ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

13.11.2024, 12 Heshvan, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



17 тишрея 5761 года

18 тишрея 5761 года (5 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 70

 

Всевышний заповедал нам уважать чужую собственность. Этот закон отражен в запрете брать то, что тебе не принадлежит.

Талмуд обсуждает проблемы компенсации, которую вор обязан выплатить за украденное.

Если два свидетеля видели, что вор украл быка или овцу, и они же или двое других дают показания, что вор зарезал или продал украденное животное, вор выплачивает хозяину животного его пятикратную или четырехкратную стоимость.

Есть здесь юридическая тонкость, — поясняет Гемара. — заповедал Всевышний: “По слову двух свидетелей будет разбираться дело” (Дварим, 19-15).

Это означает, — говорит раби Акива, что свидетели должны давать показания обо всем деле от начала до конца, а не о половине дела.

Если же два человека будут свидетельствовать о краже, а двое других — о продаже или шхите (когда животное режут обусловленным Торой способом), получается, что правило нарушается.

Нет, — объясняет Гемара, — свидетели шхиты или продажи не считаются “половинчатыми”. Здесь мы имеем дело с исключением из правил.

Талмуд исследует различные юридические ситуации.

Допустим, вор украл животное и продал его в шаббат. Должен ли он выплачивать пострадавшему компенсацию?

В чем суть вопроса? В том, что в шаббат нельзя продавать и покупать. Естественно, красть нельзя ни в шаббат ни по будням. Однако, если вор нарушил шаббат и совершил в этот день сделку, ему полагается смертная казнь. И ничего в этом нет удивительного. Ведь нарушение законов субботы означает отрицание Всевышнего, отрицание того, что весь созданные Им мир подчинен Его законам.

Кража в шаббат или принесение краденного животного в жертву идолу не освобождает вора от выплаты компенсации.

Но, если он режет или продает животное в шаббат, от выплат он освобождается, ибо отвечает по более строгим законам.

Что полагается вору, если он сделал шхиту в Йом Кипур? — спрашивает Гемара. И отвечает: его душа отсекается от Источника Жизни. И компенсацию он не платит, ибо по более суровым законам взыскивается с него.

Но вот, например, вор украл быка или овцу у собственного отца. Затем зарезал или продал животное. Отец умер, а вор — один из наследников отца. Должен ли он компенсировать кражу?

Должен, — отвечает закон, — ибо в момент продажи или шхиты украденного животного, отец был жив. Теперь вор своим братьям заплатит увеличенную вчетверо или впятеро стоимость украденного животного.

Но если он продал или зарезал животное уже после смерти отца, сумма компенсации уменьшается. Ведь в момент этого действия часть животного уже принадлежала вору по закону наследования.

Если вор украл животное, сделал ему шхиту, а потом объявил, что оно — экдеш (посвящено Храму), он все равно должен заплатить четырехкратную или пятикратную стоимость. Закон, призывающий его к ответственности, вступил в силу раньше, чем он назначил животное экдеш.

Допустим, вор украл животное и сделал ему шхиту. А потом выяснилось, что мясо не пригодно для пищи. Нужно ли вору выплачивать его четырехкратную или пятикратную стоимость?

Безусловно, — отвечает Гемара. — Ибо здесь важен сам факт, что шхита состоялась и то, что она была сделана по всем правилам.

На воровство, как, впрочем, и на другие дурные поступки, человека толкает йецер а-ра (злое начало), которое создано Творцом, чтобы дать человеку высшее благо — свободу выбора.

Однако в выборе своем человек не должен ошибаться. Йецер а-ра обманывает его, нашептывая, что чужое могло бы принадлежать ему. И ложь здесь заключается в том, что Творец дает человеку то, что ему необходимо.

Злое начало настолько отвратительно, — говорит Гемара, — что сам Всевышний, Абсолютное Истинное Добро, назвал его йецер а-ра (ра в переводе с иврита — плохой, злой).

Один из основных приемов йецер а-ра — ложь, обман. Поэтому сказано в Псалмах царя Давида: “Ложь ненавижу я и избегаю ее” (Теилим, 119-163).

И еще написано в Теилим: “Тот, кто лжет, не утвердится перед глазами Моими” (Теилим, 101-7).

Существование йецер а-ра — временно. Оно прекратится, когда Слава Всевышнего, Его Истина откроется всему миру.

Ждать осталось недолго...



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Территория Израиля принадлежала арабам?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля