МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. Раби Элиэзер оправдывает евреев с помощью красной коровы

 

В нашей недельной главе говорится о красной корове. И мы читаем: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19), что Моше когда поднялся на гору Синай, услышал голос Всевышнего, сообщающий от имени раби Элиэзера (Учитель Мишны, 1-й век), что телица искупления (эгла аруфа — телица, которой проламывали затылок, если находили труп убитого человека в поле; см. Дварим, гл. 21, ст. 1-9) должна быть годовалой, а красная корова — двухлетней.

— Вот бы раби Элиэзер был из моих потомков! — взмолился Моше.

— Он действительно твой потомок, — ответил Всевышний.

Возникает вопрос: что такого особенно важного усмотрел Моше в словах раби Элиэзера, отчего ему захотелось, чтобы тот был его потомком?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 4) говорится, что идея создания золотого тельца не должна была пленить сынов Израиля. Ее внедрили в еврейские головы эрев рав — египетские диссиденты, бежавшие от фараона вместе с евреями.

Понятно, что за этим стоял Сатан (о нем см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) — великий провокатор и обвинитель в одном лице, средоточие деструктивных сил. Но только система эта не сработала бы. Сыны Израиля пребывали на довольно высоком духовном уровне — свалить их было, ой, как не просто, и уж точно не такой дурацкой идеей о золотом тельце. Они вполне могли устоять и устояли бы. Но Всевышний решил, что тут йецер hа-ра (дурное начало) должно возобладать. Для того, чтобы дать надежду оступившимся.

Люди, совершившие ту или иную ошибку — не должны отчаиваться и думать, что путь назад закрыт. Пусть сделают тешуву (раскаются в содеянном и вернутся к Творцу), и их проступок будет искуплен, подобно тому, как было искуплено прегрешение с золотым тельцом. А для его искупления и потребовалась красная корова. Как сказано в Талмуде (там же): если сын служанки напачкал в парадном зале дворца, зовут мать, чтобы прибрала за ним, так же и красная корова призвана искупить и очистить то, что натворил золотой теленок.

В Талмуде (трактат Бехорот, лист 19) говорится, что в том случае, если кто-то купил трехлетнюю корову (телку) и она родила теленка, этот теленок наверняка — первенец, и его следует отдать коэну. Ведь написано в Торе: «Всякий первенец будет тебе» (Бамидбар, гл. 18, ст. 15).

Но вдруг, корова рожала еще до того, как ее купили — просто новый хозяин об этом не знает?

Нет, до трехлетнего возраста она не может родить, — заверяют нас Учителя в Талмуде.

Раби Элиэзер говорит, что красная корова должна быть двухлетней, то есть еще не рожавшая.

Но ведь Учителя сказали, что должно быть искупление, подобно тому, как мать прибирает за напачкавшим сыном?

Но какой сын — у двухлетней телки?

Используя этот образ, раби Элиэзер разъясняет, что вина сынов Израиля — не стопроцентная. И поэтому, для искупления не требуется корова-мать, достаточно никогда не рожавшей телки.

— Вот, было бы здорово, если бы этот защитник еврейского народа был из моих потомков! — воскликнул Моше.

— Он действительно из них, — подтвердил Всевышний….

 

на основе комментария рава Баруха Шимона Шнейерсона

(автор книги «Биркат Шимон», Польша – Израиль, 1913-2001 гг.)

 

 

2. Издевки народов мира

 

Всевышний дает сынам Израиля заповедь о красной корове. В тексте нашей недельной главы об этом написано: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».

Поэтому в Торе эта заповедь определена как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который никто не вправе критиковать.

Тут возникает ряд вопросов. С каких пор народы мира стали интересоваться смыслом наших заповедей? Что такого интересного и важного они увидели в этой — о красной корове? Почему именно она привлекла их внимание?

Дело, очевидно, в том, что отдельные представители народов мира прознали, что с помощью красной коровы евреи очищаются от прегрешения, связанного с созданием золотого тельца. И в соответствии с принципами собственной морали, предписывающей подставлять другую щеку, они, конечно же, не могли пройти мимо такого шикарного развлечения, как подтрунить над евреем, смутить его, сполна насладиться, поставив его в неловкое положение и заставив оправдываться.

— Скажи-ка, братец, а что это у вас за заповедь такая о красной корове? Говорят, она с золотым тельцом как-то связана? А ты знаешь, как именно? Можешь рассказать? А еще? А по подробнее? У, братец, выходит, вы не такие уж и праведные. У вас, значит, тоже рыльце в пушку…

Какая прекрасная забава — высмеять и унизить еврея. Только когда вспоминают о былых прегрешениях — это пробуждает меру суда, и побуждает главного обвинителя взяться за свой меч.

Поэтому сынам Израиля настоятельно рекомендуется изучать комментарий Раши, из которого они узнают, что заповедь о красной корове — не поддается логическому объяснению, что это — установленный Всевышним незыблемый закон. И когда над ними попытаются подтрунить представители народов мира, именно так и нужно им ответить.

Метод, подсказанный комментарием Раши, может пригодиться не только для того, чтобы отшить не в меру зарвавшегося нееврея. Он может быть весьма эффективным и в противостоянии с дурным началом (на иврите — йецер hа-ра).

Задача дурного начала — помешать еврею выполнять заповеди. Когда тот намеревается приступить к какой-либо заповеди, йецер обращается к нему якобы внутренним голосом, при этом вкрадчиво говорит:

— Что это ты собираешься сейчас делать? Выполнить заповедь? А знаешь ли ты, в чем ее смысл? Ты уверен, что это именно то, чем тебе следует сейчас заниматься? Поверь, существуют гораздо более важные и полезные дела.

И если человек все равно исполнил, что полагалось — дурное начало не унимается, но наоборот, подступает с новыми силами:

— Ну, и чего ты добился этой заповедью? Что изменилось в мире? Только время зря потратил…

Тому, кто изучал Тору с комментарием Раши, есть, что ответить.

— Эта заповедь, — скажет он, — окончательное установление Всевышнего и обжалованию не подлежит…

 

на основе комментария рава Пинхаса Горовица

(автор книги "Паним Яфот», Украина, Германия, 1731-1805 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Хочу знать еврейские традиции. Куда обратиться?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля