ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

13.11.2024, 12 Heshvan, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



1 хешвана 5761 года


1 хешвана 5761 года (18 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 83

 

Всевышний в Торе дал людям законы, определяющие границы дозволенного и недозволенного, а также — степень ответственности человека за нарушение установленных правил.

Так, например, тот, кто ударил ближнего, обязан заплатить компенсацию, сумму которой составляют выплаты по пяти параметрам: за ущерб, боль, лечение, вынужденный простой в работе и моральный урон.

Существуют законы, обуславливающие расчеты по каждому из этих параметров.

Если, допустим, человеку выбили глаз или сломали ногу, оценивается его дееспособность до происшествия и после происшествия. Разница между суммами предъявляется к оплате. Это — компенсация ущерба.

Сумму за боль назначают по особым таблицам.

Виновный обязан оплатить все расходы пострадавшего на визиты к врачам и лекарства. Если в результате ранения возникли осложнения, виновный продолжает оплачивать расходы на лечение.

За весь период, в течение которого пострадавший не может работать, виновный платит ему деньги в сумме, равной размеру заработка.

Определенную сумму за моральный ущерб суд вычисляет, оценивая достоинства и заслуги виновного и потерпевшего.

Спрашивают наши Учителя: откуда известно, что виновный обязан оплатить расходы на лечение и простои в работе, если нанесенная им рана спустя какое-то время дала осложнения?

И приводят цитату из Торы. Заповедал Всевышний: “Если ссорятся люди, и ударит человек другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, и если он встанет и будет ходить снаружи (по улице) на костыле своем, то ударивший чист, только пусть за простой в работе даст и обязательно вылечит (пострадавшего)” (Шемот, 21-19).

На иврите обязательно вылечит записано двойным употреблением слова “лечиить”.

Для чего в одной фразе Всевышний дважды подряд употребил глагол “вылечит”? Для того, — объясняют мудрецы, — чтобы научить нас, что виновный должен платить второй раз, если пострадавший снова заболеет из-за полученного ранения. Платить и за лечение, и за простои в работе. Об этом прямо говорится в цитате.

Зачем здесь слово “только”? — задается вопросом Гемара.

И отвечает: чтобы подчеркнуть, что обидчик не должен платить пострадавшему, если тот заболеет чем-то, что с нанесенным ранением не связано.

Казалось бы, это и без того понятно.

Есть здесь небольшой нюанс, — учит Гемара. — Возможна такая ситуация, что заболевание, вызванное ранением, обостряется, потому что потерпевший нарушил предписания медиков. Съел, скажем, что-то, что врач ему есть запретил. Без слова “только” можно было бы предположить, что и в этом случае тот, кто нанес увечье, должен снова платить компенсацию. И в этом есть определенная логика. Если бы человек не получил ранение, данный продукт не причинил бы ему никакого вреда.

Однако Всевышний предусмотрел и такую ситуацию, словом “только” отметив: если больной нарушил предписанный медиками режим, тот, кто нанес в прошлом травму, освобождается от уплаты компенсации.

Права и обязанности виновного и потерпевшего — сложная юридическая тема.

Гемара приводит возможный диалог между виновным и пострадавшим.

Желая сократить расходы, виновный может сказать пострадавшему:

— Я разбираюсь в медицине, и сам вылечу тебя.

Пострадавший имеет право ответить:

— Ты — мой обидчик, и я не могу положиться на тебя.

Виновный может предложить:

— Я приведу врача, который будет лечить тебя бесплатно.

— Если врач бесплатно лечит больных, так и лечение его немного стоит, — ответит пострадавший. — Если человек не хочет платить за лечение, врач будет считать, что здоровье такого больного не имеет особой ценности.

(Этот аргумент основан на логике Авраама, который хотел купить пещеру Махпела, чтобы похоронить в ней жену, считая, что по-настоящему приобретено то, за что заплачено деньгами или определенными усилиями).

— Я привезу тебе хорошего врача издалека (своего родственника или друга), и он вылечит тебя, — заявит обидчик.

Потерпевший имеет право ответить:

Врач, приехавший издалека, будет торопиться, чтобы поскорее вернуться домой. Он не станет заботиться о том, чтобы продолжить лечение. Да и результаты лечения его будут интересовать гораздо меньше. Совсем необязательно думать о своей репутации в чужих краях, где тебя никто не знает... Хочу лечиться у местного врача, у такого, которому смогу довериться.

Из данного диалога делаем вывод: пострадавший выбирает врача, а виновный лишь оплачивает расходы.

Однако и у виновного есть свои права, на реализации которых он может настаивать. Но об этом — в следующем листе.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как принять иудаизм православному?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля