ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



21 тишрея 5761 года

21 тишрея 5761 года (8 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 73

 

Два течения слиты в океане Талмуда — ѓалахот (законы) и агадот (философско-этические повествования). Эти повествования наша традиция сравнивает с водой. Как вода, они притягивают сердце человека. Их цель — спровоцировать нравственные размышления, очищающие сердце от духовной нечистоты и апатии, что в итоге приводит к победе над йецер а-ра (злым началом).

Ѓалахот сравнивают с огнем, который “закаляет” разум и сердце.

Если тебе мешает йецер а-ра, — говорят наши мудрецы, — тяни его в Дом учения. И объясняют: без этого от йецер а-ра не освободиться.

Тот, кто в борьбе с йецер а-ра отказывается от помощи Торы, напоминает больного, занимающегося неграмотным самолечением вместо того, чтобы принимать надежное лекарство, которое выписал ему врач.

Свет Торы способен вернуть на пути добра. Слово Всевышнего приносит человеку ни с чем несравнимую радость. Как написано: “Радуюсь я словам Твоим так, будто нашел огромный клад” (Теилим, 119-162).

Об этом говорит агада. И сказанное ею — глоток свежей воды.

Посмотрим теперь, что на сегодняшнем листе открывает нам огонь ѓалахи.

Гемара продолжает обсуждать проблему ответственности человека за свидетельские показания в суде.

Тора предъявляет к свидетелю высокие требования.

Если человек дал ложные показания и уличен в этом, он должен заплатить ту сумму, которую по его показаниям присудили бы платить обвиняемому. И более того. Уличенный во лжи в суде, в дальнейшем не может быть свидетелем.

Всевышний всегда дает возможность раскаяться, исправить содеянное. Это относится и к случаям умышленного лжесвидетельства.

Дав показания, свидетель, который оговорил невинного, может еще отказаться от сказанного. На это ему, по юридическим правилам, дается дополнительное время, продолжительность которого определяется временем произнесения фразы: “Мир тебе, мой рав”.

Способность сделать тшуву (раскаяться и вернуть свою душу к первоначальной чистоте) воспитывает в человеке изучение Торы. Даже если йецер а-ра оказывается твердым как камень, Тора расколет его и сгладит острые углы. Как сказано: “Камни стираются водой” (Иов, 14-19).

Заповедал Всевышний через пророка: “Все жаждущие идите к воде... идите ко Мне, слушайте и будут живы уши ваши...” (Ишайа, 55-1:3).

Если йецер а-ра оказалось прочным как железо, Тора поможет разбить его на осколки. Как обещал Всевышний: “...Слова Мои как огонь... как молот, раскалывающий скалу” (Ирмеягу, 23-24).

Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, сказал раби Йонатан: йецер а-ра толкает человека к дурным поступкам, претворяясь лучшим другом и ближайшим родственником. Однако любви к людям йецер а-ра не испытывает и “предает” их на Небесном Суде, выступая в Грядущем Мире обвинителем.

Мудрейший человек, царь Шломо, писал: “Тот, кто балует своего раба в отрочестве, сам потом станет его рабом” (Танах, книга Мишлей, 29-21).

Рабом царь Шломо называет йецер а-ра. Оно должно подчиняться Божественной душе человека. Ведь сказал Всевышний: “...У входа грех развалился... но ты будешь властвовать над ним” (Берешит, 4-7).

Добившись небольшого успеха, йецер а-ра не успокаивается.

Рав Гуна приводит слова Творца, сказанные через пророка: “...Дух блуда ввел их в заблуждение...” (Танах, книга Ошейа, 4-12). Если человек следует за йецер а-ра, он совершает ошибку.

В этих словах — утверждение, что йецер а-ра выступает как некая внешняя сила.

Однако сказано и другое: “...Ибо дух блуда в среде их...” (Ошейа, 5-4).

В чем правда?

Дело в том, что йецер а-ра сначала действует извне, потом постепенно “приручает” человека. Когда дурные поступки для человека превращаются в привычное дело, йецер а-ра становится частью его внутреннего “я”.

Противопоставить йецер а-ра можно только изучение Торы и выполнение заповеданных Всевышним моральных законов. Законы Творца глубоки и восходят к высочайшим этическим источникам.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Родственники — на оплачиваемых должностях


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля