То, что перед Тиша бе-Ав (9-е Ава)
нельзя пить вино девять дней, связано не с
содержанием алкоголя в вине, а с его внутренними
свойствами.
На иврите вино - яин. Числовое
значение этого слова (гематрия) - 70. Это
число символизирует постижение Торы.
Поясню: седьмой день Творения был целью
предшествовавших шести дней. Цель эта -
постижение Сути Всевышнего (Торы). Десять по
отношению к единицам выражает более высокий
уровень духовности. Так мы приходим к пониманию
значения числа 70, внутренней духовной сути
вина, обуславливающей
запрет пить его перед Тиша бе-Ав.
Ведь разрушение Храма символизирует нарушение
процесса духовного постижения Его Сути.
Однако запрет распространяется лишь на
напитки из винограда. А это не только
виноградные вина, но и коньяк, шампанское,
виноградный сок.
Другие напитки, в том числе, пиво, водку,
ликеры и т.п. употреблять в эти дни разрешается.
Что касается вина, то в субботу этот запрет
снимается. И понятно. Ведь сама суббота - уже
символ постижения Сути Всевышнего. Поэтому и
запрещать пить в шаббат вино не надо.
Кстати, поскольку Храм еще горел и 10-го Ава,
то от вина принято отказываться и в этот день.
Автор текста Элиягу Эссас
10.07.02
Отвечая
всем, кого интересует
этот вопрос, отмечу, что
в этот день следует
воспользоваться любой
возможностью, чтобы
освободиться от работы (взять
выходной в счет отпуска,
или без сохранения
содержания и т.п.).
В
Талмуде, а также в Ѓалахе
(практический закон)
сказано, что работа в
этот день не приносит
благословения. И вот
почему.
Тиша
бе-Ав — день разрушения.
Причем, космического
значения.
Однако,
насколько я понял, вы
старались освободить
себе этот день от работы,
но не сумели.
В
таком случае надо
учесть следующее:
1.
В отличие от Йом Кипура,
в день Тиша бе-Ав
никакие виды работ не
запрещены. Можно ездить,
писать, говорить по
телефону и т.п.
2.
Пост надо выдержать, как
определено в нашей
традиции — от захода
солнца в канун 9-го Ава (в
этом году — 17-го июля) и
до появления звезд 18
июля вечером (чтобы
знать точно, посмотрите
в календаре время
окончания ближайшего
шаббата, т.е. 20-го июля).
3.
Постарайтесь надеть
некожаную обувь (к
примеру, спортивную).
4.
Старайтесь не
здороваться с людьми
первым. На приветствия
других отвечайте
нормально, но без
излишних проявлений
радости. При этом,
конечно, нельзя обижать
кого бы то ни было
невниманием.
5.
В зависимости от
обстановки, можно и даже
нужно рассказать
сотрудникам и коллегам
о том, что Вы соблюдаете
траур по Храму и
Иерусалиму, раскрывая,
тем самым евреям и
неевреям, что наш народ
всегда сохраняет связь
с Иерусалимом.
Однако
я не имею в виду, что Вам
необходимо
инициировать такой
разговор. Речь идет о
возможном
возникновении такой
ситуации, когда коллеги
поинтересуются, почему
Вы, скажем, не пьете и не
едите.
6.
Я бы рекомендовал Вам
встать пораньше и
прочесть кроме
ежедневной утренней
молитвы (если Вы ее
читаете) еще книгу Эйха (Плач
Иеремии) и несколько
текстов по духу
подходящих к этому дню.
Если
вы накладываете тфилин,
сделайте это не утром, а
когда вернетесь с
работы (но до захода
солнца 18-го июля).
Впрочем, если Вы не
уверены, что успеете
вернуться до этого
времени, наложите
тфилин утром, после
чтения текстов.
7.
Если Ваша работа
требует вечернего
присутствия (17-го июля, в
часы наступления Тиша
бе-Ав), начните
поститься в
установленное время, а
книгу Эйха прочтите,
вернувшись домой —
поздно вечером или
ночью.
Дома
— с вечера 17-го и до
полудня 18-го нужно
сидеть на низком стуле
или на ковре (можно
постелить что-то на пол
и сидеть на полу). На
работе, естественно, так
вести себя не надо. И не
только из-за ощущения “неловкости”
перед сотрудниками, но и
потому, что на рабочем
месте (если уж Вам
необходимо
присутствовать) надо
работать, а не “соблюдать
траур”.
Другое
дело, что в каком-либо
увеселительном
мероприятии не следует
принимать участия.
Автор
текста Элиягу Эссас
11.07.02
Вопрос 1:
«Все,
что ни делает Всевышний - к лучшему». Так мы
читаем в книгах. Почему же Девятого Ава у нас
день траура о разрушенном Храме?
Юрий,
Москва, Россия
Отвечает рав Элиягу Эссас:
Вам
удалось отметить одну особенность, на которую не
все обращают внимание. Ведь и в самом деле,
обычно пользуются расхожей формулировкой - «День
поста в память о разрушенном Храме».
Конечно
же, в этом есть определенная логика: Девятого
Ава 3338 года от Сотворения мира Иерусалимский
Храм был разрушен. И с тех пор ежегодно для нас
этот день - день траура.
Однако,
если мы рассмотрим этот вопрос на более глубоком
уровне, мы поймем, что дни траура не посвящены
разрушенному зданию. И в Талмуде прямо сказано:
«Всевышний проявил величайшую милость: вместо
уничтожения народа были разрушены камни
(Храма)».
Поэтому, по сути, Вы совершенно правы. Мы
отмечаем траур не по камням.
Тогда в
чем же тут дело?
Речь
идет о причинах, которые привели к Катастрофе, и
мы оказались в галуте (изгнании). О том,
что до сих пор нам не удалось преодолеть. Это -
неумение быть вместе, видеть хорошее и
радоваться ему, неумение прощать другим то, что
кажется нам плохим проявлением. Что в Талмуде
называется - синат хинам (беспричинное,
необоснованное отторжение другого еврея).
И пока
мы не преодолеем в себе эти недостатки, процесс
разрушения Храма, если можно так выразиться,
будет продолжаться.
Что мы
можем сделать на практике, в нашей жизни? Ведь
очевидно, что правильные лозунги неправильные
поступки не отменяют.
Всем
нам важно сознательно и всерьез работать над
собой (вспоминать, думать, переживать), чтобы
научиться видеть в другом еврее - брата.
Независимо от его идеологии или образа жизни.
Можно, а нередко - просто необходимо, помогать
другому в поиске Истины, открывая ему ее грани и
т.п.
Тут,
вероятно, возникнет вопрос: можно ли научиться
любить другого, независимо от того, насколько
успешно он приближается к Истине? К Истине - в
нашем понимании.
В наших
книгах написано - можно.
Скажу,
например, о себе.
Я
работаю над собой свыше 20-ти лет. Были у меня,
конечно же, и очевидные неудачи. Но в целом, мне
кажется, определенных успехов достичь удалось.
Сущностно такая работа напрямую не связана с
уровнем интеллекта или душевными свойствами. От
этого зависит лишь качество процесса: скорость и
высота подъема. Но так или иначе, этот процесс
являет собой универсальный способ великого
Исправления.
А пока
мы еще не достигли в этой работе необходимых
высот, в день Тиша бе-Ав мы скорбим о
том, что причина «разрушения Храма» в каждом из
нас еще не устранена...
Автор текста Элиягу Эссас
07.07.02