О Трактате БАВА КАМА
5 тишрея 5761 года
7 тишрея 5761 года ( 24 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 59
Сравнение жизни с дорогой — общепринятая метафора. Конкретизируем его и скажем, что движение по дороге требует соблюдения определенных правил. В противном случае благополучие людей, а порой, — и жизнь ставится под удар.
Талмуд детально обсуждает случаи нарушения правил.
Допустим, человек собрал урожай. На соседском поле, не спросив разрешения, он поставил свою копну. И вот ее съело принадлежащее хозяину участка животное.
Хозяин поля свободен от выплат, — утверждает Гемара. — Более того, если животное из-за копны поранилось, тот, кто поставил на чужом участке копну, обязан компенсировать ущерб.
Логика этого правила проста: даже в случае, если чужое поле не огорожено, сосед, прежде чем что-то на него перенести, должен спросить разрешение у хозяина.
Небольшое примечание: если животное, съев копну, заболело, хозяин копны ущерб не оплачивает.
Владелец участка компенсирует ущерб, если съеденная его животным копна поставлена соседом с разрешения хозяина этой земли.
Естественно возникает вопрос: зачем вообще ставить копну на чужом поле?
Это вполне реальная ситуация, — поясняет Гемара. — Люди живут в долине. Хозяева разных участков земли ставят копны в одном месте — на чьем-то поле. И сообща нанимают сторожа. Так получается дешевле. Нанятый сторож в полной мере несет ответственность за сохранность каждой копны.
Мы уже говорили, что есть случаи, когда человек освобождается от ответа перед земным судом и предстает перед Судом Небесным.
Сегодняшний лист разбирает одну из таких ситуаций.
Человек доверил источник огня лицу юридически недееспособному (глухонемому, умалишенному или несовершеннолетнему). И вот, в результате поджога, что-то сгорело на поле соседа.
Талмуд рассматривает эту ситуацию таким образом: человек как будто бы отправил своих посланцев на чужое поле. Однако законы шлихута (передачи полномочий для выполнения какого-то задания) на умалишенных, глухонемых и несовершеннолетних не распространяются. И он, этот человек, свободен от земного суда и несет ответственность перед Судом Небесным.
Речь идет о том, — уточняет Гемара, — что человек дал юридически недееспособным едва тлеющие угли. А они сами раздули пламя. Но если он передал кому-то из них полыхающий огонь (скажем, горящую свечу), ему придется ответить перед земным судом и заплатить за ущерб.
Другое дело, если огнь передан в руки здорового взрослого человека. Здесь уже ответственность в полной мере несет тот, кто совершил поджог. Тот, кто предоставил ему источник огня, свободен и от земного суда и от Небесного.
Но вспомним правило о шалиахе (посланце), который, как нам известно, — словно продолжение руки пославшего его. Почему в этом случае оно не действительно?
Объясняет Гемара: понятие “шалиах” не применимо там, где речь идет о нарушении законов Торы. Взрослый человек в здравом уме, совершив дурной поступок, не имеет права ссылаться на кого-то, оправдываясь, что сделал это по чьей-то просьбе. Он сам, сознательно, сделал выбор, нарушить закон Торы или нет.
Талмуд иначе разворачивает ситуацию. Допустим, один человек принес источник огня. Второй принес дрова, и этим огнем разжег их. Пламя разгорелось так, что причинило кому-то ущерб. Кто за него отвечает?
Тот, кто принес и разжег дрова, — утверждает Гемара. — Сам по себе источник огня не опасен.
Что получается в обратной ситуации? Первый человек наносил дров, пришел второй с источником огня и поджег их. За ущерб платит тот, кто принес огонь.
Может случиться, что оба не несут ответственности за ущерб. Если дрова и источник огня “использованы” ветром необычной силы. Обычный ветер не принимается в расчет, потому что люди должны предвидеть обычные ситуации.
Вниманию к законам Всевышнего мы учимся у наших праотцев. Они еще до дарования Торы у горы Синай, знали ее и соблюдали ее заповеди. Мы вспоминаем об этом в Дни Тшувы (сегодня — седьмой день из десяти). Ведь наши праотцы, как утверждает раби Элиэзер, родились в месяце тишрей.
Откуда нам это известно?
Сказано в Танахе: “И собрались к царю Шломо все израильтяне в месяц эйтаним, в праздник, в месяц седьмой ” (Мелахим, 1-8:2).
То есть в месяц тишрей, который назван здесь — эйтаним .
Ивритское слово эйтан переводится на русский язык несколькими словами: прочный, устойчивый, основной, непоколебимый, невысыхающий (об источнике).
В месяце тишрей родились основы мира — праотцы еврейского народа.
В тишрее тем, кто хочет сделать тшуву (вернуться на пути Торы) помогают заслуги праотцев (зхут авот).
Слово зхут (чистота) говорит о высоком духовном уровне праотцев, об их милосердии, силе и верности Истине.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|