в Торе дает человеку сложную дифференцированную систему ответственности за поступки и поведение животных, которые ему принадлежат.
Гемара (обсуждение законодательства, полученного от Всевышнего) спрашивает: должен ли оплачивать ущерб здоровый взрослый человек, в здравом уме и твердой памяти, с нормально функционирующими органами чувств (зрение слух и т.д.), если его бык боднул другого быка, хозяин которого — мальчик до 13-ти лет, глухонемой или душевнобольной?
Проблема здесь в том, что ребенка мужского пола до 13 лет, душевнобольного, а также глухонемого Закон считает юридически недееспособными.
Но ведь хозяин быка, причинившего ущерб, — полноценен и может принять меры, чтобы его бык никому не вредил.
Что же происходит в обратной ситуации, когда бык глухонемого, душевнобольного или несовершеннолетнего боднул быка, принадлежащего взрослому здоровому человеку? Должен ли компенсировать ущерб человек, физически или психически неполноценный? Имеет ли значение в обеих ситуациях характеры быков: скажем, заведомо известно об одном из них, что он способен навредить, так как более двух раз причинял ущерб (бык-муад) или все знают о нем, что он смирный (там )?
Или, например, ситуация такова: ущерб нанес бык, принадлежащий несовершеннолетнему, дела которого ведет опекун. Должен ли опекун компенсировать ущерб?
“Ходите Моими путями”, — заповедал Всевышний.
Всевышний милосерден, и нам следует быть милосердными. Всевышний справедлив, и мы должны жить по принципам справедливости...
Всевышний проявил жалость к хозяину быка-там, обязав его компенсировать лишь половину ущерба, ибо он не ожидал, что его бык обнаружит агрессивность. Ведь раньше этот бык, скажем, никогда не бодался.
Так, может, и мудрецы должны пожалеть сироту, которому родителей заменяет опекун?
Решение таково. Если бык-муад, принадлежащий несовершеннолетнему или, например, душевнобольному, нанес ущерб быку ближнего, бет-дин (суд) выносит предупреждение и обязывает опекуна следить за быком. А если этот бык трижды нанесет повреждения, его объявляют муадом и за него придется выплачивать полную стоимость ущерба.
Наши Учителя обсуждают конкретные проблемы оплаты ущерба.
Возникает вопрос: опекун выплачивает из собственного имущества, а потом возвращает себе сумму затрат из имущества подопечного, когда тот вырастет (если речь идет о несовершеннолетнем), или сразу же компенсирует ущерб из имущества того, кого он опекает?
Меняется ли закон по отношению к несовершеннолетнему, когда он вырастает, или — к глухонемому, а также душевнобольному, когда они излечиваются?
Если бык глухонемого, душевнобольного или малолетнего считался муад, с момента их выздоровления или достижения малолетним совершеннолетия, того же быка, он, переходя во владение человека, приобретающего перед законом равную с другими людьми ответственность, снова становится там, — говорит раби Меир.
Во многих законах Торы важная роль отводится предупреждению. В рассматриваемом нами случае нового хозяина быка (до момента получение прав на владение быком) суд ни о чем предупреждать не мог. И поэтому, вступив в права, он не обязан усиливать охрану своего животного...
Если бык был муад, со сменой хозяина он по-прежнему остается муадом, — утверждает раби Йоси.
Рамбам объясняет его позицию тем, что быком владеет тот же хозяин. Просто до какого-то момента дела его владельца вел опекун.
А если бык все же меняет хозяина, скажем, его дарят кому-то или продают, превращается ли он из муада в быка-там ?
Талмуд выдвигает еще одну проблему.
Заповедал Всевышний: “И если забодает бык мужчину или женщину насмерть, быка надо убить, а мясо этого быка пусть не едят” (Шемот , 21-28).
Возникает вопрос: надо ли убивать быка, которого специально учат бодаться на арене цирка или стадиона?
Все поставленные в нашем обсуждении вопросы будут рассмотрены в обзоре следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|