ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 









Всем известно

Некоторые решают стать вегетарианцами по «эстетическим» соображениям — просто не любят вкус мяса, другим кажется, что употребление мяса вредит здоровью, третьи не едят мясное потому, что убивать животных, на их взгляд — аморально. Какие же рекомендации на этот счет дает еврейская традиция?..

ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕГЕТАРИАНСТВО

Фейги Тверски, Шрага Симмонс

Прежде — небольшое предисловие о еврейском мировоззрении.

В идеале не должно быть границ между физическим и духовным существованием человека. С позиций еврейской традиции, деятельность человека, как существа смертного — употребление пищи, сон, трудовая деятельность и т.п. — это тоже часть нашего служения Всевышнему, и — не менее важная, чем соблюдение мицвот (заповедей), молитвы, изучение Торы или благотворительность.

Наша земная деятельность — своеобразный мост, по которому мы идем, чтобы достичь высших миров. Поэтому сам акт принятия пищи — не лишенное смысла потворство нашим желаниям, но — необходимое действие, поддерживающее наше физическое существование. Акт принятия пищи может и должен стать лестницей к Небесам — средством, которое помогает привнести в нашу жизнь высокую духовность.

Талмуд рассказывает, что один из первых вопросов, который задает душе человека Всевышний, когда душа оказывается на Небе — «Попробовал ли ты все фрукты и съедобные растения, которые Я создал на земле?». То есть Учителя, говоря об этом, учат нас наслаждаться всем, что создал Всевышний, по достоинству оценивая щедрость и красоту Творения.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) говорил, что есть мясо в праздники — мицва. Это необходимо, чтобы усилить чувство радости и получить в праздник больше удовольствия (это не относится к тем, кто удовольствия от мяса не получает).

Как мы знаем, Тора разрешает нам есть мясо животных, выдвигая при этом несколько условий:

1. Можно употреблять в пищу мясо лишь тех животных, которые названы в Торе — кошерными (см. Ваикра, гл. 11)..

2. Чтобы можно было есть мясо кошерных животных, их должны убить особым, оговоренным еврейским законом, безболезненным способом, который носит название — шехита (см. Дварим, гл. 12, ст. 21, а также — на сайте Введение в трактат Талмуда Хуллин);

3. Из мяса пригодного для еды необходимо удалить некошерные элементы — кровь, определенного вида жир и сухожилие (см. Ваикра, гл. 3, ст. 17 и Берешит, гл. 32, ст. 33).

4. Мясо должно быть приготовлено без примеси молочных продуктов (см. Шемот гл. 34, ст. 26).

5. До еды и после еды надо произнести соответствующие благословения (см. Дварим, гл. 8, ст. 10).

Если еврей ест, соблюдая все необходимые, определенные Торой правила, не переедая и с намерением насытиться — его стол, по выражению Талмуда, становится «алтарем служения Всевышнему».

 

Сочувственное отношение к животным

Разрешая есть мясо определенных животных, Тора неоднократно призывает нас гуманно относиться ко всем живым существам. Более того, мы узнаем, например, что Всевышний избрал Моше Рабейну на роль лидера еврейского народа, видя, как бережно он относился к овцам в своих стадах.

Тора регламентирует отношение человека к животным определенными законами::

1. Запрет цаар баалей хаим, согласно которому нельзя причинять животным боль (см. на сайте, к примеру, обзор листа 32 трактата Бава Меция; в Торе — Шемот, гл. 23, ст. 5)..

2. Еврейская традиция предписывает человеку освободить животное от страданий (например — снять с него ношу), даже если животное принадлежит врагу (см. Шемот, гл. 23, ст. 5).

3. Если существование животного полностью зависит от человека, запрещено садиться за стол, если ты еще не накормил животное (основой для закона служит указание в Торе — Дварим, гл. 11, ст. 15)..

4. По указанию Всевышнего, человек обязан давать животному день отдыха в шаббат (Шемот, гл. 20, ст. 10).

5. Запрещено впрягать в один плуг животных двух разных видов — чтобы не ставить перед более слабым животным слишком трудную задачу (Дварим, гл. 22, ст. 10).

6. Существует заповедь, обязывающая отогнать птицу с гнезда, прежде чем взять ее яйца (Дварим, гл. 22, ст. 7).

7. Нельзя убивать в один день взрослую особь и ее детеныша (Ваикра, гл. 22, ст. 28; см. также на сайте — обзор листа 83 трактата Хуллин)..

8. Запрещено отрезать мясо от живого животного (Берешит, гл. 9, ст. 4; эту заповедь обязаны выполнять не только евреи, но — и неевреи).

Кроме того, еврейская традиции решительно не одобряет охоту на диких животных ради «спортивного интереса» (см., например, Талмуд, трактат Авода Зара, лист 18).

Наши Учителя подробно рассматривают процесс осуществления шехиты, чтобы шохет (человек, делающий шехиту) не причинил боль животному. Одно из непременных условий осуществления шехиты — хорошо, по всем правилам заточенный нож (см. на сайте обзор листа 2 трактата Хуллин).

Бережное отношение к жизни животного — одна из основных еврейских ценностей. Это иллюстрирует, например, такая история.

В маленькой еврейской деревне, молодой шохет, готовясь осуществить шехиту, налил немного воды на нож, чтобы хорошо его наточить. Тут он заметил, что неподалеку стоит пожилой человек, наблюдает за ним и неодобрительно качает головой. Молодой шохет поинтересовался у этого человека, что, на его взгляд, он делает не так. И прохожий поделился с ним воспоминанием из юности. Однажды, когда он был совсем молодым, ему довелось увидеть, как готовился к шехите великий Учитель Бааль Шем Тов (основоположник хасидизма). Для того, чтобы наточить нож, ему не понадобилась вода — слезы сострадания к животному капали из его глаз на лезвие ножа.

 

Иерархия сотворения

Еврейская традиция разъясняет, что животные были созданы, чтобы служить человеку, ибо сказано: «... владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Берешит, гл. 1, ст. 26). В повествовании о сотворении мира описана иерархия творения, на вершине которой — человек.

Эта иерархия, — писал Рамбам, анализируя данный фрагмент Торы, — имеет четыре уровня, и творения каждого из уровней получают средства к существованию от творений, которые находятся на уровень ниже их.

Первый уровень: домем — неживая материя (земля, минералы и т. д.), низший уровень существования, который поддерживает сам себя.

Второй уровень: цомеах — растения, питающиеся от земли.

Третий уровень: хай — животные, в большинстве своем питающиеся растительной пищей.

Четвертый уровень: медабер — люди (в буквальном переводе — «говорящие существа») — извлекающие средства существования из двух более низких уровней — растений и животных.

Съеденная пища, — отмечает наша традиция, — «трансформируется в того, кто ее съел». Поэтому, с точки зрения еврейской морали, допустимо употреблять в пищу мясо животного только в том случае, если человек стремится к духовности. Тогда человек реализует свой потенциал, а съеденное животное поднимается на «человеческий уровень» (см. Талмуд, трактат Песахим, лист 59).

Еврейская традиция подчеркивает, что животное может достичь самого высокого уровня, если его съел человек, служа Всевышнему. Мы можем сказать, — замечают Учителя, — что зажаренному цыпленку, оказавшемуся на столе во время субботней трапезы, очень повезло.

Но если жизнь человека не слишком отличается от жизни животного, он, съев мясо животного, не оказывает съеденному существу — «услуги». Бездуховный человек никого не в состоянии поднять на более высокий духовный уровень.

Поэтому, прежде чем есть мясо животного, мы должны спросить себя, кто мы такие, чтобы позволить себе это мясо съесть. Поднимем ли мы духовно это животное?

Если еда для человека — не просто акт бездумного потребления, но — действо, в основе которого — намерение использовать в высоких целях полученную от пищи энергию (чтобы что-то дать миру), тогда мы можем сказать, что трапеза — это один из способов служения Всевышнему.

 

Ошибочные выводы

Однако концепция об отношении к животным имеет две стороны.

Бесспорно, по отношению к животным следует проявлять гуманность. Но не надо при этом забывать, что между творениями Всевышнего — нет равенства. Из всех живых существ только человек был создан «по образу и подобию Всевышнего» (Берешит, гл. 1, ст. 26). Когда же эти границы обретают неясные очертания, и кажется, что жизнь человека и жизнь животного одинаково святы, это ведет к опасному заблуждению, что убийство человека и животного — одинаково отвратительны.

