О Трактате БАВА КАМА
17 тишрея 5761 года
17 тишрея 5761 года ( 4 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 69
В мире, созданном Всевышним, существует понятие кадош — отделенный и предназначенный для выполнения определенной миссии.
Гемара обсуждает такую ситуацию. Вор украл животное. Потерпевший не успел отчаяться и надеется вернуть пропажу. Могут ли вор или хозяин объявить, что украденное животное — экдеш (посвящено Храму)?
Ни тот, ни другой не в праве сделать это, — утверждает раби Йоханан.
Грабитель — потому что животное ему не принадлежит. Хозяин — потому что животное не находится в его владении.
Понятие кадош Тора распространяет на различные предметы явления.
Так, например, сукка в эти дни предназначена для духовного совершенствования человека. Сегодня — третий день праздника Суккот.
Заповедал Всевышний: “в сукках (кущах, шалашах) сидите семь дней” (Ваикра , 23-42).
Наши учителя анализируя слово тэшуву (сидите, живите), подчеркивают: жить в сукке надо так, как привык человек жить в своем доме. Поэтому на семь дней следует сделать сукку своим домом, а к постоянному жилью относится как к временному.
Как это выполняется?
Если есть в доме красивые сосуды или какие-то украшения, их нужно вынести в сукку. В природе человека — украшать дом.
В сукке человек должен есть, пить, учиться и проводить здесь каждую свободную минуту.
Кдушой (особой святостью) обладают в эти дни и арба миним (четыре вида растений), которые мы, соединив, возносим к Небесам: лулав (пальмовая ветвь), этрог (плод из семейства цитрусовых), адаса (миртовая ветвь) и арава (ива).
Существуют разные толкование значения их вознесения к Небесам. Согласно одному из них, лулав символизирует человеческий позвоночник, этрог — сердце, адаса — глаза, арава — уста; соединив их вместе и вознеся вверх, мы как бы реализуем сказанное: “Все органы, которыми Ты наделил наше тело, и душа, которую Ты вдохнул в наши ноздри, и язык, который Ты поместил во рту — все они будут благодарить, благословлять, восхвалять, славить, воспевать, возвеличивать, превозносить, освящать и воцарять Имя Твое...” (отрывок из субботней и праздничной молитвы Нишмат; его текст упомянут в Талмуде).
Действия человека в физическом мире имеют последствия в мире духовном. Вознесение арба миним (во все стороны, вверх и вниз) призвано остановить злые ветры, губительные дожди. Подобные действия совершают только с корбаном (приношением) праздника Шавоут. В Шавуот на Небесах решают, каким будет урожай плодовых деревьев. В Суккот — сколько выпадет дождей и какими они будут.
Сказано, что заповедь вознесения арба миним забирает силы сатана (злого начала), поскольку соединенные вместе эти четыре вида растений символизируют единство еврейского народа. А там, где народ един, нет места сатану .
Во времена Храма арба миним вносили в него семь дней, а за его пределами пользовались ими лишь один день. Как сказано: “...И возьмете... в день первый...” (Ваикра , 23-40).
После разрушения Второго Храма постановил Рабан Йоханан бен Заккай, чтобы везде возносили арба миним семь дней — в память о Храме.
Откуда известно, — спрашивает Гемара, — что мы должны что-то делать в память о Храме?
И приводит слова Всевышнего: “И дам тебе (народу Израиля) Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих — слово Всевышнего — ибо отверженным назвали тебя, — Цион это, — никто не востребует его (никто не печется, не заботится о нем)” (Ирмеягу , 30-17).
Отсюда мудрецы делают вывод, что Цион и Иерусалим нуждаются в заботе, и все, что происходило в Храме, не следует забывать. Поэтому наши мудрецы постановили совершать определенные действия — в память о разрушенном Храме и в ожидании Третьего, которые никогда не будет разрушен.
Например, биму (специальный стол, на который кладут Свиток Торы во время чтения) обходят в память о том, что в Храме обходили вокруг мизбеаха (в приблизительном переводе — жертвенник) с арба миним в руках все семь дней праздника Суккот. Шесть дней — по одному разу, а в последний — семь раз.
Для выполнения заповеди вознесения арба миним тысячи лет в еврейском народе принято выбирать самые красивые растения. О людях, которые стараются исполнить эту заповедь наилучшим образом, говорят, что они будто строят мизбеах и приносят на нем корбанот .
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|