ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



9 Ава

Краткий словарь
 

А Б В Г Д Е Ж З И
К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

 

 

 
A

Ав - название месяца еврейского календаря. Обычно приходится на вторую половину июля - первую половину августа..

Асара ба-Тевет - см. Четыре поста.

Б

Бейт а-микдаш (Бет а-микдаш) - так на иврите называют Храм. В дословном переводе - Дом Святости.

Бейт Кнессет (бет кнессет) - так на иврите называют синагогу. В дословном переводе - Дом собрания (евреев для молитвы).

В

Вавилонский плен - Изгнание евреев в провинции Вавилонской Империи, которое началось сразу же после разрушения Храма (3338 г. от Сотворения мира - 422 г. до н.э.) и продолжалось 70 лет - до восстановления Храма.

Впрочем, некоторые евреи были изгнаны в Вавилон еще до разрушения Храма, и многие оставались в Вавилоне даже после восстановления Храма.

Второй Храм - Построен через 70 лет после разрушения Первого Храма, то есть в 352 г. Простоял 420 лет и был разрушен войсками Рима под руководством будущего императора Тита.

Это произошло в тот же день календаря, что и разрушение Первого Храма. Девятого Ава 3828 г. (68 г. н.э.).

Г

Галут - состояние еврейского народа, определяемое тем, что Присутствие Всевышнего не ощущается явно (как, к примеру, во времена Первого Храма). Это выражается в том, что часть еврейского народа живет вне Эрец Исраэль (Земли Израиля) и не ведет еврейский образ жизни.

Галут - следствие искажения приоритетов в системе ценностей, когда, вместо того, чтобы прилагать усилия для постижения Торы (в этом - одна из главнейших задач еврейского народа) и реализации полноценной еврейской жизни в Эрец Исраэль, на первый план в приоритетах еврейской общественной жизни выдвигается следование надуманным мировоззренческим теориям и религиям и достижение материального благополучия.

Галут закончится, когда завершится процесс Геулы.

Геула - Состояние еврейского народа, в котором главной ценностью и в мировоззрении и в практической жизни станет стремление к постижению Мудрости Творца (Торы) и еврейский образ жизни.

Геула обязательно наступит. Самое позднее - в конце шестого тысячелетия. Но мы надеемся, что это произойдет раньше.

Мир находится в процессе Геулы уже несколько столетий. Но он еще не завершен. Этот процесс имеет подъемы и спады, ибо отражает духовное состояние еврейского народа.

Гора Мориа - вершина горы (точнее - высокого холма) в Иерусалиме, на которой стоял Храм. Фактически представляет собой «трехглавый» холм. Одну из его вершин называют - гора Мориа, вторую - гора Цион (Сион), третью - Храмовая гора.

Д

Давид - Царь (на иврите - мелех) еврейского народа. Прожил 70 лет (906-825 гг. до н.э.). Был избран царем самим Всевышним - через пророка Шмуэля.

Возложенную на него обязанность - быть духовным и политическим руководителем еврейского народа (в переводе на русский язык слово мелех означает - «тот, кто ведет»), Давид полностью оправдал. И за это его род был вознагражден, как сказал пророк Ирмиягу через 400 лет после его смерти: «(И в будущем) династия Давида не прекратится» (Танах, Ирмиягу, гл. 37, ст. 17).

В пророчестве о Третьем Храме и завершении данного этапа мировой истории пророк Иехезкель говорит: «И Давид царствует над ними (евреями) и будет он единым пастырем для них» (Иехезкель, гл. 37, ст. 24).

Давид составил Книгу Теѓилим (в переводе на русские - Псалмы) - из 150 отдельных поэм. В них раскрывается стремление человека к Творцу.

После Давида царем стал его сын Шломо.

Девятое Ава - см. ст. рава Элиягу Эссаса "Девятое Ава - день траура, день надежды"

Десятое Тевета - см. Четыре поста.

Диаспора - греческое слово; в переводе означает - «рассеяние» (народа). См. Галут.

Ж

З

И

Ирмиягу - (иногда - Иеремия) - один из крупнейших еврейских пророков. Стал ощущать пророческие видения в молодом возрасте - с 462 г. до н.э., то есть за 40 лет до разрушения Храма.

Его пророчества составили самую большую книгу пророчеств (1365 фраз) в Танахе. В ней предсказывалась Катастрофа и Разрушение.

Однако есть в этой книге и главы, в которых Всевышний открывает, что после Разрушения будут в судьбе народа и хорошие периоды и произойдет Возвращение в Эрец Исраэль.

Ирмиягу автор и книги Эйха, а также книги Мелахим (Цари). Эти книги тоже вошли в состав Танаха.

Судьбы Ирмиягу сложилась трагично. После разрушения Храма группа евреев, бежавших в Египет, насильно заставила его отправиться с ними.

Семьи у него не было, и место, где он похоронен, неизвестно.

Иешаягу - (по-русски искаженно его называют Исайа) - один из величайших еврейских пророков. Родился в знатной семье. Его отец - Амос был братом царя Амации.

Пророчествовал свыше 60-ти лет (с 593 г. до н.э.). Тексты его пророчеств составляют названную по его имени книгу. В ней есть главы о грядущих войнах и катастрофе, а также - особенно в последней трети книги - довольно подробные описания Геулы (см. Геула) и заключительных этапов мировой истории, когда еврейский народ, а с ним - и народы мира высшим приоритетом в шкале ценностей изберут искренний поиск Слова Всевышнего, Его Мудрости

Первая глава книги Иешаягу читается в субботу, предшествующую Тиша бе-Ав (см. Хазон).

 

Иудея - Слово Иудея происходит от русского варианта латинского искажения имени Иегуда - Иуда. Так иногда называлась Земля Израиля. После смерти царя Шломо - 9 в. до н.э. в царстве Израиль произошел раскол. Страна разделилась на два государства: Северное, в котором жили 10 (из 12-ти) колен Израиля, и Южное - где жили колена Иегуды и Биньямина.

Поскольку к Северному относилось большинство евреев, оно получило название Исраэль (Израиль). Южное называлось Иегуда (Иудея), т.к. колено Иегуды занимало главенствующее положение по сравнению с коленом Биньямина.

Столица еврейского народа - Иерусалим - входила в состав государство Иегуда (Иудея). Когда Северное государство пало, Иудеей называли все еврейское царство. Оно закрепилось в последующих столетиях, когда евреи, вернувшись в 4 в. из Вавилонского галута (изгнания), расселились по всей территории Эрец Исраэль.

Сегодня территории Земли Израиля, освобожденные от арабов (1967 г. - Шестидневная война) поделены на две области - Иегуда (Иудея) и Шомрон (Самария; севернее Иерусалима) - в память об историческом разделении. Главным городом Северного царства иногда считался город Шомрон.

 

К

Кинот (ед. ч. - кина) - печальные поэмы-эллегии, написанные великими Учителями, от раби Элиэзера (современника разрушения Второго Храма) до раби Иегуды ѓа-Леви (Испания, 12-й век). Они посвящались теме разрушения, Галута , вечной связи души еврея с Ционом (см. Цион).

Кинот объединены в специальный сборник, который, частично или полностью, читают в синагогах вечером Девятого Ава и утром - после утренней молитвы.

          Принято читать кинот, сидя на низком стуле или на земле - также как во время траура по умершему.

Кодеш - дословно: Святой, Возвышенный. Одно из названий большого зала Храма. Слева в нем находилась Менора, в центре - золотой мизбеах (нечто, вроде квадратного столба, на верхнюю плоскость которого возлагали кторет - травяную смесь для воскурения), а справа - особый стол, на который еженедельно выкладывали 12 хлебов, символизировавших 12 колен Израиля.

Корбан - приношение, которое, согласно заповеди Торы, евреи должны были приносить в Храм - и в знак благодарности и в качестве «штрафа» в случае, если нарушали запрет Торы. Отметим, что корбан за вину приносили, только если нарушение было непреднамеренным. Если запрет преступался сознательно, корбан изменить ситуацию не мог, ибо для того, чтобы произошло исправление, требуются усилия души, направленные на очищение.

Корбан приносили не только индивидуально (каждый еврей в отдельности), но и весь народ. От имени народа корбан приносил служитель Храма - коэн.

В качестве корбана приносили домашних животных (быка, барана и т.п.) или муку, смешанную с оливковым маслом.

Л

М

Менора - В буквальном переводе: семисвечник.

Чаще всего под этим словом понимают семисвечник, который стоял в Иерусалимском Храме. Его изображение - основной элемент государственного герба Израиля.

Мизбеах заѓав - дословно: золотой мизбеах. См. Кодеш.

Н

Невузаредан - главнокомандующий и начальник канцелярии царя Навухаднецара. Именно он командовал войсками при осаде Иерусалима и ворвался в город 7-го Ава, а 9-го - отдал приказ разрушить и поджечь Храм.

Интересно, что в отличие от своего царя, Невузаредан осознал преступность этих действий и даже сделал гиюр (перешел в еврейство). Невузаредан, как написано в Талмуде (трактат Санѓедрин), став евреем, вел праведный образ жизни.

Навухаднецар - один из самых великих царей Вавилонской Империи. Правил с 440 по 395 гг. до н.э. Его Империя простиралась от Восточного Иорданья (теперь - Иордания и Сирия) до Индии.

В 433 году предпринял поход на Иудею (Южное государство Израиль) и отправил в изгнание 10 тысяч евреев из знатных семей, включая царя Иеѓояхина.

Через 10 лет, собрав огромную армию, пошел на Иерусалим, чтобы подавить непокорный народ (евреев) и разрушить Храм. Ему удалось сделать это Девятого Ава 3338 г. от Сотворения мира (422 г. до н.э.).

В дальнейшем Навухаднецар занялся сознанием собственного «культа личности» и строительством «столицы мира» - города Бавель (Вавилон). Однако и его настигла кара Небес - последние годы жизни он был болен тяжелой формой шизофрении.

Нехемия - Пророк, автор книги Нехемия, вошедшей в Танах. Правитель Иудеи. в начале периода Второго Храма . До этого он был советником персидского царя Дария и в 344 г. выпросил у того право покинуть столицу Персии, чтобы помогать своему народу восстанавливать еврейскую жизнь в Эрец Исраэль. Он организовал строительство городской стены, создал силы безопасности (нечто вроде полиции), укрепил соблюдение законов субботы, что является залогом процветания еврейского государства.

О

П

Первый Храм - в Иерусалиме. Строительство начал царь Давид, а завершил в 2928 г. от Сотворения мира (852 г. до н.э.) царь Шломо. Просуществовал 410 лет.

Плач Иеремии - см. Эйха.  

Пост - определенный образ поведения, помогающий настроить мысли на тшуву, то есть, духовное очищение и исправление. Пост бывает длинным и коротким. Длинный начинается с захода солнца и продолжается до появления звезд следующим вечером (длится около 25-ти часов). Короткий начинается с момента, когда человек просыпается утром и продолжается до появления звезд вечером этого дня. То есть зимой такой пост длится 9-12 часов, летом - 12-15. В году два длинных поста: Йом Кипур и Тиша бе Ав. Коротких - четыре. Три из них - в память о Иерусалиме (см. Четыре поста), четвертый - таанит (пост) Эстер перед праздником Пурим (см. на сайте материалы посвященные этому празднику). По еврейской традиции в пост воздерживаются от любой еды и питья, включая чистую воду.

Пост Гедалии - см. Четыре поста.

Р

С

Семнадцатое Таммуза - см. Четыре поста.

Сеуда мафсекет - последняя трапеза перед длинным постом. Перед наступлением Тиша бе-Ав каждый взрослый член семьи садится на пол (или низкий стул) - в одиночестве (что символизирует скорбь и траур) и съедает очень скромную трапезу.

Это может быть лишь одно вареное блюдо, обычно - крутое яйцо, которое обмакивают в пепел (например, от сожженных спичек). Пить во время этой последней перед постом трапезы можно без ограничений. Перед Йом Кипуром сеуда мафсекет носит другой характер.

Соломон - см. Шломо

Т

Таанит - то же самое, что и пост.

Тит - римский император. Стоял во главе римской армии, разрушившей Иерусалим и Второй Храм (68 г. н.э.; в некоторых источниках указывается 69-й г. - из-за путаницы, связанной с «нулевым» годом христианского летоисчисления).

Тит (на латыни - Титус) долго и мучительно болел и умер от тяжкой болезни, что явилось карой Небес за исключительную жестокость в отношении к евреям.

Третьего Тишри - см. Четыре поста.

У

Ф

Х

Хазон - так называется Афтара (отрывок из книги Пророков), которая читается в субботу перед Тиша бе-Ав. По первому слову текста: Хазон Иешаягу... (Пророчество Иешаягу).

В этом отрывке - две основные темы: первая - евреи отдалились от Всевышнего, что станет причиной Катастрофы (эти слова были сказаны более чем за 100 лет до событий); вторая - через духовную работу и стремление к Истинной Справедливости придет Геула.

Храм - (на иврите - Бейт а-Микдаш, что в буквальном переводе на русский язык означает - Дом Высшей Святости) Построен в Иерусалиме царем Шломо (Соломоном). Однако землю для него купил и начал строительство еще отец Шломо - царь Давид. Строительство Храма завершено в 832 году до н.э.

Иерусалимский Храм простоял 410 лет - до тех пор, пока его не разрушили войска вавилонского царя Навухаднецара.

Через 70 лет в Иерусалиме выстроили Второй Храм. Он простоял 420 лет и был сожжен римскими войсками.

С разницей в несколько столетий обе трагедии случились в один и тот же день - 9-го Ава.

Второй Храм не имел целого ряда важных предметов, которые были в Первом Храме. Они ушли в землю Храмовой горы в Иерусалиме и поднимутся, когда будет выстроен Третий Храм.

Ц

Цион - (по-русски - Сион) - это слово в переводе с иврита означает «выделенное, особое место». Так названа и гора, на которой стоял Храм.

Кроме того, слово Цион стало символом «пространства», к которому стремится душа еврея.

Иногда под названием Цион подразумевают Иерусалим.

Цом - в переводе с иврита - пост.

          Цом Гедалии - см. Четыре поста.

Ч

Четыре поста. - В течение года четыре поста связаны с разрушением Иерусалима и Храма.

Первый пост - 10-й день месяца Тевет (обычно в январе). В этот день (3338 г. от Сотворения мира - 422 г. до н.э.) войска вавилонской империи окружили Иерусалим и начали осаду города.

Второй пост - 17-й день месяца Тамуз (обычно в июле). В этот день в иерусалимской стене была пробита первая брешь.

Третий пост - Девятое Ава. Разрушение Храма.

Четвертый пост - 3-й день месяца Тишри (обычно в сентябре). Этот пост называют также - Цом Гедалии (пост в память о Гедалии). События, в память о которых установлен этот пост, происходили уже после разрушения Храма. В Эрец Исраэль осталась горстка евреев, которые пытались сохранить от еврейской жизни все, что было возможно. Эту группу возглавил член царской семьи - Гедалия бен Ахикам. По доносу, он был схвачен и убит. Его гибель завершила, по сути, процесс разрушения еврейской жизни в Эрец Исраэль. Она возродилась только через 50 лет (окончательно - через 70), когда вновь отстроили Храм.

Ш

         Шаббат Хазон - суббота, когда читают Афтару Хазон.

Шломо - (Соломон - искажение, приобретенное при переводе на греческий язык) Царь (на иврите - мелех) еврейского народа. Сын царя Давида от жены Бат-Шевы.

Родился в 848 г. до н.э Умер в 796 г. до н.э.

При царе Шломо государство занимало территорию от Синайской пустыни и до Дамаска, от Бейрута (на севере) до Эйлата (юг, побережье Красного моря).

Главное качество Шломо - мудрость.

Шломо составил три книги, вошедшие в Танах (Библию): Шир а-Ширим (Песнь Песней), Мишлей (Притчи) и Коѓелет (об итогах жизни человека).

Шломо завершил строительство Храма в Иерусалиме. При нем Храм стал точкой притяжения для всего мира.

Имя Шломо означает - «цельный, гармоничный в деле выполнения Воли Творца».

Э

Эзра - руководитель евреев, возвратившихся из Вавилонского плена. В 357 г. до н.э. первая группа евреев пришла в разрушенный Иерусалим и приступила к его восстановлению. Эту группу возглавил Эзра.

Родился в известной семье коэнов. Был пророком. Его пророчества и деяния описаны в книге Эзра, вошедшей в Танах.

В Талмуде сказано, что его духовный потенциал приближался к уровню потенциала самого Моше Рабейну. Через пять лет после возвращения Эзры Храм был восстановлен. Вскоре к руководству народом присоединился и Нехемия.

Эзра был учеником Баруха Бен Нерии, который, в свою очередь, учился у Ирмиягу. В процессе переосмысления духовных корней Катастрофы Эзра принял ряд декретов (на иврите - таканот), которые способствовали тому, чтобы те же ошибки не повторились в будущем. И хотя Второй Храм тоже был разрушен (спустя 420 лет), ошибки, допущенные перед разрушением Первого Храма уже не повторились.

Эйха - Книга, которую написал пророк Ирмиягу. Входит в Танах и является одной из пяти мегилот (мегила - свиток): Мегилат Эстер, Мегилат Рут и др.

Иногда эту книгу называют Плач Иеремии.

Она состоит из пяти глав.

Каждая фраза первой, второй и четвертой глав начинается с определенной буквы, как бы выстраивая последовательность ивритского алфавита (в каждой из них - 22 фразы, по числу букв алфавита). Этим демонстрируется, что Катастрофа - разрушение Храма - произошла не одномоментно, ей предшествовал процесс, развивавшийся по мере того, как евреи нарушали те или иные законы Торы (как мы сказали бы по-русски - от «А» до «Я»).

Почти по тому же принципу строится и третья глава. С той разницей, что здесь с одной и той же буквы начинаются три фразы подряд. В этом заключен намек на долготерпение Всевышнего: несмотря на то, что евреи нарушили законы от «А» до «Я», Творец не наказывал их в ожидании, что они исправятся. И только троекратное нарушение «вынудило» Небеса обрушить на еврейский народ страшную кару.

Пятая глава также содержит 22 фразы (по числу букв в алфавите). Но алфавитный порядок здесь не соблюден, что говорит о том, что избавление - геула придет неожиданно. Эта идея «неожиданности» просматривается в нарушении алфавитного порядка начальных букв фраз. Например, за двадцать первой буквой алфавита следует вторая, а за двенадцатой - пятая...

Во всех синагогах мира книгу Эйха читают вечером, после вечерней молитвы. В некоторых читают ее и второй раз - утром, после утренней молитвы.

 

Ю

Я
 

"9 Ава - День траура, день надежды" Рав. Элиягу Эссас

Законы и обычаи Тиш'а бе-Ав

Краткий словарь

Три недели траура

Вопросы о 9 Ава

Духовный дом народа Израиля

ХРАМ: Чувствуем ли мы утрату?

Как мы оплакиваем потерю Храма

Приношения животных во времена Храма

От руин к надежде

Надо знать, что нас ждет в ином мире. Но зачем такие «страшилки»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля