МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

Обсуждение главы «Хукат»

1. Насмешки народов мира и слеза вдовы

В нашей недельной главе говорится о самой непонятной заповеди Торы — заповеди о красной корове. Написано здесь: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

В своем комментарии к этой главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Сатан (см. на сайте, к примеру, ответ «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) и народы мира насмехаются над Израилем, говоря: «Что это у вас за заповедь такая? В чем ее смысл?». Поэтому, Всевышний подчеркнул, что заповедь о красной корове — закон, Его личное установление. И ни у кого нет права его критиковать.

Но почему народы мира и Сатан подтрунивают над евреями именно из-за этой заповеди? Разве у нас мало других, которые со стороны выглядят, пожалуй, не менее странно?

Чем непонятнее и нелогичнее установления Всевышнего, которые евреи безоговорочно выполняют — тем плотнее они затыкают рот всяческим доносчикам и обвинителям. 

Ведь на любую критику Всевышний ответит: «Сыны Израиля безропотно исполняют Мои указы, даже не пытаясь узнать причину. Также и Я посылаю им благословение и процветание без всякой причины. И не важно: заслужили они это или нет».

Подтверждение этому мы находим в отрывке из Торы — «И соблюдайте и исполняйте (даже те установления, которые вам до конца не понятны), так как в этом ваша мудрость и проницательность ваша в глазах народов, которые услышат обо всех этих законах» (Дварим, гл. 4, ст. 6). Тогда другие народы признают: «Какой мудрый и проницательный этот великий народ!» (там же). А что им еще остается? Ведь все их выпады, насмешки и обвинения оказались дробинкой против слона. «Ибо, какой народ велик? Тот, к которому близок Всевышний» (Дварим, гл. 4, ст.7). 

Кого мы считаем близкими людьми? Тех, кому мы можем открыться, не стыдясь, не опасаясь насмешек и укоров, тех, кто нас выслушает, кто постарается помочь.

Всевышний выслушивает и принимает наши молитвы, прощает ошибки, прощает глупость, забывчивость, инфантильность. Он близок нам.

А как мы, со своей стороны, можем проявить близость к Нему? Верить простой верой и исполнять без лишних вопросов Его заповеди и установления, близкие нашему пониманию, и те, что выходят за рамки наших интеллектуальных возможностей.

Нелогичность заложена уже в самой фразе — «вот закон Торы». Казалось бы, тут нужно сказать — «вот закон о красной корове».

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века) объясняет, что это неспроста. Выполнение такой заповеди без видимого смысла, без логики, свидетельствует о простой вере, о готовности принять на себя и выполнять все установления Торы. Поэтому и написано: «вот закон Торы».

Как-то в Иерусалиме от беспощадной болезни скончался совсем еще не пожилой глава одной из йешив. Во время семи траурных дней администрации этой йешивы понадобилась печать, которая, как выяснилось, находилась в доме покойного. Встал вопрос: как деликатнее обратиться к вдове главы йешивы с просьбой вернуть печать? Солидный американский бизнесмен, находясь по делам в Израиле, готов был сделать крупное пожертвование йешиве, при условии, что ему выдадут квитанцию с печатью. Дело не терпело отлагательств, ведь бизнесмен в любой момент мог уехать. И кто знает, удастся ли тогда получить от него пожертвование? 

Рав Ицхак Зеев Соловейчик (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим) отмечает, что нельзя тревожить вдову ни по какому поводу.

В данном же случае речь шла о печати. Если попросить вдову найти и вернуть эту печать, это неминуемо вызовет у нее воспоминания о покойном муже, что причинит ей душевную боль. Но даже все деньги мира не стоят одной слезинки вдовы.  

Казалось бы, совсем не логично. Что такое какая-то абстрактная слезинка? А вот на щедрое пожертвование йешива могла бы безбедно просуществовать не один год.

Действительно — не логично. Зато очень свойственно и близко нашему народу. Народу Всевышнего.

