О Трактате БАВА КАМА
New Page 1
24 тишрея 5761 года (11 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 76
Гемара исследует пересечение различных юридических плоскостей.
На обсуждение выдвигается такая ситуация. Предположим, человек украл быка или овцу, объявил, что животное — экдэш (посвящено Храму), а затем зарезал его или продал. Применимо ли к нему заповеданный Всевышним закон: “Если украдет человек быка или овцу и зарежет или продаст животное, впятеро заплатит за быка и вчетверо заплатит за овцу” (Шемот , 21-37)?
Чтобы ответить на этот вопрос, Гемара разбирается в деталях. С тем, что вор зарезал или продал животное, — говорит Гемара, — более или менее понятно. Животное, объявленное экдэш, не принадлежит конкретному хозяину.
Но как расценивать факт, что вор объявил украденное животное — экдэш ? Не следует ли приравнять его к продаже? В конце концов, неважно, кому вор продал животное — человеку или Храму.
Между этими двумя действиями есть существенная разница, — объясняет Гемара. — Хозяин, объявив животное экдэш, несет за него ответственность. Оно до времени находится в его владении. Если, оно, например, пропадет или его украдут, владелец обязан взамен принести в Храм другое животное...
А если речь идет о “легких” приношениях, к примеру, корбанот шламим (мирное приношение), когда животное остается собственностью хозяина и находится в его владении?..
Это не имеет принципиального значения, — уточняет Гемара. — Объявление животного экдэш и продажа — совершенно разные вещи. При продаже животное меняет хозяина. Скажем, Реувен продал быка Шимону. Теперь Шимон — владелец быка. Если же Реувен отделил этого быка для Храма, хозяином быка по-прежнему остается Реувен.
Анализируя подробности, Гемара приходит к выводу, что вор, объявив животное экдэш, не платит ни четырехкратную, ни пятикратную стоимость животного. При этом неважно, для “строгого” или “легкого” приношения он его предназначает.
Допустим, вор украл животное, которое было экдэш, — рассматривает Гемара новую ситуацию. — Какие выплаты ему назначаются?
По Ѓалахе (Закону), в этом случае вор платит только керен (основную стоимость животного). Независимо от того, для какого вида приношений оно предназначалось. Ибо ответственность за животное экдэш лежит на его хозяине.
Изучение законов Торы, которые сегодня, поскольку у нас нет Храма, силы не имеют, приближают то время, когда они снова вступят в действие.
Пророки говорят об этих временах:
“И показал мне Всевышний четырех мастеров” (Танах, книга Захарии, 2-3).
Речь здесь идет о тех, кто в будущем заново отстроит Иерусалим и Храм: Машиах бен Давид, Машиах бен Йосеф, пророк Элиягу и Малки-Цедек (Шем, сын Ноаха). И в этом нет ничего удивительного. Ведь в конце времен, как известно, произойдет тхият а-метим (оживление умерших).
“И будет это мир” (Миха , 5-4).
Как обещал Всевышний, защищать этот мир будут царь Давид (от которого тянется ветвь спасения всего мира; Машиах будет из рода Давида), Адам (первый человек), Шет (сын Адама, от которого происходит все человечество), Метушелах (дед Ноаха, праведник; церемония прощания с ним, когда он ушел из земной жизни, задержала Всемирный Потоп на 7 дней), Авраам (родоначальник еврейского народа), Яаков и Моше-рабейну. Ицхак, сын Авраама здесь не упомянут, ибо будет занят другим делом: поиском человеческих заслуг, чтобы ходатайствовать за людей перед Небесным Судом и спасать их от огня Геенома (ада).
Гемара приводит слова царя Давида: “Разве достоин я сидеть среди великих — Авраама, Яакова, Моше, Аарона?”. Сопоставляет их с тем, что сказано у пророка Михи и объясняет: царь Давид будет вознагражден именно за свою скромность.
И еще. Сказано: “И будет Всевышний царем над всей землей” (Захария , 14-9).
Царь Давид займет центральное место среди защитников, восстановит понятие царства и, как утверждает наша традиция, скажет застольное благословение на великой праздничной трапезе будущего.
Вот почему царствование Давида сравнивается с солнцем. Ведь солнце — центр созданной Всевышним звездной системы. Как сказано: “И престол его (Давида) как солнце предо Мной” (Теилим, 89-37).
Гемара предсказывает, что Машиах придет на исходе года шмиты (завершения семилетнего цикла).
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|