О Трактате БАВА КАМА
20 тишрея 5761 года
20 тишрея 5761 года (7 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 72
Одна из важнейших заповедей Всевышнего — запрет лжесвидетельствовать в суде.
Написано в Торе: “Если украдет человек быка или овцу и зарежет или продаст животное, в пятикратном размере заплатит за быка и в четырехкратном размере заплатит за овцу” (Шемот, 21-37).
Талмуд анализирует различные ситуации.
Два человека, к примеру, свидетельствуют, что некто украл быка или овцу, а также дают показания, что вор зарезал или продал животное.
Но вот приходят в суд другие свидетели и утверждают: те, кто давал показания, не могли видеть ни того, как животное было украдено, ни того, что вор продал его или зарезал. Ибо именно в этот день, в это время, о котором говорили первые свидетели, вторая пара свидетелей, находилась вместе с ними в совершенно другой части селения.
Всевышний заповедал: лжесвидетелей следует наказать так, как наказали бы человека, против которого они дали показания. В данном случае им приходится выплачивать стоимость быка в пятикратном размере или стоимость овцы — в четырехкратном.
Гемара поясняет: такое наказание полагается лжесвидетелям, если они говорили не только о краже, но и о том, что вор зарезал или продал животное.
Талмуд обсуждает иную ситуацию.
Допустим, двое свидетелей показали, что кто-то украл быка или овцу. Два других свидетельствовали, что вор зарезал или продал животное. А вскоре выясняется, что показания тех и других лживы.
Первая пара выплачивает за животное двойную компенсацию (так же, как платит за кражу вор). Вторая — тройную за быка или двойную за овцу.
Если стало известно, что солгала только вторая пара свидетелей, вор выплачивает за животное компенсацию в двойном размере, а лжесвидетели — в тройном за быка и в двойном за овцу.
Если из второй пары один из свидетелей солгал, показания обоих силы не имеют. И вор в таком случае платит за украденное животное двойную компенсацию. Но если солгал один свидетель из первой пары, ликвидируются все показания.
Источник дурных поступков, как мы уже говорили, — йецер а-ра (злое начало), созданное Всевышним, чтобы дать человеку высшее благо — свободу выбора.
Сказал раби Ицхак: йецер а-ра не знает усталости. Если в борьбе с человеком в какой-то момент йецер а-ра не удается добиться успеха, оно не отчаивается, продолжает атаки и с каждым разом действует настойчивее и изобретательнее.
Человеку не победить йецер а-ра без помощи Всевышнего.
Сказал царь Давид: “Творец не оставит нас в руке его (во власти йецер а-ра)...” (Танах, книга Теилим , 37-33).
Приоткройте мне щель с игольное ушко, и Я открою вам дверь в царский дворец, — обещает Всевышний.
Наша традиция говорит, что тому, кто встал на путь очищения, помогают. А размеры (мидот ) помощи прямо пропорциональны силе молитвы (тфилы), в которой человек просит Творца о помощи. Интересно, что слово мидот имеет второе значение — качества, а слово тфила можно перевести и как сосредоточение, самооценка.
Казалось бы, человек мал и беззащитен. Однако Всевышний предоставил ему возможность властвовать на земле. Поэтому последствия человеческих поступков грандиозны.
Творец создал силы добра и силы зла.
Если человек выбирает пути добра, на помощь ему приходят силы света. Сворачивая на пути зла, человек попадает во власть сил тьмы. Какие силы будут сопутствовать ему, человек определяет своими поступками.
Учили наши мудрецы: если тебе мешает йецер а-ра, тяни его в Дом учения. Потому что в борьбе с человеком йецер а-ра стремится выдать черное за белое, запретное — за разрешенное. А в Доме учения люди заняты тем, что проясняют сомнения, определяют границы дозволенного.
“Я создал йецер а-ра, — сказал Всевышний. — И Я создал Тору — противоядие против йецер а-ра ”.
Наш праотец Яаков, вынужденный уйти из родительского дома к своему дяде, злодею Лавану, прежде всего, направляется учить Тору, чтобы выработать в себе иммунитет противостояния злу и не научиться от Лавана дурному. Он учит Тору 14 лет в иешиве Шема и Эвера, потомков Ноаха.
Говорили наши Учителя: у йецер а-ра — два проявления: необузданные страсти и злость (гнев). Страсти человека сравниваются с водой, гнев — с огнем. Тому и другому противостоят вода и огонь Торы.
Как сказано у пророков: “...Все жаждущие — идите к воде” (Иешаягу , 55-1).
И еще: “Слово Мое — как огонь” (Иермиягу , 23-29).
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|