на основе комментария рава Йехезкеля Панета

(автор раввинского сборника вопросов и ответов "Марэ Йехезкель"; Трансильвания, 1783-1845 гг.)

2. Заткнуть антисемитов

 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), объясняя заповедь о красной корове, приводит Мидраш Танхума, в котором говорится, что исполнение этой заповеди призвано искупить создание золотого тельца.

Золотой телец в мировой культуре — символ преклонения перед богатством. О тех, кто ставит превыше всего стяжательство и обогащение любой ценой, говорят, что они «служат золотому тельцу», преклоняются перед ним. Антисемиты часто обвиняют в этом евреев. Докажем всю нелепость и абсурдность этого обвинения.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 31) рассказывается о нееврее Даме, сыне Нетины. У него был драгоценный камень, который Мудрецы хотели приобрести для нужд Храма. Ключ от тайника, где хранился камень, лежал под подушкой отца Дамы. Отец отдыхал, и Дама не хотел его беспокоить, поэтому отказался продать камень. Учителя решили, что Дама набивает цену. Они предлагали ему за камень баснословные суммы. Но Дама не захотел беспокоить отца ни за какие деньги. В итоге сделка не состоялась.

Всевышний оценил благородный порыв Дамы, и через год в его хлеву родилась красная телица. Когда пришли мудрецы, чтобы приобрести ее, Дама бен Нетина сказал им:

— Я знаю, что вы готовы отдать за красную телицу все богатство мира. Но я не стану у вас просить более того, что я потерял на несостоявшейся сделке с продажей драгоценного камня.

У нееврея Дамы, сына Нетины, не было ни малейшего сомнения, что евреи готовы отдать все свое богатство за возможность исполнить заповедь о красной корове. За заповедь, смысл которой они до конца даже не понимают. У кого теперь может повернуться язык обвинить нас в поклонении золотому тельцу?

Рав Гедалия Шор (один из ведущих Учителей Торы второй половины 20-го века, глава йешивы «Тора ве-Даат») говорил, что в каждой из 613-ти заповедей есть что-то, что объединяет ее со всеми остальными заповедям — некий уникальный элемент, который остальные заповеди черпают из нее. Уникальный элемент заповеди о красной корове — в том, что ее смысл до конца не ясен. Это свое свойство она «делегировала» остальным заповедям. Поэтому даже в самой, казалось бы, понятной и логичной заповеди присутствует также нечто, что выше нашего понимания.

А что заповедь о красной корове «дала» самой Торе?

Пепел красной коровы используется для очищения от духовной нечистоты (тумы; о значении данного термина, а также термина «таме» — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Человек в состоянии таме, вступая в контакт, может осквернить даже самое святое и возвышенное.

Изучение Торы должно происходить в духовной чистоте. Преступник, изучающий Тору, питает силы нечистоты. Поэтому сказано: «Вот закон Торы... пусть приведут тебе красную телицу без порока» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2). Иными словами, кто хочет изучать Тору, вначале должен духовно очиститься. И подобно тому, как очищение от тумы проводил коэн (служитель в Храме), также и исправление душевных изъянов должно направляться раввином и наставником.

Рассказывают, что рав Яаков Лобербойм из Лиссы (автор книги Нетивот а-Мишпат, начало 19-го века) как-то сидел со своими учениками, один из которых был богат, но отличался невероятной скупостью. Все обратились к богачу с просьбой купить вина, но он только отнекивался. Тогда рав Яаков сказал, что если бы на столе оказалось вино, он совершил бы чудо, которое затмило бы чудо, которое явил сынам Израиля Моше.

Заинтригованный богач, скрепя сердце, отсчитал медяки на одну бутылку вина. Когда вино принесли, и все взоры были обращены на рава Яакова, тот, откупоривая бутылку, произнес:

— Моше добыл из скалы воду, а мне удалось добыть — вино!

на основе комментария рава Аарона Бакшта

(один из последователь движения «Мусар», был последним раввином города Шауляй, Литва, 1866-1941 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что надо делать, чтобы ускорить приход Машиаха?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля