New Page 1
|
|
9 Ава
|
ХРАМ: ЧУВСТВУЕМ ЛИ МЫ УТРАТУ?
Раввин Шрага Симмонс
-
ЗНАЕМ ЛИ
МЫ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ?
-
КАК НАУЧИТЬСЯ ЧУВСТВОВАТЬ
УТРАТУ ХРАМА?
|
|
С того самого дня, когда был разрушен Храм,
более не бывало совершенно чистого неба. Сказано
в книге пророка
Иешаягу (50:3): "Я
облекаю Небеса мраком, и вретище делаю покровом
их"...
ХРАМ: ЧУВСТВУЕМ ЛИ МЫ УТРАТУ?
Раввин Шрага Симмонс
Святой Храм был - и до сих пор остается -
одним из центральных и основополагающих понятий
иудаизма. Мудрецы говорят, что восстановление
Храма - часть нашей основной Задачи, и мы должны
стремиться каждую минуту по нему тосковать.
Однако немногие способны ежедневно ощущать
это страдание. Но, оторванные от Всевышнего, мы
можем переживать духовную агонию и даже не
подозревать об этом.
Почему?
В основном наша жизнь приятна и удобна. В
принципе мы ни в чем не испытываем недостатка.
Мы верим в иллюзию физического мира и считаем,
что он хорош и такой, какой есть.
Три Недели Траура должны напомнить нам, что в
нашей жизни чего-то не хватает, что мы в
действительности живем не так, как следовало бы.
Если бы Мудрецы не позаботились о назначении
этих дней траура, мы остались бы равнодушны к
потере Храма и не задумывались над тем, чего
лишены.
Цель этих дней
-
сравнить, как мы живем сейчас, с тем, как
мы могли бы жить, если бы все сложилось
иначе. И если нам удастся ощутить боль в глубине
наших сердец, значит, наша скорбь по утраченному
Храму истинна и искренна.
ЗНАЕМ ЛИ МЫ, ЧТО
МЫ ПОТЕРЯЛИ?
Во времена Храма человек мог прийти в
Иерусалим и действительно ощутить присутствие
Всевышнего. Стремление души прикоснуться к Нему
осуществлялось. Но потом Храм был разрушен, и мы
потеряли то, что имели. Но что же именно мы
потеряли?
В июне 1967 года израильские десантники,
захватили Старый Город в Иерусалиме и первыми
оказались у Западной Стены. Многие солдаты,
будучи не в силах справиться с эмоциями, стояли
у Стены и плакали. Один нерелигиозный солдат
стоял вдалеке от других и тоже плакал.
-
Почему ты плачешь? - спросили его.
И он ответил:
- Потому, что не знаю, почему я должен
плакать.
Если мы не чувствуем потерю, значит нет
надежды на то, что Храм когда-нибудь вновь будет
воздвигнут. Кодекс еврейских законов,
Шулхан Арух, говорит:
«Каждому,
кто чтит Творца, подобает тревожиться и
печалиться по поводу разрушения Священного Храма».
Комментаторы задают естественный вопрос: а
как же быть человеку, который все еще не чтит
Всевышнего и потому не чувствует боли от утраты
Храма?
Дело в том, что данное обязательство
применимо и к подобной личности - однако в
несколько измененном виде:
Каждому, кто
еще не научился чтить Творца, подобает
тревожиться и печалиться по поводу того, что его
не беспокоит факт разрушения Священного Храма.
Огромную значимость этого обязательства
подтверждает Талмуд (трактат Шаббат, лист
31),
где сказано: когда человек после смерти
предстает перед судом, его спрашивают:
"ждал
ли ты Исправления?".
И это - один из самых главных вопросов.
Всевышний не ожидает от нас немедленного
достижения духовного совершенства. Однако это не
означает, что мы не должны работать над собой.
Нам следует стремиться к такому состоянию, в
котором всем своим существом мы сможем
почувствовать потерю Храма и скорбеть о нем
вместе со всем еврейским народом.
КАК НАУЧИТЬСЯ ЧУВСТВОВАТЬ
УТРАТУ ХРАМА?
Переживая 2000-летнее изгнание, полное
страданий и преследований, нам порой чрезвычайно
трудно не поддаться чувству безнадежности и
отчаяния. Под влиянием этого чувства и стоит
обратиться к идее восстановления Храма и
возобновления проводившегося в нем служения.
Надежда укрепляется по мере того, как мы
сосредотачиваемся на мыслях о лучшем будущем,
ожидающем еврейский народ. Время и пространство
отступают перед образом заново выстроенного,
вечного Иерусалима, который возвестит приход
новой эры, эры Машиаха.
Как же научиться размышлять о Храме?
Во время вавилонского изгнания нашего пророку
Йехезкелю было поручено рассказать евреям о
деталях строения Храма. Так воплотилась мысль,
что со временем евреи вернутся в свою землю и
восстановят Храм.
Вот что говорится в Мидраше (Танхума,
Цав,
14):
Всевышний сказал Йехезкелю: "Изучение
структуры Храма приравнивается по значению к его
постройке. Скажи людям, чтобы изучали устройство
Храма, и в награду Я отнесусь к их труду так,
как будто бы они по-настоящему строили Храм".
Существует несколько способов изучать
устройство Храма и принципы служения в нем:
1.Узнайте о том, какие приношения делались в
Храме. Для этого можно использовать книгу
Сефер а-Хинух, в которой рассказывается
о процедуре и цели приношений
(корбанот);
2. Узнайте о различных предметах,
использовавшихся в Храме: меноре, Святом
Ковчеге, одеянии коэнов и т.д. На
сегодняшний день существует множество книг с
великолепными иллюстрациями, а так же более
глубокие труды, объясняющие символику действий в
Храме.
3. Узнайте о специальных заповедях,
соблюдавшихся во времена Храма. Это - заповедь,
повелевавшая три раза в год приходить в
Иерусалим, заповеди Бикурим ,
Маасер и т.п.
4. Узнайте об аспектах службы в Храме,
которые осуществляются и в наши дни:
благословение коэна, омовение рук перед трапезой
с хлебом.
Талмуд (трактат Менахот, лист
110) говорит о том, сколь важно изучать
структуру Храма и принципы служения в нем:
Что означают строки - "Это - закон приношения
во искупление грехов; это - закон приношения во
искупление вины"? Смысл их таков: тот, кто
изучает законы приношения во искупление грехов,
на самом деле как будто бы сам выполняет эту
заповедь; тот, кто всерьез и искренне изучает
законы приношения во искупление вины, на самом
деле как бы сам искупает вину".
|
|
New Page 1
|