МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

Обсуждение главы «Хукат»

1. Сын-простак и буханка хлеба

Заповедь о красной корове, о которой говорится в нашей недельной главе — чрезвычайно сложна для понимания. Нет, не «технически», не в подробностях исполнения — как раз даны четкие инструкции. Но вот — смысл, сокровенная ее суть не открылись пока никому.

Мудрейший из людей, царь Шломо, изучал глубинный смысл заповедей и считал, что постиг их. Но когда он дошел до изучения заповеди о красной корове, то вынужден был признать, что и для него эта заповедь непостижима. «Подумал я, — произносит он фразу, записанную в Танахе, — «стану мудрым», но мудрость далека от меня» (Коэлет, гл. 7, ст. 23).

Когда царю Шломо открылось, что сущность заповеди о красной корове ускользает от его понимания, — поясняет Ран (рабейну Нисим, один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век), — он осознал, что и в изучении остальных заповедей, которые, как казалось, он постиг до самых глубин, еще многое ему до конца неясно.

И действительно. Кто из людей способен проникнуть разумом во все намерения и замыслы Творца?

Даже, если человек считает, что ничем не уступает царю Шломо по силе ума, где-то на периферии своего обширного мозга, он все же должен забронировать место для одной простой мысли: возможно, мне не все еще известно. Наличие или отсутствие этой мысли — выявляет меру адекватности «мыслителя». В любом вопросе, даже в самом элементарном, может оказаться нечто, что — выше нашего понимания. Этот урок и содержится в нашей недельной главе, главе Хукат.

Бывает, человеку изучение Торы дается легко — он все понимает и усваивает. И вот, ему кажется, что он уже в состоянии обучать других... Но стоит ему открыть рот, как тут же выясняется, что, возможно, хоть он и учил Тору, но в результате обретенные знания к Торе имеют весьма отдаленное отношение. И хорошо, если это «всплывет» до того, как он начнет преподавать.

От человеческих мыслей зависит очень многое. Даже недалекие мысли могут порой завести очень далеко. А иногда мысли залегают так глубоко, что для их извлечения на поверхность требуются неимоверные усилия.

Известно, что высказывания человека, умеющего достаточно ясно выражать свои мысли, все же не всегда понятны другим. Потому что его путь к слушателю начинается с мысли, звучащей в его голове, которую он затем облекает в слова. Тот, кто слушает, наоборот — сначала воспринимает слова и только потом сказанное, трансформируясь в мысли, доходят до его сознания. Немудрено, что иногда в такой интеракции рассказчик и слушатели могут и разминуться.

Дам наглядную иллюстрацию этому.

Когда рава Шмуэля Гурвица (Чехия, 1726-1778 гг.) утвердили в должности раввина еврейской общины Никольсбурга, он, как было принято, выступил перед евреями города с лекцией. И выбрал для этого весьма непростую тему, в звучании на иврите — «Таам ке-икар» (что можно перевести как «главное — вкус»). Речь, конечно же, не шла о гастрономических предпочтениях. В основу лекции рав Гурвиц поставил вопрос: каков будет статус образовавшейся смеси в случае, если в кашерную еду попало некое количество некашерного продукта, проявившего в смеси свои вкусовые качества?

Насколько данная тема сложна — видно уже по формулировке вопроса. И рав решил раскрыть ее, детально рассмотрев все возможные случаи.

Слушатели довольно быстро потеряли нить рассуждения и перестали воспринимать то, что пытался донести до них рав Шмуэль. Кто-то погрузился в свои мысли, кто-то раскрыл книгу, кто-то вздремнул. И только один человек с интересом внимал каждому слову раввина и понимающе кивал головой в такт его речи. 

«Хорошо, что хотя бы один человек понимает, о чем я говорю», — подумал рав Шмуэль и сосредоточил все свое внимание на нем.

Раввин говорил, а единственный его «союзник» сосредоточенно слушал, и, казалось, следил за ходом рассуждений, осмысливал их, улыбался и удовлетворенно кивал.

Закончив свое выступление, раби Шмуэль Гурвиц, как водится, объявил, что теперь он готов ответить на возникшие у людей вопросы. Но почти никто из присутствующих не обратил на это никакого внимания — большинство их тех, кто все еще бодрствовал, продолжали приятное путешествие по волнам собственных мыслей. И только один, да-да, именно тот единственный внимательный слушатель, откашлявшись, произнес:

— Рав так подробно и доходчиво изложил материал, что у меня и вопросов не осталось. Разве, что один, небольшой.

— Да, слушаю, — откликнулся раввин.

— Вот, вы все время говорили — «там кикар» (там в переводе на русский — «простак», а кикар — «буханка хлеба»). Но разве в Песах может быть хлеб, пусть даже и у сына-простака?..

Дело в том, что по звучанию ивритские слова таам («вкус») и там («простак»), ки-икар («главное») и кикар («буханка хлеба») — очень похожи, но имеют разное написание. «Там» — один из сыновей в Пасхальной Агаде. Внимательный слушатель запутался в содержании лекции. Когда он уловил знакомые слова, сказанное в его сознании ассоциировалось с праздником Песах.

Эта история заставляет задуматься о нашем понимании Торы. Быть может, то, что нам кажется ясным и понятным, на самом деле, образно говоря — «буханка хлеба сына-простака». А заповедь о красной корове демонстрирует нам, что есть нечто, что — выше нашего понимания. Об этом не следует забывать.

на основе комментария рава Шмуэля Гурвица

(Никольсбург, Чехия, 1726-1778 гг.)

 

 

2. Тора и красная корова: что между ними общего?

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний Моше и Аарону так: Вот закон Торы…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 1-2).

Речь здесь идет о красной корове. Но Тора в этой фразе упомянута, конечно же, не случайно. Ведь красная корова связана с ней самым непосредственным образом. Выявим эти связи. Точнее — установим, что между ними общего? 

Красная корова должна быть абсолютно однородной красной масти, без всяких скидок. Она должна быть совершенной в своем роде. Но и о Торе в Танахе написано: «Тора Всевышнего — совершенна» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 8). 

Того, кто посвятил себя изучению Торы — освобождают от необходимости ежедневно заботиться о пропитании. Иными словами, как сказано в трактате Авот («Наставления отцов», гл. 3, мишна 5) — освобождают от этого ярма. И на красной корове никогда не должно было быть ярма.

Чтобы изучать Тору, нужен раввин, учитель, наставник. За Торой идут — к нему. Красную корову приводили к сыну Аарона, коэну Элазару — мудрецу и знатоку Торы.

Чтобы не было помех, Тору лучше изучать в обособленном, уединенном месте. О красной корове в нашей недельной главе читаем: «И выведет ее за пределы стана» (Бамидбар, гл. 19, ст. 3).

Сердце изучающего Тору, — говорится в трактате Авот (гл. 3, мищна 9), — должно быть наполнено трепетом перед Всевышним. Коэн (служитель в Храме) кропил кровью красной коровы на лицевую сторону Шатра Откровения. 

Тору следует изучать с вдохновением, Торой нужно гореть. Красную корову — сжигали (для духовного очищения использовался ее пепел). 

Написано в трактате Авот (гл. 6, мишна 6), что Тора дает жизнь изучающим ее. На пепел красной коровы лили «живую воду» — воду, которую черпали из природного (живого) источника (Бамидбар, гл. 19, ст. 17).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 16) говорится, что слова Торы очищают изучающих ее — подобно пеплу красной коровы.

Углубленное изучение Торы приводит человека к переосмыслению жизни, к переоценке ценностей. Даже закоренелый злодей, благодаря Торе, имеет шанс оставить свой кривой, скользкий жизненный путь и ступить на хорошо вымощенную, ровную дорогу — дорогу, которая ведет к Творцу. Красная корова символизирует прегрешения человека и очищение от них. В Танахе об этом сказано: «Если будут преступления ваши (красны), как кармазин, то (после исправления) станут белыми, как снег; а если будут они красны, как багрянец, то станут (белыми), как шерсть» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 18).

В Йом Кипур вдоль фасада Бейт Микдаша (Храма) натягивали красную нить, символизирующую прегрешения народа Израиля. И если Всевышний даровал своему народу прощение — нить чудесным образом становилась белой.

Если корова полностью красная (что символизирует беспросветное зло), ее удел — быть сожженной, а пепел будет растворен в воде. И нет никакого другого пути к исправлению. Но, хотя бы два волоска иного, не красного, не «злодейского» цвета — спасают корове жизнь.

Абсолютно красная корова — большая редкость. Так же трудно найти среди сынов Израиля абсолютного, законченного злодея.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 57) говорится, что даже самые, казалось бы, «ничтожные» из них — хранят в себе заповеди и добрые дела, как гранат свои зерна. 

на основе комментариев рава Ицхака Абарбанеля

(великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века)

и Ор hа-Хаима

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как разъяснить почти взрослому ребенку проблему моногамии и многоженства?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля