Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я
— а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову
именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не
раскрыл им”.
Открываться
на иврите — ваэра.
Обсуждение главы
Ваэра
1.
Праведник, прося о выполнении чужой просьбы, подвергает себя опасности
Наша
недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал ему: Я
— Творец» (Шемот, гл. 6, ст. 2).
Это ответ
Всевышнего на претензию Моше.
«Создатель! —
воскликнул Моше. — Зачем сделал Ты зло этому народу, зачем Ты меня отправил к
фараону?» (там же, гл. 5, ст. 22).
Моше
обращается к Милосердию Творца (в оригинале использовано четырехбуквенное Имя,
обозначающее рахамим — милость). А Всевышний отвечает ему, используя меру
суда, которую символизирует имя Элоким.
Столкнувшись
с бедами или серьезными проблемами люди порой обращаются за помощью к
праведнику. Они надеются, что он лучше сумеет обратить их просьбу к Милосердию
Всевышнего. Только нужно принимать в расчет, что прежде ему предстоит
столкнуться с мерой суда. И столкновение это может оказаться для самого
праведника не безопасным. Точнее — всякий раз, вмешиваясь в заданный ход событий
и пытаясь изменить его, праведник подвергает себя опасности.
Для лучшего
понимания расскажу историю.
В Германии
жил один очень состоятельный банкир. Жил — припеваючи. Но однажды на него
свалилась беда, его единственный, любимый сын и наследник тяжело заболел и слег.
Банкир мог
себе позволить обратиться за помощью к лучшим специалистам Европы. Но
медицинские светила только разводили руками. Против этой болезни они оказались
бессильны.
Жена банкира
узнала, что в Польше, в городке Цанзе, живет праведник, творящий чудеса. Туда
она и отправила мужа.
Банкир без
промедления сел на скорый поезд, и спустя непродолжительное время уже входил в
кабинет к известному раввину.
Он попросил
исцеления и здоровья для своего сына, подкрепив просьбу солидной суммой денег.
Рабби оторвал
взгляд от записки с просьбой и от стопки новеньких хрустящих ассигнаций и
испытывающе посмотрел на просителя.
— Ты
соблюдаешь шаббат? — спросил он.
— Это
невозможно. Основную прибыль банки получают по субботам.
— А как в
твоем доме обстоят дела с кашрутом?
— У нас в
Германии это не принято.
— Вы с женой
храните чистоту семейной жизни?
— Тоже нет.
— Если так, у
меня есть для тебя предложение. Прими на себя соблюдение шаббата, кашрута
и чистоты семейной жизни, а я, со своей стороны, гарантирую, что твой сын
выздоровеет. Деньги, в любом случае, можешь забрать.
— Я не могу
обязаться соблюдать чистоту семейной жизни, ведь ее соблюдение зависит больше не
от меня, а от жены. Соблюдение шаббата тоже не обсуждается, поскольку в
этом случае, большинство клиентов откажутся от моих услуг. А вот, кашрут, я,
пожалуй, смогу на себя взять.
— В таком
случае, мое предложение отменяется, — заключил раввин.
Банкир ни с
чем вернулся в Германию.
Жена, узнав о
ходе переговоров, чуть не с кулаками набросилась на мужа.
— Как же ты
мог отказаться от предложения святого рабби!? Неужели тебе твой банк дороже
родного сына!? Если бы какой-нибудь профессор предложил повезти ребенка на
остров Капри или в санаторий в швейцарских Альпах и при этом даже не
гарантировал исцеления, разве бы мы не бросили все дела и не поехали?!
Немедленно отправляйся к рабби и соглашайся на все его условия!
В итоге,
соглашение между ним и рабби из Цанза было заключено. И когда банкир вернулся
домой, он обнаружил, что его сын пошел на поправку. После окончательного
выздоровления мальчика, отец снова отправился в Цанз по уже хорошо известному
маршруту. Он хотел лично отблагодарить рабби щедрой рукой. Но тот, на удивление,
опять отверг деньги.
— Если ты
действительно хочешь сделать доброе дело, купи всякой снеди и устрой сеудат
одая (благодарственную трапезу) для тех, кто сейчас изучает Тору в бейт
мидраше (доме учения).
Счастливому
отцу не надо было повторять дважды. Уже через час столы бейт мидраша
ломились от еды и питья.
Во время
трапезы банкир рассказал историю чудесного исцеления своего сына и горячо
поблагодарил Всевышнего за проявленное милосердие. Среди присутствовавших сидел
за столом верный хасид цанзского ребе, готовый, не раздумывая, по слову своего
учителя, броситься в огонь. Его жена уже долгое время тяжело болела. Он не раз и
не два обращался к раби за помощью, просил вымолить исцеление для своей
супруги. Но тот ограничивался короткой нейтральной фразой: «Творец поможет». А
болезнь — не уходила.
Изрядно
выпив, хасид вылез из-за стола и, меняясь в лице, направился к рабби.
`.
— Неужели,
из-за того, что я не нарушаю шаббат, мне положено наказание? Если бы мы с
женой не соблюдали заповеди, то она уже была бы здорова, в обмен на соблюдение?
Но раз мы уже и так живем по заповедям, то пусть себе болеет и страдает!?
— Ты думаешь,
мне было легко добиться исцеления для сына этого йеки (еврей, выходец из
Германии)? Да будет тебе известно, когда праведник обещает еврею добиться отмены
приговора Всевышнего, он этим подвергает опасности и себя, и свою семью. Я готов
пойти на риск, ради того, чтобы в безбожной Германии появилась еще одна семья,
соблюдающая шаббат, кашрут и чистоту семейных отношений. Но ради еврея,
который и так уже целыми днями сидит в синагоге в Цанзе я не могу так рисковать…
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(Ор
hа-Хаим;
один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го
века)
2.
Всевышний не любит, когда Его подгоняют
В нашей
недельной главе читаем, что Всевышний обещает сынам Израиля: «Я — Всевышний, и
выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас» (Шемот,
гл. 6, ст. 6).
Слово «сивлот»,
которое мы перевели как «иго», созвучно с главным словом, которому в первую
очередь учат новых репатриантов — со словом «савланут» (терпение). С
учетом этого, наша фраза может принять такой смысл: Я вас избавлю от ига
египтян, когда кончится ваше терпение, когда вам станет противна их нечистота,
когда не сможете больше ее переносить, когда вам станет тошно.
В предыдущей
недельной главе (Шемот) зафиксирован момент начала геулы
(освобождения, избавления). Как написано: «Умер царь Египта, и застонали сыны
Израиля» (Шемот, гл. 2 ст. 23). Таким образом, геула
начинается с ощущения горечи галута (изгнания, порабощения) и с тошноты.
Ведь если евреи привыкли, если они сжились, если в состоянии терпеть — геула
не наступит. И горький опыт гласит, что гораздо легче вывести евреев из
галута, чем вывести, вытравить галут из них.
Итак, еврею
необходимо четко осознать, что он находится в галуте, что Всевышний
сокрыл свой лик И на этом следует остановиться. Ни в коем случае не надо
пытаться подталкивать Творца. Помните: в Египте от сынов Израиля требовалось
лишь желание выйти. Когда, как и кто поведет — решал Всевышний, только Он.
Написано в
Танахе: «Заклинаю Я вас, дочери Иерусалима... не будите и не пробуждайте любовь,
пока не пожелает она» (Шир
hа-Ширим
— «Песнь песней», гл. 2, ст. 7).
В Мидраше
разъясняется, что Творец заклинает Израиль не подгонять галут и не
торопить геулу, но — быть готовым к тому, чтобы выйти, когда придет время
— не раньше и не позже.
У пророка
есть такие слова: «Я, Всевышний, в назначенное время ускорю это» (книга пророка
Йешаягу, гл. 60, ст. 22).
Учителя в
Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 98) разъясняют, что в ситуации, если сыны Израиля будут достойны — Творец
осуществить план «ускорю», и Машиах придет раньше времени. В противном
случае все произойдет в назначенный срок.
Для
иллюстрации перескажу притчу.
Старый
Мендель приехал в местечко и остановился на постоялом дворе у Ривки.
Перекусив
утром, он отправился осматривать окрестности. Но внезапно начавшийся дождь
заставил его вернуться. Послонявшись по дому, Мендель заглянул на кухню. Там
Ривка готовила обед. Аромат кулинарных изысков пленил Менделя. У него разыгрался
аппетит.
— Накорми-ка
меня обедом, добрая женщина.
— Но он еще
не готов.
— Ничего, я
ужасно проголодался, дай мне поесть из этой кастрюли.
— Как знаете.
Только потом не взыщите.
С этими
словами Ривка положила на тарелку недоваренную еду. Мендель попробовал, но тут
же скривился. Это было невозможно есть.
На следующий
день Ривке нужно было ехать в город по важным делам, и она приготовила обед
пораньше. Мендель недоверчиво придвинул тарелку и взял маленький кусочек, на
пробу. Еда, на удивление, оказалась необычайно вкусной.
— Ничего не
понимаю, — бурчал Мендель, уплетая обед за обе щеки. — Вчера, ровно в этот час,
еда была совершенно не готова, ее не возможно было есть. Сегодня же — просто
объедение, пальчики оближешь!
— Все очень
просто, — спокойно ответила на это Ривка. — Вчера вы торопились и торопили меня.
А сегодня, я сама тороплюсь.
Когда
торопятся едоки, да еще и торопят повара, они рискуют отведать недоваренную
пищу. Но если повар сам торопится, обед обещает быть превосходным, и будет подан
раньше обещанного часа.
Всевышний не
любит, когда Его пытаются подгонять и подталкивать (а кто любит?). Поэтому
вышедшие раньше времени из Египта — пали от меча. Да и у всех, кто на протяжении
нашей истории пытались вычислить срок окончания изгнания, или заставить
Всевышнего положить ему конец, судьба была незавидна. Вспомним ессеев, Шабтая
Цви, Яакова Франка и других.
Поэтому,
скорбя о разрушенном Храме и разрушенном царстве — не следует подсказывать
Всевышнему имя избавителя. Он Сам определится с кандидатурами, как в свое время,
без посторонней помощи со стороны, нашел Моше и Аарона.
на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— это имя он получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша,
конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и
Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
3.
Четыре этапа избавления
Всевышний
объявляет сынам Израиля о грядущем избавлении. Об этом читаем: «Я — Всевышний, и
выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас... И
возьму вас Себе народом» (Шемот, гл. 6, ст. 6-7).
В этом
фрагменте перечислены четыре основных этапа геулы (избавления, освобождения):
выведу, избавлю, спасу и возьму.
В
соответствии с этим, Учителя постановили, что во время Пасхального Седера надо
выпивать четыре бокала вина.
Эта важная
заповедь лежит на каждом из сынов Израиля.
Сказано в
Мишне (трактат Песахим), что даже нищий не освобождается от нее и
не имеет права ее сократить, выполнить в урезанном формате (скажем, выпить
меньше четырех бокалов, или заменить вино более дешевым напитком).
Понятно, что
обеспечение нищих вином в необходимом для выполнения заповеди количестве, входит
в обязанности габаев цедаки (ответственных за распределение
благотворительных пожертвований).
Интересно,
что суммарная гематрия (числовое значение) названий четырех этапов
геулы соответствует гематрии фразы (на иврите) — «Даже бедняк не
выпьет менее четырех бокалов».
Особое
значение этой заповеди определяется еще и тем, что названные четыре этапа
освобождения — общие для всех галутов, уготованных еврейскому народу на
протяжении его истории. А их, галутов, как известно — именно четыре. И
это не случайно. Подтверждением можно считать слова пророка (книга пророка
Захарии, гл. 2, ст. 10): «По четырем сторонам света рассеял Я вас».
И рассеянные
по четырем сторонам света евреи в четыре этапа будут собраны Всевышним с началом
избавления, с наступлением эпохи геулы.
Еще следует
отметить, что Египетская империя с фараоном во главе, была прообразом всех
последующих империй и царств, под властью которых оказывались евреи, проходя
через четыре галута, отмеренных им Свыше.
Эта модель
порабощения была совершенной.
Сказано в
Мидраше Мехильта, что ни один раб не мог избежать своей рабской
участи, потому что рабы были не в состоянии покинуть пределы Египта. Но когда
Всевышний вывел презираемых египтянами еврейских рабов на свободу, когда бывшие
господа и хозяева нашли смерть в водах моря Суф, ранее покорно
расступившихся перед евреями — в этот миг открылась возможность избавления из
любого галута. В этот момент родилась геула.
Человек
состоит из четырех духовных основ. Их еще называют: огонь, вода, воздух, земля.
Материальная
составляющая человека, как известно — тело (у некоторых это особенно заметно).
Мир устроен
так, что материальное постоянно порабощает духовное. Поэтому духовные основы
человека нуждаются в геуле.
Теперь мы
понимаем, почему нам уготованы четыре изгнания, четыре галута. Ведь это —
четыре этапа, и каждый из них заканчивается избавлением, геулой, в
результате которой освобождается одна из четырех духовных основ.
Добавим, что
с каждым из этих галутов и, следовательно, с каждым выходом из них, с
каждой геулой, связана одна из букв четырехбуквенного Имени Всевышнего.
Получается,
что, проходя испытание галутом, сыны Израиля очищают, исправляют и
усиливают одну из букв Имени Всевышнего. С окончательной геулой — все Имя
засияет своим полным светом, сокрытым до той поры.
Освобождение
из галутов происходит благодаря заслугам одного из праотцов — Авраама,
Ицхака и Яакова. А последняя, окончательная геула — произойдет в заслугу
царя Давида. О ней возвестит его потомок — праведный Машиах.
на основе комментариев раби Яакова бен Ашера
(Бааль
hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста
Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая
половина 14-го вв.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет; Польша, 19 в.)
4.
Что одному чудо, другому — обыденность
О том, что
обещает Всевышний сынам Израиля, читаем: «И приведу вас в страну, о которой Я
клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее вам в наследие. Я — Всевышний» (Шемот,
гл. 6, ст. 8).
Мир устроен
так, что самое необыкновенное чудо перестает казаться чудом, если происходит
часто. В этом случае, вступает в силу эффект привыкания.
Например,
если человек, идя по улице, вдруг повстречает слона — очевидно, что это
привлечет его внимание. Слон по праву считается одним из чудеснейших творений
(на иврите слон — пиль, что созвучно со словом пеле — чудо).
Учителя даже
постановили, что, увидев слона, произносить особое благословение.
Но
встретившаяся на пути дворняга или, скажем, воробей, едва ли произведут на нас
впечатление. Ведь мы встречаем их довольно часто.
Когда евреи
вышли из Египта, в их картине мира еда не падала с неба, но — произрастала из
земли. Поэтому ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?»,
№ 706), по крайней мере, вначале, был для них чем-то из ряда вон выходящим,
истинным чудом. Но для родившихся в пустыне и ничего кроме мана не
видевших, он был вполне заурядным, обыденным обедом.
Когда же
вошли в Израиль и стали его потихоньку обживать — первые урожаи хлеба выглядели
по-настоящему чудесными. И это сильно укрепило веру в Творца. Ведь это Он привел
их в страну. И не просто привел, но и показал: «Я — Всевышний!».
Теперь — о
подарках.
Если один
человек дарит другому дорогой подарок, он, как правило, делает это публично, с
привлечением максимального внимания. Чтобы все увидели, какой замечательный
подарок он сделал. Если же подарок скромен и незначителен, то он и дарится,
соответственно, тихо, незаметно, без помпы.
Ценность и
значимость подарка — относительные понятия. Все зависит от личности того, кто
его преподносит.
Средний
аврех, который пришел на бар мицву сына приятеля по колелю,
обычно дарит книгу за 40 шекелей. И это — в порядке вещей. Авреху не придет в
голову привлекать особое внимание к моменту, когда он дарит эту книгу. Вручил
пакет с книгой виновнику торжества, а тот водрузил его на гору похожих пакетов —
и все дела.
Если же он по
какой-либо причине решит почтить бар мицву чеком на тысячу шекелей — ему,
конечно, будет приятно, если остальные гости обратят на это внимание.
Теперь на
месте авреха представим известного богача, допустим, барона Ротшильда, а
местом действия пусть будет не бар мицва, а свадьба.
Чек на тысячу
шекелей в данном случае — не станет причиной гордости, но, наоборот — поводом
для конфуза. Ведь от Ротшильда ожидают, что он подарит значимо большую сумму.
Поэтому чек на тысячу шекелей, скорее всего, будет передан незаметно и,
вероятно, даже не самим бароном, а через официанта.
Землю Израиля
Всевышний дарит лично, совершенно не таясь. Из этого следует, что подарок —
немалой цены. Скорее, даже — бесценный.
Этого подарка
нужно удостоиться. Ведь неспроста ему предшествует обещание — «И возьму вас Себе
народом» (Шемот, гл. 6, ст. 7). Это — обязательное условие.
Земля Израиля
может находиться в нашем владении, только если мы соответствуем уровню — «народ
Всевышнего». И если мы вдруг решим стать «обычным» народом среди других народов,
одним из народов мира — мы тут же утратим права на нее, и останемся и без земли,
и без мира.
Поэтому, так
важно оставаться с Творцом, продолжая несмотря ни на что, быть Его народом.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
5. Cыновья
будут похожи на братьев жены
Написано в
нашей недельной главе: «И взял Амрам Йохевед, сестру своего отца, себе в жены, и
она родила ему Аарона и Моше» (Шемот, гл. 6, ст. 20).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что Йохевед была дочерью Леви и сестрой Кеhата.
Но для чего
нам это нужно знать?
В Талмуде
(трактат Бава Батра, лист 110) Учителя дают совет: прежде чем
жениться, проверь братьев своей невесты. Поскольку на них будут похожи твои
сыновья.
Далее в нашей
недельной главе о женитьбе Аарона сказано: «И взял Аарон Элишеву, дочь
Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены" (там же, ст. 20).
Тора не зря
представляет Элишеву не только как дочь Аминадава, но и как сестру Нахшона. Ведь
ее сыновья будут на него походить.
Амрам мечтал,
чтобы его сыновья были праведными. Он точно знал, что брат его отца, Кеhат,
отличается праведностью. Поэтому Амрам берет себе в жены сестру Кеhата,
Элишеву.
Вообще, до
сих пор, в Торе не так уж часто упоминались имена. В основном повествование
ограничивалось намеками. Читаем, например: «И пошел человек из рода Леви, и взял
в жены дочь Леви» (Шемот, гл. 2, ст. 1).
Теперь же,
когда речь зашла о родословной Моше и Аарона, появляются подробности.
Творец
назначил Моше и Аарона — вести переговоры с фараоном об освобождении сынов
Израиля из рабства.
Они достигли
вершин пророчества и благодаря этому стали еврейскими лидерами. Тут и возникла
необходимость назвать имена их родителей, указать происхождение, родословную.
В Талмуде
(трактат Сота, лист 12) говорится, что в то самое мгновение, когда
родился Моше, весь дом залил поток необычного божественного Света. Тогда мать
Моше, Йохевед, и все присутствующие заключили, что Моше — хорош, и у него есть
задатки пророка.
Этот Свет был
знаком, что в мир спустилась величайшая душа.
Однако,
поскольку свободу выбора никто не отменял — пока еще не было гарантий, что Моше
сполна реализует все свои задатки, весь свой потенциал. И значит, все еще не
следовало называть имена его родителей.
Когда ребенок
обладает незаурядным талантом — это видно с раннего детства. С младых ногтей ему
начинают пророчить великое будущее. И никто не хочет принимать в расчет, что из
мальчика может ничего не получиться, потому что он, к примеру, будет лениться,
или же применит свои способности во зло.
Если ребенок
талантлив — это не означает, что им можно не заниматься, талант, дескать, сам
пробьет себе дорогу.
Если родители
хотят увидеть у талантливых детей положительный результат — им следует
вкладывать в них еще больше, чем в обычных. Ведь чем выше потенциал — тем больше
опций для падения.
И угроза
провала — не шуточная. Ведь даже в случае с Моше Всевышний выжидал, что из него
выйдет. И только когда тот пошел к фараону, то есть начал реализовывать свое
предназначение — Творец позволил прямо упомянуть имена родителей Моше.
на основе комментария рава Моше Файнштейна
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я
— а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову
именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не
раскрыл им”.
Открываться
на иврите — ваэра.
Обсуждение главы
Ваэра
1.
Праведник, прося о выполнении чужой просьбы, подвергает себя опасности
Наша
недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал ему: Я
— Творец» (Шемот, гл. 6, ст. 2).
Это ответ
Всевышнего на претензию Моше.
«Создатель! —
воскликнул Моше. — Зачем сделал Ты зло этому народу, зачем Ты меня отправил к
фараону?» (там же, гл. 5, ст. 22).
Моше
обращается к Милосердию Творца (в оригинале использовано четырехбуквенное Имя,
обозначающее рахамим — милость). А Всевышний отвечает ему, используя меру
суда, которую символизирует имя Элоким.
Столкнувшись
с бедами или серьезными проблемами люди порой обращаются за помощью к
праведнику. Они надеются, что он лучше сумеет обратить их просьбу к Милосердию
Всевышнего. Только нужно принимать в расчет, что прежде ему предстоит
столкнуться с мерой суда. И столкновение это может оказаться для самого
праведника не безопасным. Точнее — всякий раз, вмешиваясь в заданный ход событий
и пытаясь изменить его, праведник подвергает себя опасности.
Для лучшего
понимания расскажу историю.
В Германии
жил один очень состоятельный банкир. Жил — припеваючи. Но однажды на него
свалилась беда, его единственный, любимый сын и наследник тяжело заболел и слег.
Банкир мог
себе позволить обратиться за помощью к лучшим специалистам Европы. Но
медицинские светила только разводили руками. Против этой болезни они оказались
бессильны.
Жена банкира
узнала, что в Польше, в городке Цанзе, живет праведник, творящий чудеса. Туда
она и отправила мужа.
Банкир без
промедления сел на скорый поезд, и спустя непродолжительное время уже входил в
кабинет к известному раввину.
Он попросил
исцеления и здоровья для своего сына, подкрепив просьбу солидной суммой денег.
Рабби оторвал
взгляд от записки с просьбой и от стопки новеньких хрустящих ассигнаций и
испытывающе посмотрел на просителя.
— Ты
соблюдаешь шаббат? — спросил он.
— Это
невозможно. Основную прибыль банки получают по субботам.
— А как в
твоем доме обстоят дела с кашрутом?
— У нас в
Германии это не принято.
— Вы с женой
храните чистоту семейной жизни?
— Тоже нет.
— Если так, у
меня есть для тебя предложение. Прими на себя соблюдение шаббата, кашрута
и чистоты семейной жизни, а я, со своей стороны, гарантирую, что твой сын
выздоровеет. Деньги, в любом случае, можешь забрать.
— Я не могу
обязаться соблюдать чистоту семейной жизни, ведь ее соблюдение зависит больше не
от меня, а от жены. Соблюдение шаббата тоже не обсуждается, поскольку в
этом случае, большинство клиентов откажутся от моих услуг. А вот, кашрут, я,
пожалуй, смогу на себя взять.
— В таком
случае, мое предложение отменяется, — заключил раввин.
Банкир ни с
чем вернулся в Германию.
Жена, узнав о
ходе переговоров, чуть не с кулаками набросилась на мужа.
— Как же ты
мог отказаться от предложения святого рабби!? Неужели тебе твой банк дороже
родного сына!? Если бы какой-нибудь профессор предложил повезти ребенка на
остров Капри или в санаторий в швейцарских Альпах и при этом даже не
гарантировал исцеления, разве бы мы не бросили все дела и не поехали?!
Немедленно отправляйся к рабби и соглашайся на все его условия!
В итоге,
соглашение между ним и рабби из Цанза было заключено. И когда банкир вернулся
домой, он обнаружил, что его сын пошел на поправку. После окончательного
выздоровления мальчика, отец снова отправился в Цанз по уже хорошо известному
маршруту. Он хотел лично отблагодарить рабби щедрой рукой. Но тот, на удивление,
опять отверг деньги.
— Если ты
действительно хочешь сделать доброе дело, купи всякой снеди и устрой сеудат
одая (благодарственную трапезу) для тех, кто сейчас изучает Тору в бейт
мидраше (доме учения).
Счастливому
отцу не надо было повторять дважды. Уже через час столы бейт мидраша
ломились от еды и питья.
Во время
трапезы банкир рассказал историю чудесного исцеления своего сына и горячо
поблагодарил Всевышнего за проявленное милосердие. Среди присутствовавших сидел
за столом верный хасид цанзского ребе, готовый, не раздумывая, по слову своего
учителя, броситься в огонь. Его жена уже долгое время тяжело болела. Он не раз и
не два обращался к раби за помощью, просил вымолить исцеление для своей
супруги. Но тот ограничивался короткой нейтральной фразой: «Творец поможет». А
болезнь — не уходила.
Изрядно
выпив, хасид вылез из-за стола и, меняясь в лице, направился к рабби.
`.
— Неужели,
из-за того, что я не нарушаю шаббат, мне положено наказание? Если бы мы с
женой не соблюдали заповеди, то она уже была бы здорова, в обмен на соблюдение?
Но раз мы уже и так живем по заповедям, то пусть себе болеет и страдает!?
— Ты думаешь,
мне было легко добиться исцеления для сына этого йеки (еврей, выходец из
Германии)? Да будет тебе известно, когда праведник обещает еврею добиться отмены
приговора Всевышнего, он этим подвергает опасности и себя, и свою семью. Я готов
пойти на риск, ради того, чтобы в безбожной Германии появилась еще одна семья,
соблюдающая шаббат, кашрут и чистоту семейных отношений. Но ради еврея,
который и так уже целыми днями сидит в синагоге в Цанзе я не могу так рисковать…
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(Ор
hа-Хаим;
один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го
века)
2.
Всевышний не любит, когда Его подгоняют
В нашей
недельной главе читаем, что Всевышний обещает сынам Израиля: «Я — Всевышний, и
выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас» (Шемот,
гл. 6, ст. 6).
Слово «сивлот»,
которое мы перевели как «иго», созвучно с главным словом, которому в первую
очередь учат новых репатриантов — со словом «савланут» (терпение). С
учетом этого, наша фраза может принять такой смысл: Я вас избавлю от ига
египтян, когда кончится ваше терпение, когда вам станет противна их нечистота,
когда не сможете больше ее переносить, когда вам станет тошно.
В предыдущей
недельной главе (Шемот) зафиксирован момент начала геулы
(освобождения, избавления). Как написано: «Умер царь Египта, и застонали сыны
Израиля» (Шемот, гл. 2 ст. 23). Таким образом, геула
начинается с ощущения горечи галута (изгнания, порабощения) и с тошноты.
Ведь если евреи привыкли, если они сжились, если в состоянии терпеть — геула
не наступит. И горький опыт гласит, что гораздо легче вывести евреев из
галута, чем вывести, вытравить галут из них.
Итак, еврею
необходимо четко осознать, что он находится в галуте, что Всевышний
сокрыл свой лик И на этом следует остановиться. Ни в коем случае не надо
пытаться подталкивать Творца. Помните: в Египте от сынов Израиля требовалось
лишь желание выйти. Когда, как и кто поведет — решал Всевышний, только Он.
Написано в
Танахе: «Заклинаю Я вас, дочери Иерусалима... не будите и не пробуждайте любовь,
пока не пожелает она» (Шир
hа-Ширим
— «Песнь песней», гл. 2, ст. 7).
В Мидраше
разъясняется, что Творец заклинает Израиль не подгонять галут и не
торопить геулу, но — быть готовым к тому, чтобы выйти, когда придет время
— не раньше и не позже.
У пророка
есть такие слова: «Я, Всевышний, в назначенное время ускорю это» (книга пророка
Йешаягу, гл. 60, ст. 22).
Учителя в
Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 98) разъясняют, что в ситуации, если сыны Израиля будут достойны — Творец
осуществить план «ускорю», и Машиах придет раньше времени. В противном
случае все произойдет в назначенный срок.
Для
иллюстрации перескажу притчу.
Старый
Мендель приехал в местечко и остановился на постоялом дворе у Ривки.
Перекусив
утром, он отправился осматривать окрестности. Но внезапно начавшийся дождь
заставил его вернуться. Послонявшись по дому, Мендель заглянул на кухню. Там
Ривка готовила обед. Аромат кулинарных изысков пленил Менделя. У него разыгрался
аппетит.
— Накорми-ка
меня обедом, добрая женщина.
— Но он еще
не готов.
— Ничего, я
ужасно проголодался, дай мне поесть из этой кастрюли.
— Как знаете.
Только потом не взыщите.
С этими
словами Ривка положила на тарелку недоваренную еду. Мендель попробовал, но тут
же скривился. Это было невозможно есть.
На следующий
день Ривке нужно было ехать в город по важным делам, и она приготовила обед
пораньше. Мендель недоверчиво придвинул тарелку и взял маленький кусочек, на
пробу. Еда, на удивление, оказалась необычайно вкусной.
— Ничего не
понимаю, — бурчал Мендель, уплетая обед за обе щеки. — Вчера, ровно в этот час,
еда была совершенно не готова, ее не возможно было есть. Сегодня же — просто
объедение, пальчики оближешь!
— Все очень
просто, — спокойно ответила на это Ривка. — Вчера вы торопились и торопили меня.
А сегодня, я сама тороплюсь.
Когда
торопятся едоки, да еще и торопят повара, они рискуют отведать недоваренную
пищу. Но если повар сам торопится, обед обещает быть превосходным, и будет подан
раньше обещанного часа.
Всевышний не
любит, когда Его пытаются подгонять и подталкивать (а кто любит?). Поэтому
вышедшие раньше времени из Египта — пали от меча. Да и у всех, кто на протяжении
нашей истории пытались вычислить срок окончания изгнания, или заставить
Всевышнего положить ему конец, судьба была незавидна. Вспомним ессеев, Шабтая
Цви, Яакова Франка и других.
Поэтому,
скорбя о разрушенном Храме и разрушенном царстве — не следует подсказывать
Всевышнему имя избавителя. Он Сам определится с кандидатурами, как в свое время,
без посторонней помощи со стороны, нашел Моше и Аарона.
на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— это имя он получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша,
конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
и
Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
3.
Четыре этапа избавления
Всевышний
объявляет сынам Израиля о грядущем избавлении. Об этом читаем: «Я — Всевышний, и
выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас... И
возьму вас Себе народом» (Шемот, гл. 6, ст. 6-7).
В этом
фрагменте перечислены четыре основных этапа геулы (избавления, освобождения):
выведу, избавлю, спасу и возьму.
В
соответствии с этим, Учителя постановили, что во время Пасхального Седера надо
выпивать четыре бокала вина.
Эта важная
заповедь лежит на каждом из сынов Израиля.
Сказано в
Мишне (трактат Песахим), что даже нищий не освобождается от нее и
не имеет права ее сократить, выполнить в урезанном формате (скажем, выпить
меньше четырех бокалов, или заменить вино более дешевым напитком).
Понятно, что
обеспечение нищих вином в необходимом для выполнения заповеди количестве, входит
в обязанности габаев цедаки (ответственных за распределение
благотворительных пожертвований).
Интересно,
что суммарная гематрия (числовое значение) названий четырех этапов
геулы соответствует гематрии фразы (на иврите) — «Даже бедняк не
выпьет менее четырех бокалов».
Особое
значение этой заповеди определяется еще и тем, что названные четыре этапа
освобождения — общие для всех галутов, уготованных еврейскому народу на
протяжении его истории. А их, галутов, как известно — именно четыре. И
это не случайно. Подтверждением можно считать слова пророка (книга пророка
Захарии, гл. 2, ст. 10): «По четырем сторонам света рассеял Я вас».
И рассеянные
по четырем сторонам света евреи в четыре этапа будут собраны Всевышним с началом
избавления, с наступлением эпохи геулы.
Еще следует
отметить, что Египетская империя с фараоном во главе, была прообразом всех
последующих империй и царств, под властью которых оказывались евреи, проходя
через четыре галута, отмеренных им Свыше.
Эта модель
порабощения была совершенной.
Сказано в
Мидраше Мехильта, что ни один раб не мог избежать своей рабской
участи, потому что рабы были не в состоянии покинуть пределы Египта. Но когда
Всевышний вывел презираемых египтянами еврейских рабов на свободу, когда бывшие
господа и хозяева нашли смерть в водах моря Суф, ранее покорно
расступившихся перед евреями — в этот миг открылась возможность избавления из
любого галута. В этот момент родилась геула.
Человек
состоит из четырех духовных основ. Их еще называют: огонь, вода, воздух, земля.
Материальная
составляющая человека, как известно — тело (у некоторых это особенно заметно).
Мир устроен
так, что материальное постоянно порабощает духовное. Поэтому духовные основы
человека нуждаются в геуле.
Теперь мы
понимаем, почему нам уготованы четыре изгнания, четыре галута. Ведь это —
четыре этапа, и каждый из них заканчивается избавлением, геулой, в
результате которой освобождается одна из четырех духовных основ.
Добавим, что
с каждым из этих галутов и, следовательно, с каждым выходом из них, с
каждой геулой, связана одна из букв четырехбуквенного Имени Всевышнего.
Получается,
что, проходя испытание галутом, сыны Израиля очищают, исправляют и
усиливают одну из букв Имени Всевышнего. С окончательной геулой — все Имя
засияет своим полным светом, сокрытым до той поры.
Освобождение
из галутов происходит благодаря заслугам одного из праотцов — Авраама,
Ицхака и Яакова. А последняя, окончательная геула — произойдет в заслугу
царя Давида. О ней возвестит его потомок — праведный Машиах.
на основе комментариев раби Яакова бен Ашера
(Бааль
hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста
Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая
половина 14-го вв.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет; Польша, 19 в.)
4.
Что одному чудо, другому — обыденность
О том, что
обещает Всевышний сынам Израиля, читаем: «И приведу вас в страну, о которой Я
клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее вам в наследие. Я — Всевышний» (Шемот,
гл. 6, ст. 8).
Мир устроен
так, что самое необыкновенное чудо перестает казаться чудом, если происходит
часто. В этом случае, вступает в силу эффект привыкания.
Например,
если человек, идя по улице, вдруг повстречает слона — очевидно, что это
привлечет его внимание. Слон по праву считается одним из чудеснейших творений
(на иврите слон — пиль, что созвучно со словом пеле — чудо).
Учителя даже
постановили, что, увидев слона, произносить особое благословение.
Но
встретившаяся на пути дворняга или, скажем, воробей, едва ли произведут на нас
впечатление. Ведь мы встречаем их довольно часто.
Когда евреи
вышли из Египта, в их картине мира еда не падала с неба, но — произрастала из
земли. Поэтому ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?»,
№ 706), по крайней мере, вначале, был для них чем-то из ряда вон выходящим,
истинным чудом. Но для родившихся в пустыне и ничего кроме мана не
видевших, он был вполне заурядным, обыденным обедом.
Когда же
вошли в Израиль и стали его потихоньку обживать — первые урожаи хлеба выглядели
по-настоящему чудесными. И это сильно укрепило веру в Творца. Ведь это Он привел
их в страну. И не просто привел, но и показал: «Я — Всевышний!».
Теперь — о
подарках.
Если один
человек дарит другому дорогой подарок, он, как правило, делает это публично, с
привлечением максимального внимания. Чтобы все увидели, какой замечательный
подарок он сделал. Если же подарок скромен и незначителен, то он и дарится,
соответственно, тихо, незаметно, без помпы.
Ценность и
значимость подарка — относительные понятия. Все зависит от личности того, кто
его преподносит.
Средний
аврех, который пришел на бар мицву сына приятеля по колелю,
обычно дарит книгу за 40 шекелей. И это — в порядке вещей. Авреху не придет в
голову привлекать особое внимание к моменту, когда он дарит эту книгу. Вручил
пакет с книгой виновнику торжества, а тот водрузил его на гору похожих пакетов —
и все дела.
Если же он по
какой-либо причине решит почтить бар мицву чеком на тысячу шекелей — ему,
конечно, будет приятно, если остальные гости обратят на это внимание.
Теперь на
месте авреха представим известного богача, допустим, барона Ротшильда, а
местом действия пусть будет не бар мицва, а свадьба.
Чек на тысячу
шекелей в данном случае — не станет причиной гордости, но, наоборот — поводом
для конфуза. Ведь от Ротшильда ожидают, что он подарит значимо большую сумму.
Поэтому чек на тысячу шекелей, скорее всего, будет передан незаметно и,
вероятно, даже не самим бароном, а через официанта.
Землю Израиля
Всевышний дарит лично, совершенно не таясь. Из этого следует, что подарок —
немалой цены. Скорее, даже — бесценный.
Этого подарка
нужно удостоиться. Ведь неспроста ему предшествует обещание — «И возьму вас Себе
народом» (Шемот, гл. 6, ст. 7). Это — обязательное условие.
Земля Израиля
может находиться в нашем владении, только если мы соответствуем уровню — «народ
Всевышнего». И если мы вдруг решим стать «обычным» народом среди других народов,
одним из народов мира — мы тут же утратим права на нее, и останемся и без земли,
и без мира.
Поэтому, так
важно оставаться с Творцом, продолжая несмотря ни на что, быть Его народом.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
5. Cыновья
будут похожи на братьев жены
Написано в
нашей недельной главе: «И взял Амрам Йохевед, сестру своего отца, себе в жены, и
она родила ему Аарона и Моше» (Шемот, гл. 6, ст. 20).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что Йохевед была дочерью Леви и сестрой Кеhата.
Но для чего
нам это нужно знать?
В Талмуде
(трактат Бава Батра, лист 110) Учителя дают совет: прежде чем
жениться, проверь братьев своей невесты. Поскольку на них будут похожи твои
сыновья.
Далее в нашей
недельной главе о женитьбе Аарона сказано: «И взял Аарон Элишеву, дочь
Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены" (там же, ст. 20).
Тора не зря
представляет Элишеву не только как дочь Аминадава, но и как сестру Нахшона. Ведь
ее сыновья будут на него походить.
Амрам мечтал,
чтобы его сыновья были праведными. Он точно знал, что брат его отца, Кеhат,
отличается праведностью. Поэтому Амрам берет себе в жены сестру Кеhата,
Элишеву.
Вообще, до
сих пор, в Торе не так уж часто упоминались имена. В основном повествование
ограничивалось намеками. Читаем, например: «И пошел человек из рода Леви, и взял
в жены дочь Леви» (Шемот, гл. 2, ст. 1).
Теперь же,
когда речь зашла о родословной Моше и Аарона, появляются подробности.
Творец
назначил Моше и Аарона — вести переговоры с фараоном об освобождении сынов
Израиля из рабства.
Они достигли
вершин пророчества и благодаря этому стали еврейскими лидерами. Тут и возникла
необходимость назвать имена их родителей, указать происхождение, родословную.
В Талмуде
(трактат Сота, лист 12) говорится, что в то самое мгновение, когда
родился Моше, весь дом залил поток необычного божественного Света. Тогда мать
Моше, Йохевед, и все присутствующие заключили, что Моше — хорош, и у него есть
задатки пророка.
Этот Свет был
знаком, что в мир спустилась величайшая душа.
Однако,
поскольку свободу выбора никто не отменял — пока еще не было гарантий, что Моше
сполна реализует все свои задатки, весь свой потенциал. И значит, все еще не
следовало называть имена его родителей.
Когда ребенок
обладает незаурядным талантом — это видно с раннего детства. С младых ногтей ему
начинают пророчить великое будущее. И никто не хочет принимать в расчет, что из
мальчика может ничего не получиться, потому что он, к примеру, будет лениться,
или же применит свои способности во зло.
Если ребенок
талантлив — это не означает, что им можно не заниматься, талант, дескать, сам
пробьет себе дорогу.
Если родители
хотят увидеть у талантливых детей положительный результат — им следует
вкладывать в них еще больше, чем в обычных. Ведь чем выше потенциал — тем больше
опций для падения.
И угроза
провала — не шуточная. Ведь даже в случае с Моше Всевышний выжидал, что из него
выйдет. И только когда тот пошел к фараону, то есть начал реализовывать свое
предназначение — Творец позволил прямо упомянуть имена родителей Моше.
на основе комментария рава Моше Файнштейна
(один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей
Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|