Корни этого заблуждения — в истории Каина и Авеля, — писал рав Йосеф Альбо (14-й век). Тора в книге Берешит (гл. 4) описывает, как Каин принес Творцу выращенные им продукты земледелия, а приношение Авеля было животного происхождения. Каин считал, что все живые существа (и люди и животные) — равны, — объясняет рав Альбо, — поэтому он полагал, что не вправе убить животное, даже если оно предназначено как приношение Всевышнему.

Логическая ошибка Каина обернулась трагедией. Он решил, что поскольку жизнь людей и животных одинаково ценна, — решил он, — можно отобрать жизнь у человека — так же, как и у животного. Так Каин оправдывал убийство брата.

В современном мире философия Каина возродилась в 1930-х годах. Нацисты приняли ряд законов, защищающих «права» животных. Ввели, например, ограничения на использование живых животных в биохимических экспериментах («вивисекция»). При этом — уничтожили миллионы людей, и над многими из них проводили медицинские эксперименты. В то время «линия», отделяющая человека от животного, была практически стерта.

Сегодня выразитель радикального вегетарианства — организация PETA (движение в защиту животных). В одном из их мультимедийных показов под называнием «Катастрофа на твоей тарелке», они с помощью наложения фотографий узников концлагерей и птичника, подводят своих читателей к мысли о моральном равенстве между людьми и животными.

Профессор философии Принстонского университета (США) Петер Сингерв своих лекциях утверждает, что забота о животных — на той же ступеньке приоритетов, что и забота о больных детях. Он неоднократно призывал общество создать между человеком и животными — «партнерские отношения».

Еврейская традиция разрешает употреблять в пищу мясо животных, в том числе и для того, чтобы оградить людей от подобного экстремизма. Кроме того — это постоянное напоминание об уникальной роли человека среди всех творений Всевышнего.

Все живые существа — и люди и животные, — писал Рамхаль (Моше Хаим Луцато, один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век), — имеют душу. Но души эти — не равны. Душа животного делает его живым и обеспечивает «работу» его инстинктов, необходимых для выживания животного и всего его вида. Это — страх, стремление к воспроизведению потомства и т.д. Но только человек, наделенный божественной душой, в состоянии создать и поддерживать отношения с Творцом мира. Только человек имеет право выбора и способен предпочесть духовное наслаждение — телесному. Только человек может отказаться от еды, чтобы отдать ее голодному.

Всевышний дал человеку власть над животными, чтобы подчеркнуть наше духовное превосходство, — писал рав Авраам Ицхак Кук (главный раввин Израиля в 20-е – 30-е годы 20 века), который был, кстати сказать, вегетарианцем,— и еще раз напомнить о наших моральных обязательствах. Если человек наделяет животных теми же правами, что и людей, он, таким образом, снижает человеческие моральные стандарты — с одной стороны, и преуменьшает наши ожидания от людей — с другой.

 

Исторические прецеденты

Адам и Ева были вегетарианцами, ибо в Торе написано: «И сказал Всевышний: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 29). Впервые Всевышний разрешил мясо в пищу Ноаху и его потомкам. И было это уже после Потопа: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Берешит, гл. 9, ст. 3; см. также на сайте Введение в трактат Хуллин).

Почему это произошло?

Перед Потопом, — разъясняют некоторые комментаторы, — Всевышний возложил на человека ответственность за все свое земное Творение и поставил его вне «пищевой цепочки» (четыре уровня). После Потопа человек опустился на ступеньку ниже и стал высшим звеном в этой цепочке. Человечество не сумело влиять на животный мир — действиями. Поэтому появилась необходимость сделать так, чтобы это влияние осуществлялось непосредственным употреблением животных в пищу.

Ошибочная философия Каина, — писал рав Йосеф Альбо (см. выше), — была принята последующими поколениями, и мясо было разрешено Ноаху, чтобы подчеркнуть превосходство человека над животными.

Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век), объясняет изменение ситуации — физической необходимостью. Он писал, что После Всемирного Потопа условия жизни людей значительно ухудшились, — отмечал он. — Люди были географически разбросаны по земному шару и не всегда могли противостоять сложным климатическим условиям. Добавление в пищу белка, содержащегося в мясе животных, оказалось необходимым фактором для укрепления человека и для того, чтобы он мог воспроизводить полноценное потомство.

В те времена, когда Адам и Ева жили в Ган Эдене (Райском саду), мир был совершенен. И можно, наверное, было бы предположить, что в будущем, когда придет Машиах, человечество вновь вернется к вегетарианству. Однако большинство Учителей, исследуя еврейские первоисточники, приходят к заключению, что с приходом Машиаха возобновятся приношения в Храме, а объектами приношений будут, как когда-то — животные. И еще: в Талмуде (см. трактат Бава Батра, лист 75) сказано — когда придет Машиах, Всевышний устроит пир для праведников — с мясными блюдами.

 

Выводы

Итак, подведем некоторые итоги.

Еврейская традиция, принимая идею вегетарианства, не разделяет так называемую «светскую» концепцию, согласно которой человек не имеет морального права убивать животных.

Тора наставляет: «Берегите души ваши» (Дварим, гл. 4, ст. 15).

Данное предписание содержит в себе и прямое указание на то, что человек обязан заботиться о своем здоровье. Ради сохранения здоровья можно отказаться от употребления мяса — если оно нежелательно по тем или иным медицинским соображениям.

Некоторые сторонники вегетарианства подчеркивают, что употребление мяса в пищу в современных условиях увеличивает риск возникновения у людей опасных заболеваний. И не только потому, что вместе с мясом в организм человека попадают гормоны и антибиотики, которыми в избытке кормят животных на скотоводческих фермах. Но и потому, что у нас нет гарантий, что животные, мясо которых мы покупаем в магазинах или на рынке, не были больными.

Это соображение еврейская традиция со счетов, разумеется, не сбрасывает. Однако следует иметь в виду, что, согласно еврейским законам, чтобы признать мясо — кошерным (пригодным для еды), тушу животного, которому была по всем правилам сделана шехита, должны подвергать тщательной проверке. И если обнаруживается, что оно страдало каким-либо серьезным заболеванием, есть это мясо — запрещается. Признаки, наличие которых не позволяет признать мясо кошерным, подробно рассматриваются в Талмуде (см. на сайте, к примеру, обзор листа 42 трактата Хуллин).

Более того, выдающиеся Учителя нашего времени обращают внимание на то, что скотоводы крупных ферм не всегда соблюдают необходимые условия содержания скота. И если есть опасность нарушения запрета Торы цаар баалей хаим (причинение животным боли) — это тоже может стать препятствием для употребления мяса таких животных.

Телят нельзя растить в тесноте, — писал рав Моше Файнштейн (один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) в своем многотомном сборнике ответов под названием Игрот Моше, — и кормить химическими заменителями естественной пищи (так мы лишаем их возможности получать удовольствие от еды).

Каждый человек, — наставляет еврейская традиция, — должен постоянно заботиться о сохранении и защите окружающей среды — Творения Всевышнего.

Но как это сочетается с дозволением убивать животных для еды? — спросят ревностные участники движения в защиту животных.

Ответом на этот вопрос может служить, к примеру, такая история. Рассказывают, что прогуливался как-то раз рав Бенцион из Бобова со своим учеником. Они настолько глубоко погрузились в увлекательную беседу, что ученик, проходя мимо дерева, автоматически сорвал лист и раскрошил его на мелкие кусочки. Рав Бенцион внезапно остановился и пристально посмотрел на ученика. Юноша, не зафиксировав в сознании свой поступок, не понимал, что насторожило учителя.

— Все в природе — птицы, деревья, каждая травинка, — сказал ему рав Бенцион, — создано Всевышним, и своим существованием прославляет Его. Если бы ты, ощутив голод, сорвал с дерева плод и съел его, твои действия были бы оправданными, а съеденный плод стал бы частью Творения более высокого вида. Но ты просто так, без какой бы то ни было необходимости, прервал прекрасную песню, которую пел Творцу уничтоженный тобой лист. Это — недопустимо…

Да, еврейский закон разрешает есть мясо. Но — требует, чтобы человек помнил: употребляя мясо в пищу, он тем самым поднимает энергию, которую получило животное от Всевышнего, на более высокий духовный уровень. Важно, чтобы приобретенная таким образом энергия была необходима ему для осуществления моральных и духовных обязательств. Получая удовольствие от вкусно приготовленной еды, человек служит Творцу мира, используя то, что сотворено Им, в возвышенных целях.

 

Фейги Тверски,

известный лектор

по вопросам медицинской этики и психологии семьи.

Воспитывает 11 детей. Супруга рава Михла Тверски,

главы крупной общины в Милуоки.

Живет в Милуоки, штат Висконсии (США).

Раввин Шрага Симмонс,

Родился в городе Буффало (штат Нью-Йорк).

Закончил ф-т журналистики Техасского университета.

Учился в иешиве.

С 1994 года работает в организации Эш а-Тора,

в том числе — в отделении Интернета


 





Архив
Фая Флэм САМАЯ БОЛЬШАЯ ОШИБКА В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ

Арье Марголин КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ОМИКРОНА

ВМЕСТО БИОПСИИ — АНАЛИЗ КРОВИ

Арье Марголин ПРИВИВКА ОТ КОРОНАВИРУСА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Арье Марголин КОРОНАВИРУС ШТАММ ДЕЛЬТА

Д-р Эндрю Вэйл О ПОПУЛЯРНЫХ ДИЕТАХ

Арье Марголин ВАКЦИНА ОТ КОРОНАВИРУСА

р. Эссас ПИТАНИЕ

Арье Марголин Как ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ КОРОНАВИРУСА БЕЗ РЕЦЕПТА ВРАЧА

Арье Марголин КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ МАСКУ

Арье Марголин ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ КОРОНАВИРУСА?

Арье Марголин ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРОНАВИРУСЕ

Лаура Доннелли ВИРУСЫ В ЛЕЧЕНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Джеймс Галлахер ИСТОКИ БОЛЕЗНИ ПАРКИНСОНА

Д-р. Э. Вейл ПОЛЬЗА ОТ ПЕШИХ ПРОГУЛОК

д-р Роберт Шмерлинг ПРОСРОЧЕННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

д-р Эндрю Вейл ПЯТЬ СИМПТОМОВ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О КОЛОНОСКОПИИ

д-р Давид Самади ТРИ ПРОДУКТА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Грэм Уинфри ПИЩА ДЛЯ УМА

НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ И РАЗВИТИЕ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Доктор Эндрю Вейл СИНДРОМ РАЗБИТОГО СЕРДЦА

Корин Миллер ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ВИРУСЕ ЗИКА

2015




Доктор Давид Броунстейн КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РАК

Д-р Эндрю Вейл ОПАСНЫЕ ДОБАВКИ

Д-р Марк Хьюман ВМЕСТО ЛЕКАРСТВ — ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Д-р Эндрю Вейл ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Д-р Эндрю Вейл ОПАСНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НА ПАРОХОДЕ

Д-р Эндрю Вейл НАВСЕГДА ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ

Д-р Эндрю Вейл ВАМ ВРЕДНО МОЛОКО!

Ами Вальпоун ЗДОРОВЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ СЛАДКОГО

2014




Д-р Эндрю Вейл ОВОЩИ И ФРУКТЫ ОПАСНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ?

Д-р Эндрю Вейл АНТИБИОТИКИ — ОТ ПРОСТУДЫ?

Эндрю Вейл О ВРЕДЕ МЫШЬЯКА

Лиза Коллиер Кул О ПОЛЬЗЕ КЛЕТЧАТКИ

РЫБА ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ УЛУЧШИТЬ ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ

Лиза Коллиер Кул ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ЗАВТРАК

Лиза Коллиер Кул АСПИРИН В БОРЬБЕ ПРОТИВ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

2013


Доктор Дженнифер Араштон КАКУЮ ОПАСНОСТЬ ТАЯТ В СЕБЕ МУТАНТНЫЕ ГЕНЫ

Лиза Коллиер Кул МЫТЬЕ РУК СНИЖАЕТ РИСК ИНФЕКЦИОННОГО ЗАРАЖЕНИЯ

2012

ДЕСЯТЬ ПРОДУКТОВ, СНИЖАЮЩИХ ВЕС

УГРОЗА В ТВОЕЙ ПОСТЕЛИ

Кристен Доулд ГЛАЗА — ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Сандра Кабот ДИЕТА ДЛЯ ПЕЧЕНИ

2011

Люси Данцигер КАК СНИЗИТЬ ВЕС БЕЗ ДИЕТЫ

Пайпер Вейс КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ

Эндрю Вэйл ЧЕТЫРЕ ПРОТИВ ЧЕТЫРЕХ

Маргарет Фуртадо ФИСТАШКОВЫЙ ПРИНЦИП СНИЖЕНИЯ ВЕСА

Маргарет Фуртадо ЯЙЦА: ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?

2010

Эндрю Вэйл ПРОФИЛАКТИКА РАКА ПРОСТАТЫ

Эндрю Вейл ПРОСТЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ

Сара Рейстад-Лонг ПИЩА — ОТ СТРЕССОВ

Доктор Аяла Лауфер-Кагана ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЗАМЕНИТЕЛЯХ САХАРА

Д-р Эндрю Вэйл ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ — ЭЛИКСИР ЖИЗНИ

Д-р Эндрю Вэйл ЛЕЧЕНИЕ ЭКЗЕМЫ БЕЗ МЕДИКАМЕНТОВ

Михаль Арье МОЙ ДОМ — КРЕПОСТЬ?

2009

Катерина Хобсон БОЛЬ В ПОЗВОНОЧНИКЕ И СУСТАВАХ

Д-р Эндрю Вэйл ПОСТТРАВМАТИЧЕСКАЯ ОЖЕСТОЧЕННОСТЬ — БОЛЕЗНЬ?

Давид Зинченко, Мэт Голдинг и Эндрю Вэйл ЛУЧШАЯ ПИЩА ДЛЯ МОЗГА И ТРЕНИРОВКА УМА

Эндрю Вэйл АНТИОКСИДАНТЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

Эндрю Вэйл ДИЕТА ДЛЯ ВСЕХ

Нэнси Шьют ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О МЕКСИКАНСКОМ ГРИППЕ

Дафни Миллер СПАГЕТТИ ИЗ ДЖУНГЛЕЙ

Тара Паркер-Поуп ОШИБКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОСТУДУ И ГРИПП

2008

СТАРОСТЬ МОЛОДЕЕТ

Серена Гордон ГИНКГО И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Джуди Сигель-Ицкович НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ МУЖСКОГО БЕСПЛОДИЯ

Уилл Дунхам ХОТИТЕ ПОХУДЕТЬ — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК ПИТАНИЯ

Эндрю Вэйл ВОЗРАСТНЫЕ ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ…

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КЛЮКВЕННОГО СОКА

Роберт Хэйгер СЕРТИФИКАЦИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРОДУКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

ОШИБКИ В СЧЕТАХ ЗА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

КАКИЕ ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ СЕРДЦА

Джуди Сигель-Ицкович ВРАЧИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ

Джуди Сигель-Ицкович ВРЕДЕН ЛИ СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН

Дженнифер Хилл ОЖИРЕНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Паула Кью КОГДА ПОДСЧЕТ СЛОНОВ НЕ ПОМОГАЕТ…

Джуди Сигель-Ицкович НОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СПРАВОЧНИК

Эндрю Вэйл, доктор медицины УЧИМСЯ НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ

КАК СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ ОСТРЕЕ

Линдси Тэннер СТАФИЛОКОККОВЫЕ ИНФЕКЦИИ НЕ БЕЗОБИДНЫ

Эд Кропли КУРЕНИЕ НЕ ЛУЧШЕ ВОЙНЫ

2007

Пег Тайр ВЕЛИКАЯ ВОЙНА С ОЖИРЕНИЕМ

Линдси Тэннер ОВОЩИ СОХРАНЯЮТ ЯСНОСТЬ УМА?

Лиза Бертлейн ОБЪЯВИМ ВОЙНУ ДЕТСКОМУ ОЖИРЕНИЮ

Энн Кример НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ ЛЕКАРСТВАМИ

Эндрю Вэйл ПОДАГРА

Д-р Эндрю Вэйл ПОЛЕЗНА ЛИ МАКРОБИОТИЧЕСКАЯ ДИЕТА

Габриель Рис КАК ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

ПРОДУКТЫ, НАВЕВАЮЩИЕ СОН

Хана Вайсберг КОРПОРАЦИЯ «БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

Симеон Марголис МОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА?

Том Масбэх ВИРУСЫ В ОФИСЕ

Джуди Сигель КРАСНОЕ ВИНО И БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Брент Ридж МОЖНО ЛИ СПЛАНИРОВАТЬ СОН

Роберт Рой Бритт НЕОЖИДАННЫЙ ИСТОЧНИК ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛИ

Сара Гударзи СИДЕТЬ ПРЯМО ВРЕДНО

РАМБАМ — О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ОЧИЩАЮЩИЕ ДИЕТЫ

Роб Стейн ТАЙНЫ МУТАЦИИ ЖЕЛУДОЧНОЙ БАКТЕРИИ



2006

Шанкар Ведантэм АНТИДЕПРЕССАНТЫ ВРЕДНЫ?

Салли Сквайерс ПРЕИМУЩЕСТВА ФЛЕКСА

Кэтлин Доэни ВИТАМИНЫ ГРУППЫ «D» И ЛЕГКИЕ

Сюзан Френкель ЦЕЛЕБНЫЙ ВИТАМИН

Фейги Тверски, Шрага Симмонс ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕГЕТАРИАНСТВО

Шерил Кох НОВОМОДНЫЕ ДИЕТЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ

Робин Ллойд ХРОНИЧЕСКОЕ НЕДОСЫПАНИЕ — МИФ?

Давид Гордон
МЕДИЦИНСКИЕ ПИЯВКИ СПАСАЮТ ЖИЗНЬ

Эндрю Вэйл ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ СЕРДЕЧНЫХ ПРИСТУПОВ

Леанна Скарнулис СОХРАНИМ СВЕЖЕСТЬ ДЫХАНИЯ

Аманда Гарднер ДИЕТА УЛУЧШАЕТ ЗРЕНИЕ

Салин Бойлс КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ

Сара-Йохевед Риглер РИТАЛИН И ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ

Эндрю Вэйл ОРС — ПРИ АЛЛЕРГИИ И АСТМЕ?

2005

Эндрю Вэйл ИЗМЕРЯЕМ ДАВЛЕНИЕ ДОМА?

Патрисия Кинг РАБОТА И — ДИЕТА…

Эндрю Вэйл ВЫБИРАЕМ ЕДУ — ПО ЦВЕТУ?

Меган Раушер  ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЬЗЕ ЗЕЛЕНОГО ЧАЯ

Эндрю Вэйл ВИТАМИНЫ - С МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЬЗОЙ

Эндрю Вэйл ПИЩА — ДЛЯ СЕРДЦА

Рамбам ЗАКОНЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Стэйси Лу ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРСТВА И РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВАРЕНИЯ

Майкл Конлон КТО БОЛЬШЕ СПИТ — ХУДЕЕТ?

Джин Лерчи Дэвис ПОЙТИ НА РАБОТУ ИЛИ — ОСТАТЬСЯ ДОМА?

Карен Коллинс ВОСПАЛЕНИЕ: КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ БОЛЕЗНИ

Эндрю Вэйл ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И СПОСОБНОСТЬ ИЗЛЕЧИВАТЬ

2004

Йеон Ен-Лай ГРИПП УГРОЖАЕТ ЭПИДЕМИЕЙ

Патрисия Кинг ЧТО В БАБУШКИНЫХ СКАЗКАХ — ПРАВДА

КАК СПРАВИТЬСЯ С ЦИСТИТОМ

Д-р Аба Сиглер КАК РАЗВИТЬ ЗДОРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ

Дэн Леверенц КАК УКРЕПИТЬ КОСТНЫЕ ТКАНИ

Роб Стейн АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — ЗАЩИТА ИЛИ УГРОЗА?

Марк Кауфман ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ

Д-р Эндрю Вэйл АЛКОГОЛЬ И АНТИБИОТИКИ

Чарльз Краутхаммер ВРАЧЕБНЫЙ ДОЛГ

Лесли Франк, биолог СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ - ЗАВТРАК

Эндрю Вэйл НИЗКОКАЛОРИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ - ОПАСНЫ…

ПЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

д-р Лесли Финк ВОСЕМЬ СУПЕРПРОДУКТОВ

Рэндольф Шмид НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ БОРЬБЫ С ГРИППОМ

УГЛЕВОДЫ. ШКАЛА ОЦЕНКИ

2003

Саймон Макнейл ЖИВАЯ ВОДА - ИЗ ВОДОПРОВОДНОГО КРАНА?

ПОЧЕМУ БОЛИТ РАЗБИТОЕ СЕРДЦЕ

Д-р Линдси Таннер ТЕМНЫЙ ШОКОЛАД - В ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ?

ЖИР ЖИРУ - РОЗНЬ

ПРОБЛЕМА ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ

ЧИСЛО ГИПЕРТОНИКОВ РАСТЕТ

Марша Хаднелл ДОСТУПНАЯ ВСЕМ СИСТЕМА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ЧАЙ ПОВЫШАЕТ ИММУНИТЕТ

Робин Эйснер ВРАГ — В ТВОЕМ ДОМЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПОЛЬЗА ПОЛИВИТАМИНОВ

Джуди Шеппард Миссетт ДЕСЯТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

Питер Готт СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ПРИВИВКИ ОТ ОСПЫ?

Тимоти Гоуэр МУЖЧИНАМ ТОЖЕ НУЖНЫ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Франческа Лиман НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОДУКТОВ

КРАСНОЕ МЯСО ВЫЗЫВАЕТ ПОДОЗРЕНИЯ

Скотт Бернелл КАК СПРАВИТЬСЯ С БИОХИМИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ

Катрин Возники РАННЯЯ ДИГНОСТИКА ПРЕЭКЛАМПСИИ

Питер Готт КАК БОРОТЬСЯ С ЯЗВОЙ

Ян Смит ЭТО МОЖЕТ СПАСТИ ЖИЗНЬ

Карен Коллинс НУЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ВИТАМИНЫ?

2002

ОЧКИ СНИМУТ УСТАЛОСТЬ

“СТРАННОСТИ” НАДО ЛЕЧИТЬ

МАМА, Я ВСЕ ПОМНЮ

БОРМАШИНЫ ПЕРЕКОЧУЮТ НА СВАЛКИ

АПТЕКА В ЧАЙНОЙ ЧАШКЕ

Роберт А. Уошер СТЕНОКАРДИЯ МОЛОДЕЕТ

Дин Эделл ЦВЕТ СТЕКОЛ

СЛАДКОЕ ЛЕКАРСТВО

ПЕЙТЕ ПИВО, ГОСПОДА!

Роберт А. Уошер ОЖИРЕНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ

КАШЕЛЬ ТОЖЕ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ

Дин Эделл НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ПИЩЕЙ

МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ?

ПОДРУГА ПО ВЫЗОВУ

Эндрю Вейл РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ - ПОЛЕЗНО

ЦИТРУСОВЫЕ: НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Михель Баум НАТУРАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ

Михаль Арье ГОРЬКАЯ ПРАВДА О СЛАДКОМ НАПИТКЕ

Яир Шелег В НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРАНИЦАХ



Шейна Моргенштерн ПСИХОЛОГ ВМЕСТО КАРДИОЛОГА

Илана Фридман СТРАННОСТИ НАДО ЛЕЧИТЬ

Михаль Арье НАТУРАЛЬНОЕ НЕ ВСЕГДА НАДЕЖНО

Михаль Арье ВНИМАНИЕ - ЛИХОРАДКА Михаль Арье АЛКОГОЛЬ ПОМОГАЕТ УЧИТЬСЯ   Алан Флешман ДИСГРАФИЯ — НЕ ПОЗОР  

2001


НОВЫЕ ОПАСНОСТИ КУРЕНИЯ  

Даниэль Рогов ВЫЖАТЫЙ, НАТУРАЛЬНЫЙ  

Дж. Сегаль-Ицкович БИЛЛ, НЕ СТОЙ ПОД СОЛНЦЕМ

СНОВА - О ВИТАМИНАХ 

Дэниэл Рогов  ШОКОЛАД И 'ШОКОЛАДО-МАНИЯ'

Линда Кьямпа  НОВЫЕ УКАЗАНИЯ О ВИТАМИНАХ И МИНЕРАЛЬНЫХ ДОБАВКАХ

Даниэл Рогов О ЗЕЛЕНОМ ЧАЕ

Йонатан Розенблюм ЛЕХАИМ В БНЕЙ БРАКЕ

МАМА, Я ВСЕ ПОМНЮ

Фейги Тверски ТЕЛО И ДУША 

САНИТАРЫ

Йонатан Розенблюм НЕТ ЗАБАСТОВОК В ЛАНЬЯДО

Гарольд Дж. Конинг РЕЛИГИЯ,  ДУХОВНОСТЬ И МЕДИЦИНА

 

 

Как получилось, что гематрия Имени Творца равна не 26, а — 45?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля