ААЗИНУ 
Рош а-Шана
начинается вечером

20 сентября
"ВАЕЛЕХ"
ААЗИНУ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЕЛЕХ"

Сентябрь 21, 2017   1 Тишрей 5778

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
Пурим
14 Адара
(01.03.18)
в Иерусалиме -
15 Адара
(02.03.18)
Песах
15-21 Нисана
(31.03 - 06.04.18)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(31.03 - 07.04.18)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(12.04.18)
День памяти павших 
5 Ияра
(20.04.18)
День независимости Израиля
6 Ияра
(21.04.18)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(3.05.18)

День Иерусалима
28 Ияра
(13.05.18) 
Шавуот
6 Сивана
(20.05.18)
В диаспоре 6-7 Сивана
(20.05 - 21.06.18)
Девятое Ава
 9 Ава
(21.07.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятый цикл обсуждения



Посмотреть пятнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть четырнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть тринадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть двенадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть одиннадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть десятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть девятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть восьмой цикл обсуждения (видео)
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 4

ГЛАВА “Ваэра”

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

Обсуждение главы Ваэра

02.01.05

Содержание нашей недельной главы насыщено описаниями принципиально важных в истории Исхода событий (см. на сайте обзоры недельной главы Ваэра, первый, второй, третий и четвертый годовые циклы). Речь идет здесь, в частности, и о первых семи «казнях египетских» (всего их было, как известно — десять).

Нередко говорят, что этими казнями Всевышний хотел «напугать» фараона и заставить его отпустить еврейский народ на свободу. Однако сама Тора предлагает этому феномену иное объяснение. В нашей недельной главе читаем: «Ты будешь говорить все, что я повелю тебе. Аарон, брат твой, будет говорить Паро (фараону), чтобы он отпустил сынов Израиля из земли своей. Но Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. И не послушает вас Паро, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Израиля, из земли Египетской великими казнями. И узнают египтяне, что Я — Всевышний, когда будет рука Моя — на Египте, и выведу сынов Израиля из среды их». (Шемот, гл.7, ст. 2-5).

Итак, из текста Торы следует, что цель казней состояла в том, чтобы представить египтянам Всевышнего, а точнее его атрибут, выраженный четырехбуквенным именем: йуд – ѓей – вав – ѓей. В результате египтяне должны были понять, что фараон не по своей воле отпустил еврейский народ, это — Всевышний вывел его из Египта.

Позднее, ближе к концу этой недельной главы та же идея высказывается с уточнениями: «Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле. Ведь если бы Я простер теперь руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой мором, и ты истреблен был бы с земли. Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою, и чтобы возвестить имя Мое по все земле» (Шемот, гл. 9, ст. 14-16).

Всевышний не просто представляет Себя, но хочет, чтобы весь мир знал о Его существовании и о Его уникальности: «...нет подобного Мне на всей земле».

Теперь мы видим, что казни послужили своего рода «наглядными пособиями». Они должны были продемонстрировать Египту и остальному миру уникальность Всевышнего и полноту Его власти над всем, что есть во вселенной.

Забегая вперед, отметим, что, описывая три последние казни (саранча, тьма и смерть первенцев), Тора сообщает об их предназначении такими словами: «И чтобы ты рассказал вслух сыну твоему и сыну сына твоего о том, что сделал Я египтянам, и о знамениях Моих, которые Я продемонстрировал им, и будете знать, что Я — Всевышний» (Шемот, гл. 10, ст. 2).

То есть три последние казни были совершены для того, чтобы показать еврейскому народу, что своим освобождением они обязаны Всевышнему. Чтобы они помнили: Он наслал беды на египтян, и сделал это ради своего народа. Чтобы они всегда, во всех поколениях, понимали и признавали значимость этого уникального события.

Получается, что казни имеют разные цели: для еврейского народа — одна цель, для египтян и остального мира — другая. Как к этому относится?

И вообще — почему возникла такая необходимость, чтобы весь мир знал о существовании Всевышнего и о Его абсолютной власти во вселенной? И еще: зачем нужно было настолько «ожесточать» сердце фараона, что он «проигнорировал» полученную информацию?..

03.01.05

Всевышний может все и Ему все известно. И если уж Творец ставит перед собой какую-либо цель, Он, несомненно, знает, как добиться реализации своего замысла. Но как же тогда расценить историю с «египетскими казнями»?

Всевышний использовал данную «методику», чтобы египтяне получили знание и представление о Нем. Но разве может такое знание и представление о безграничной власти Творца в этом мире предназначаться лишь одному поколению египтян? Оно должно было остаться в земном мире на вечные времена. Тогда что же случилось с ним, с этим знанием? Анализируя исторические события и современное положение дел, мы вынуждены будем признать, что мир в целом так и не «пропитался» идеей существования и безграничной власти Всевышнего.

Это — весьма непростой вопрос. Детальным исследованием этой темы занимался рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века). И мы, пытаясь во всем этом разобраться, возьмем за основу сделанные им выводы.

Прежде всего, выстраивая логический ряд, нам следует понять суть концепции, которая в Торе обозначена словами — «ожесточил сердце фараона».

Новая информация, как известно, часто приводит людей в замешательство и способна нарушить чувствительный баланс в проявлении свободы выбора. И вот фараон узнает о существовании Всесильного Всевышнего, который, по Своему желанию, может изменить естественные законы природы. Это повергает его в шок. Совсем недавно он не хотел и слышать о Нем. И в Торе об этом ясно написано, в том фрагменте, где Паро говорит: «Кто такой, этот Всевышний, чтобы я послушал Голоса Его и отпустил Израиль?» (Шемот, гл. 5, ст. 2).

Чтобы проследить психологический эффект, который произвела новая информация о Всевышнем, проанализируем реакцию мира на Его проявление под Именем Эль Шадай.

В Торе читаем: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал ему: Я — Всевышний (в оригинале указывается четырехбуквенное имя, состоящее из букв — йуд, hей, вав, hей). Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову как — Всемогущий (в оригинале — Эль Шадай), а (четырехбуквенным) Именем Моим — йуд, hей, вав, hей — не открылся им» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

Имя Эль Шадай, которым назвал себя Всевышний, являясь праотцам, — объясняет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — выражает Его атрибут, которым Он может манипулировать, изменяя естественные законы природы ради тех, кого любит. Так Всевышний обеспечил нашим праотцам материальное благосостояние и успех во всех делах. Проявляя этот атрибут, Творец делал их победителями над врагами, давал потомство после долгого периода бездетности и т.д.

Подчеркнем, что результаты такого проявления Творца не были «чудесами». Они лишь показывали, что Всевышний в рамках естественных законов контролирует природу, но — не свидетельствовали о том, что Он способен коренным образом эти естественные природные процессы изменить.

Наши праотцы распространили в мире знание о Едином Всевышнем. Для многих это явилось великим открытием. Однако со временем человечество перестало придавать этой информации какое-то особое значение, ибо она не оказывала фактически никакого влияния на их жизнь…

04.01.05

Итак, человечество имело реальную возможность игнорировать факт существования Всевышнего. В самом деле. Никого не волнует, что Он щедро одаривает тех, кого любит. Главное — что законы природы при этом остаются незыблемыми, и каждый может пользоваться природными ресурсами по своему усмотрению. Человек, скажем, возделывает поле, сеет в подходящее время пшеницу, а когда зерна созревают — собирает урожай. Нужна ли ему помощь Творца?

До тех пор, пока все шло гладко и хорошо, человечество не испытывало нужды в экстраординарной поддержке Всевышнего.

Разумеется, поначалу, узнав о существовании Творца, люди испытывали страх и трепет перед Ним. Но постепенно страх этот исчезал и забывался. К тому времени, когда евреи пришли в Египет, знание о Всевышнем, который когда-то проявил себя под именем Эль Шадай, уже никого не сдерживало. Мы видели, что фараон ни на минуту не усомнился в своем праве на порабощение евреев. А ведь Йосеф напоминал ему о существовании Творца. Тем не менее, фараон не мучился мыслью, что за издевательства над евреями его ждет суровая кара.

Примерно то же самое происходило с людьми, когда Всевышний в процессе осуществления казней в Египте продемонстрировал безграничность своей власти над силами природы. Теперь — проявив Себя под Именем, состоящим из букв йуд, ѓей, вав, ѓей. Поначалу, получив новую информацию о Всемогущем Творце, люди испытали страх и трепет, ощутив свою «ничтожность» перед Его величием. Эти чувства вынудили человека признать Творца и подчиниться Высшей Воле…

Именно в этой плоскости и следует искать истинный смысл слов — «ожесточил сердце фараона». То есть Творец лишил его естественного чувства трепета, которое должно было возникнуть при первом же подтверждении бесконечного Могущества Всевышнего. Но фараон отреагировал на это, как человек, который так долго жил со знанием о Нем, что даже при появлении новой информации, не мог испытать каких-либо эмоций. Об этом в своем труде Натив а-тешува (Путь тешувы — раскаяния и возвращения к Творцу) пишет Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век). А за основу своего логического построения он берет сведения, почерпнутые им из Устной Торы (Мидраш Раба к книге Шемот, гл. 13, ст. 3).

В этом Мидраше, — подчеркивает Маѓараль, — Учителя обсуждают ситуацию, в которой оказался фараон.

Неверующий человек, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — прочитав в Торе — «ожесточу сердце Паро» (Шемот, гл. 7, ст. 3), скажет, что Всевышний изначально лишил фараона возможности раскаяться.

Иную грань Истины в этом фрагменте открывает Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век, ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й век). Всевышний, — отмечает он, — предупреждает человека несколько раз, а потом, если он не раскаивается — «закрывает» его сердце, и он будет наказан за свой грех. Именно так и случилось с фараоном. Всевышний отправлял к нему своего посланника пять раз, но фараон не раскаялся и не исправился. Поэтому Творец как бы сказал ему: «Ты ожесточил свое сердце, так вот теперь я добавлю (духовную) «глухоту» к твоей обычной глухоте».

Человек функционирует на двух уровнях, — объясняет далее Маѓараль, анализируя слова Мидраша. — На уровне эмоций, которые зарождаются в его сердце, и на уровне здравых рассуждений, которые возникают в его голове. Всевышний создал человека таким образом, что, игнорируя сигналы собственных чувств, идущих от сердца к разуму, он «охлаждает» свое сердце, и со временем оно будет эмоционально «глухим». И тогда человек сможет действовать только на уровне рассудка...

05.01.05

Когда Всевышний продемонстрировал свое могущество, сердце фараона наполнилось трепетом и благоговением. В эти минуты он должен был бы сказать себе: «Кто я такой? Ничтожный человек. И если я решусь противостоять всемогущему Творцу, ничего хорошего из этого не выйдет. Не лучше ли мне попытаться установить с Ним контакт?». Но ничего подобного не произошло. Разум фараона проигнорировал сигналы сердца, и он уже просто не слышал ни трепета, ни благоговения. Он стал лишь обладателем холодного ума, который подсказывал ему, как обойтись с просьбой Всевышнего.

Тут следует отметить, что разум-то как раз и подвел фараона. Ибо «нашептал»: «Не хочу отпускать евреев. Что мне будет за это? Действительно, египтяне пострадали от ниспосланных Им казней. Но казни эти лишь продемонстрировали силу Всевышнего, а жизням людей как будто бы ничего не угрожает. Кровь, лягушки, вши — все это, конечно, очень противно. Но никто не убит. Скорее всего, Всевышний хочет убедить меня и не планирует — уничтожить. Ну, а если Он надумает убить меня, я успею изменить позицию Так что пока нет никакой причины идти против собственной воли и подчиняться Ему…».

«Ожесточение сердца» фараона — не что иное, как широко известный и весьма характерный для людской психологии феномен. Многие представители рода человеческого, если что-то мешает им в достижении их эгоистических целей, не разбираются, что это и как это преодолеть. Вместо того предпочитают «забыть» о препятствии, сделать вид, что «этого» не существует. Достигнет ли он желаемого — другой вопрос.

Так и во взаимоотношениях с Творцом. Если человек загоняет внутрь чувство тревоги и трепета перед Всевышним и старается забыть о «сигналах сердца» да еще уговаривает себя, что желание обрести бессмертие — абсолютно иллюзорно и недостижимо, он не будет прилагать усилия, чтобы установить эмоциональный контакт с Творцом. И бессмертие без этого действительно становится недостижимым. Ибо сердце черствеет и закрывается. И человек уже не испытывает стремления к единению с Всевышним. А разум подсказывает: не зря же Творец наделил людей правом свободного выбора. Вот я и пользуюсь им…

С чем же мы остаемся, подавив в себе естественное желание соединиться с Творцом?

Мудрые, сбалансированные решения требуют верного чувства пропорции. Пропорции моральных и нравственных решений отмеряются «компасом» эмоционального восприятия окружающего мира. Если мы делаем выбор, ориентируясь на удовлетворение материальных желаний и потребностей, игнорируя идею единения с Творцом, нам грозит эмоциональная глухота, результат которой — потеря ощущения значимости нашей связи с Небом. В таком «состояние» человек уже не способен принимать верные и сбалансированные решения…

Маѓараль называет эту эмоциональную глухоту, эту духовную невосприимчивость — духовной нечистотой (на иврите — тума; подробнее о термине — см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл).

Теперь мы можем понять, что распространение скептицизма по поводу существования Всевышнего связано с недостаточно хорошо развитыми в людях эмоциональными реакциями на мир, который их окружает. Ибо все в мире свидетельствует о существовании Творца. Ведь никто не станет утверждать, что настенные часы — случайный набор стихийно возникших деталей. Ну а как же — весь наш мир? Мог ли он сложиться и «настроиться» — стихийно, без определенного космического всеобъемлющего Плана, без концепции и цели, «сам по себе»?..

06.01.05

Человек думает про себя: «Мой здравый смысл подсказывает мне, что у этого мира должен быть Создатель. Но если это так, данное обстоятельство должно было бы полностью изменить мою жизнь. Если вселенная действительно Кем-то создана, Творение, надо полагать, имеет цель существования. И Создатель, возможно, ждет чего-то и от меня. Получается, я живу неправильно? Но если мой здравый смысл сообщает мне верную информацию, как же может случиться такое, что я абсолютно равнодушен к Творцу? Ведь если я от кого-то завишу, я это обязательно ощущаю. Если этот мир действительно создан Творцом, и от Него зависит мое благополучие и даже — жизнь, я должен был бы это почувствовать. А поскольку я не ощущаю своей зависимости от Него, значит, все это — иллюзия».

Но дело в том, что большинство людей не понимают концепцию духовной нечистоты (тумы) и не знают, как открыть свое сердце потоку духовности. Сразу скажем, что начинать нужно с ума.

Чтобы лучше представить себе это, разберем простой пример.

Современные достижения в области физики дали человечеству очень многое и улучшили нашу жизнь. Мы ежедневно пользуемся результатами открытий. Это — компьютеры, это — микрооперации и лечение лазерным излучением… Однако все эти чудеса современности не вызывают у «рядовых пользователей» ни трепета, ни большого удивления. Главным образом потому, что «рядовые пользователи» имеют в физике весьма скромные познания. Реализованные возможности применения, скажем, лазера в медицине способны по-настоящему изумить лишь того, кто представляет себе, что такое лазерный луч. Именно знание физики позволяют человеку по достоинству оценить то или иное открытие.

Всевышний заповедал еврейскому народу рассказывать о египетских казнях своим детям и внукам. Да, эти события произвели на евреев сильное впечатление. Но, как известно, сердце человека довольно быстро «закрывается», и след от полученного эмоционального заряда сглаживается и постепенно исчезает. Чтобы это предотвратить, человек должен поддерживать в себе способность восхищаться чудесами, которые постоянно происходят вокруг нас. А это возможно лишь с помощью углубления знания и понимания.

Главная беда фараона состояла в том, что он не испытывал желания понять природу обрушившихся на его народ казней. Единственное, к чему он стремился — устранить последствия и поскорее обо всем этом забыть. Но если человек игнорирует информацию, предоставленную ему Всевышним и призванную изменить его жизнь — в конце концов, он оказывается в незавидном положении. Именно это и произошло с фараоном. Поэтому история, которая произошла с ним — ценный урок. И для евреев и для всех людей.

Мы живем в материальном мире. И концентрация наших устремлений на физическом мире, в котором мы обитаем, вполне объяснима. Духовность же кажется нам порой чем-то настолько далеким, что мы, ощущая трепет и благоговение перед Всевышним, испытываем некое неудобство. Чтобы отдаться во власть этих ощущений, связывающих нас с Творцом, нам надо как-то отстраниться от материального мира и наших земных интересов. Это многих пугает, и они инстинктивно закрывают свои сердца. Но тогда знание остается только в умах, но — не в сердце. А умозрительное знание — не опасно. Эмоционально оно не трогает нас.

Всевышний заповедал еврейскому народу рассказывать историю Исхода и историю египетских казней своим детям, чтобы сделать знание о Всевышнем частью духовного багажа каждого поколения. Если у каждого поколения будет это знание, оно откроет сердца.

Конечная цель любых проявлений Творца — создание предпосылок для установления эмоциональных отношений с людьми. Всевышний не желает нам зла, Он хочет научить нас правильному поведению, чтобы мы смогли достичь духовных вершин.

Казнями в Египте Всевышний не собирался «закрывать» людские сердца, как это случилось с фараоном. Напротив, демонстрируя свое могущество, Он стремился заронить в души людей ощущение чуда и трепета, которое сближает человека с Создателем.

Если человек соединит чувства, переполняющие его сердце, с пониманием, что Творец — всесилен и всемогущ, он пойдет дальше, устанавливая связь, которая в последствии будет скреплена договором у горы Синай...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим




Посмотреть пятнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть четырнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть тринадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть двенадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть одиннадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть десятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть девятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть восьмой цикл обсуждения (видео)
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какие молитвы читают в Песах в синагоге?


Поиск по сайту:


Продавец — своей души...


Человек — посередине


Все упреки — себе?


Разница между слухом и зрением


Как спорить с начальством


За преступление — рабство?


Готовясь — к худшему…


Прокалывание уха — наказание?

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля