New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. По прегрешению и наказание
В нашей недельной главе говорится об
очищении мецоры (человека, страдающего
болезнью духовного свойства, которая в
нашей традиции называется «цараат»).
Как сказано: «И повелит коэн взять для
его очищения двух живых чистых птиц» (Ваикра,
гл. 14, ст. 4).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что цараат — наказание за лашон
hа-ра (злословие), которое часто рождается
из пустых разговоров и пересудов. На это и
намекает использование птиц при очищении мецоры.
Ведь птицы обычно постоянно поют и щебечут (трактат
Арахин, лист 16).
Пятна цараат (в оригинале — негаим;
множественное число от слова нега — «пятно,
пораженный участок»), о которых идет речь, —
подчеркивает Рамбам (раби Моше бен
Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12
век), — не были обычной болезнью. Они имели
надъестественное происхождение. Так
Всевышний, чудесным образом, предупреждал
сынов Израиля о нарушении запрета на лашон
hа-ра.
Сначала поражения проступали на стенах
дома, принадлежащего тому, кто злословил.
Если этого предупреждения было достаточно,
и человек начинал следить за своей речью,
пятна исчезали. Если же он продолжал
злословить, пятнами покрывалась внутри
дома кожаная мебель и утварь. На этом этапе
все еще возможно раскаяние. Но если и второй
«сигнал» не воспринимался как должно — цараат
еще ближе подбиралась к человеку. Теперь
пятна появлялись уже на одежде. И это было
последним предупреждением. Если человек и в
этой ситуации не оберегал себя от злословия
— негаим появлялись на теле этого
человека. Тогда он уже поневоле лишался
возможности нарушать запрет на лашон а-ра.
Ибо обсуждать окружающих ему было не с кем. Мецора
покидал еврейский стан и в одиночестве
погружался в размышления и раскаяние.
Раскаяние — единственное лекарство от цараат,
что также доказывает нематериальное
происхождение этой болезни.
Единство — неотъемлемое качество сынов
Израиля. В Талмуде (трактат Йевамот,
лист 61) еврейский народ назван адамом (человеком,
в единственном числе). Слово «адам» (так же,
как слово «человек») не имеет
множественного числа. Потому что народ
Израиля — единое целое.
Нарушающий запрет Торы на лашон hа-ра
сеет вражду и рознь между мужем и женой,
между друзьями, между коллегами, между
родственниками. Поэтому его наказание —
изоляция. Его помещают вне стана, в какое-то
место вдали от людей. И на него не
распространяется заповедь о «посещении
больных».
Очищением мецоры занимался Аарон, коэн
гадоль (главный служитель в Храме), или
кто-то из его сыновей. Потому что
отличительным качеством Аарона было
стремление к миру и единству. Это качество
он передал своим сыновьям и другим потомкам
— коэнам.
В середине 19-го века в городе Вильно
вспыхнула эпидемия холеры. Как водится, в
час испытаний, евреи принялись искать
причину случившегося в своих поступках и
прегрешениях. Один из «ревнителей
праведности» пришел к раву Исраэлю
Салантеру (основатель движения «Мусар»,
приверженцы которого особое внимание
уделяли этической стороне поведения
человека; Литва, 19-й век) и рассказал ему, что
в доме его соседей творятся «ужасные вещи».
Рав Исраэль ответил, что в Торе описана
страшная болезнь духовного происхождения
— цараат, которая возникает в наказание
за лашон hа-ра. И вовсе не потому, что
злословие было ложью. Это суровое наказание
полагалось тому, кто искал прегрешения
только в других. Такому человеку говорили: «Ты
такой большой специалист по поиску чужих
ошибок, теперь попробуй найти их у себя».
У рава Йосефа-Дова Соловейчика, автора
книги Бейт hа-Леви была табакерка,
которую он периодически открывал. Но не
столько для того, чтобы понюхать табак — он
чаще бросал взгляд на крышку. Там с
внутренней стороны были выгравированы
шесть ивритских букв. Как-то он объяснил,
что это начальные буквы известного
высказывания царя Шломо: «Кто хранит уста
свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою»
(Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 21, ст.
23) .
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
2. Куда делись пятна?
В продолжение разговора об очищении мецоры
(человека, страдающего болезнью духовного
свойства, называемой цараат), зададимся
вопросом: почему и в наши дни люди по-прежнему
злословят, но в наказание — не покрываются
пятнами (на иврите — негаим, которые
могут быть симптомами болезни цараат)?
Совершая нарушение, человек создает себе
обвинителя. Болезни, неприятности всех
мастей и «удары судьбы» произрастают из
ошибок. Негаим — это внешнее проявление
сил духовной нечистоты (тумы),
порожденных проступками человека (как
правило — злословием).
О пятнах цараат сказано: «Человек,
если будет на коже тела его...» (Ваикра,
гл. 13, ст. 2). То есть, чтобы удостоится
материализации духовной нечистоты — нужно
быть человеком (адамом). Неотъемлемое
качество адама — цельность. Прежде
всего — цельность в вере и уповании на
Всевышнего. Тот же, кто отрицает Творца, не
может называться человеком. Ведь вместо
Торы и заповедей, он напичкан тумой. И
добавление еще одной, вызванной злословием,
не приведет к кардинальным переменам.
Однородное хорошо смешивается и
растворяется друг в друге.
Духовная нечистота (тума) может
проявляться внешне и быть заметной только
тогда, когда силы святости (кедуши)
выталкивают их наружу. Сейчас такое не
происходит, ибо кедуша в наше время —
чрезвычайно слаба.
Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века) отмечает, что за злословие, вместо цараат,
злодей может быть наказан бедностью. Бедняк
в чем-то подобен мецоре. Многие люди
сторонятся его (опасаясь, что он попросит
денег взаймы).
Лашон hа-ра в наш мир привнес Змей,
уговоривший Хаву, первую женщину на Земле,
совершить ошибку. В наказание Всевышний
лишил его возможности ощущать вкус еды. Без
вкусовых ощущений, его жизнь поблекла.
В наше время нет возможности провести
очищение мецоры (у нас нет Храма). И если
бы кто-то за злословие в наказание стал бы мецорой
— он никогда не смог бы очиститься от
болезни.
Поэтому тума злословия пристает
только к душе, но не видна снаружи, на теле. И
об этом сказано: «Кто хранит уста свои и
язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 21, ст. 23).
Слово «беды» (на иврите — царот)
созвучно с названием болезни духовного
происхождения (цараат). Выходит, что тот,
кто хранит свои уста от злословия,
оберегает тем самым свою душу от тяжелой
духовной болезни.
на основе комментариев рава Моше
Альшиха
(Израиль, Цфат, 16 век),
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
и рава Ицхака Кройзера
(Израиль, Бней Брак, наше время)
.
3. Лашон hа-ра
произнес —
заслуги свои растерял
Раби Бахье ибн Пекуда
(Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в
своей книге Ховот hа-левавот («Обязанности
сердца») пишет, что в будущем, когда человек
предстанет перед Высшим Судом, ему покажут
многие награды, которых он удостоился за
свои праведные поступки. И среди прочего, он
увидит множество наград за те добрые дела,
которые он даже не совершал.
— Их совершили те, кто злословил о тебе, —
объяснят ему. — Заповеди выполняли они, но
награду за это получишь ты.
По аналогии с этим, злодеям покажут, в том
числе, и преступления, которых они не
совершали.
— Вы не совершали это, — скажут им, — эти
проступки совершены людьми, о которых вы
негативно отзывались. Да, они преступили
закон. Но из-за злословия вся тяжесть
ответственности ляжет на вас.
Один мудрец, узнав, что некий человек
отзывается о нем негативно — сделал
произносящему о нем лашон а-ра, дорогой
подарок, сопроводив неожиданный дан такими
словами:
— Ты передал мне свои заслуги. И я хочу за
это тебя отблагодарить. Дарю тебе то, что
имеет ценность в твоих глазах.
Запрет Торы на лашон hа-ра адресован
всем: и знатному и простолюдину, и человеку,
отдаляющемуся от Творца и тому, кто
посвятил себя изучению Торы и исполнению
заповедей. Любой может в один миг растерять
все свои заслуги, обретенные на правильном
пути, если не будет следовать мудрости,
высказанной в Теилим (Псалмы царя
Давида, гл. 34, ст. 13-14): «Человек, любящий
жизнь и стремящийся к долголетию, чтобы
видеть добро! Стереги язык свой от зла и
уста свои — от лживых слов».
Рав Элимелех из Лижанска (Польша, 18 век),
анализируя фразу из Пиркей Авот («Наставления
отцов») — «Тот богат, кто доволен своим
уделом», отмечает, чтоона относится к тому,
кто не нарушает законы лашон hа-ра. Ведь
только он может быть уверен, что его
богатство сохранится, а не перейдет к
другим. Поэтому он и доволен.
В этом же ключе можно объяснить и
сказанное в Торе: «И кто нанесет увечье
ближнему своему, как сделал он — так
сделают ему» (Ваикра, гл. 24, ст. 19).
Выражение «нанесет увечье ближнему»
можно прочесть в разных контекстах.
Например, оно может означать — «выставит на
всеобщее обозрение моральные увечья и
духовные пороки ближнего». И все эти пороки
будут записаны на его счет («так сделают ему»).
Один ученик йешивы завершил изучение
трактата Талмуда и произносил положенную в
таких случаях молитву hадран. Когда
он дошел до слов: «Пусть Тора станет нашей
профессией в этом мире и не оставит нас
также в мире будущем», глава известной
сефардской йешивы «Порат Йосеф» рав
Иегуда Цадка (Иерусалим, 20-й век)
остановил его и пояснил:
— Казалось бы, само собой разумеется, что
тому, кто изучил трактат Талмуда, в будущем
мире это зачтется в заслугу. Но не зря эта
просьба включена в молитву. Ведь вся его
упорная учеба в итоге может быть отнесена
на счет других людей, которые и пожнут ее
плоды в Будущем мире. Это произойдет, если
прилежный ученик, окажется не столь
прилежным в исполнении законов лашон hа-ра.
на основе комментариев раби Бахье
ибн Пекуда
(Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й
век),
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
рава Элимелеха из Лижанска
(автор книги «Ноам Элимелех»;Польша,
18 век),
рава Иегуды Цадка
(глава иерусалимской йешивы «Порат
Йосеф», 20-й век)
и рава Ицхака Кройзера
(Израиль, Бней Брак, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. По прегрешению и наказание
В нашей недельной главе говорится об
очищении мецоры (человека, страдающего
болезнью духовного свойства, которая в
нашей традиции называется «цараат»).
Как сказано: «И повелит коэн взять для
его очищения двух живых чистых птиц» (Ваикра,
гл. 14, ст. 4).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что цараат — наказание за лашон
hа-ра (злословие), которое часто рождается
из пустых разговоров и пересудов. На это и
намекает использование птиц при очищении мецоры.
Ведь птицы обычно постоянно поют и щебечут (трактат
Арахин, лист 16).
Пятна цараат (в оригинале — негаим;
множественное число от слова нега — «пятно,
пораженный участок»), о которых идет речь, —
подчеркивает Рамбам (раби Моше бен
Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12
век), — не были обычной болезнью. Они имели
надъестественное происхождение. Так
Всевышний, чудесным образом, предупреждал
сынов Израиля о нарушении запрета на лашон
hа-ра.
Сначала поражения проступали на стенах
дома, принадлежащего тому, кто злословил.
Если этого предупреждения было достаточно,
и человек начинал следить за своей речью,
пятна исчезали. Если же он продолжал
злословить, пятнами покрывалась внутри
дома кожаная мебель и утварь. На этом этапе
все еще возможно раскаяние. Но если и второй
«сигнал» не воспринимался как должно — цараат
еще ближе подбиралась к человеку. Теперь
пятна появлялись уже на одежде. И это было
последним предупреждением. Если человек и в
этой ситуации не оберегал себя от злословия
— негаим появлялись на теле этого
человека. Тогда он уже поневоле лишался
возможности нарушать запрет на лашон а-ра.
Ибо обсуждать окружающих ему было не с кем. Мецора
покидал еврейский стан и в одиночестве
погружался в размышления и раскаяние.
Раскаяние — единственное лекарство от цараат,
что также доказывает нематериальное
происхождение этой болезни.
Единство — неотъемлемое качество сынов
Израиля. В Талмуде (трактат Йевамот,
лист 61) еврейский народ назван адамом (человеком,
в единственном числе). Слово «адам» (так же,
как слово «человек») не имеет
множественного числа. Потому что народ
Израиля — единое целое.
Нарушающий запрет Торы на лашон hа-ра
сеет вражду и рознь между мужем и женой,
между друзьями, между коллегами, между
родственниками. Поэтому его наказание —
изоляция. Его помещают вне стана, в какое-то
место вдали от людей. И на него не
распространяется заповедь о «посещении
больных».
Очищением мецоры занимался Аарон, коэн
гадоль (главный служитель в Храме), или
кто-то из его сыновей. Потому что
отличительным качеством Аарона было
стремление к миру и единству. Это качество
он передал своим сыновьям и другим потомкам
— коэнам.
В середине 19-го века в городе Вильно
вспыхнула эпидемия холеры. Как водится, в
час испытаний, евреи принялись искать
причину случившегося в своих поступках и
прегрешениях. Один из «ревнителей
праведности» пришел к раву Исраэлю
Салантеру (основатель движения «Мусар»,
приверженцы которого особое внимание
уделяли этической стороне поведения
человека; Литва, 19-й век) и рассказал ему, что
в доме его соседей творятся «ужасные вещи».
Рав Исраэль ответил, что в Торе описана
страшная болезнь духовного происхождения
— цараат, которая возникает в наказание
за лашон hа-ра. И вовсе не потому, что
злословие было ложью. Это суровое наказание
полагалось тому, кто искал прегрешения
только в других. Такому человеку говорили: «Ты
такой большой специалист по поиску чужих
ошибок, теперь попробуй найти их у себя».
У рава Йосефа-Дова Соловейчика, автора
книги Бейт hа-Леви была табакерка,
которую он периодически открывал. Но не
столько для того, чтобы понюхать табак — он
чаще бросал взгляд на крышку. Там с
внутренней стороны были выгравированы
шесть ивритских букв. Как-то он объяснил,
что это начальные буквы известного
высказывания царя Шломо: «Кто хранит уста
свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою»
(Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 21, ст.
23) .
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
2. Куда делись пятна?
В продолжение разговора об очищении мецоры
(человека, страдающего болезнью духовного
свойства, называемой цараат), зададимся
вопросом: почему и в наши дни люди по-прежнему
злословят, но в наказание — не покрываются
пятнами (на иврите — негаим, которые
могут быть симптомами болезни цараат)?
Совершая нарушение, человек создает себе
обвинителя. Болезни, неприятности всех
мастей и «удары судьбы» произрастают из
ошибок. Негаим — это внешнее проявление
сил духовной нечистоты (тумы),
порожденных проступками человека (как
правило — злословием).
О пятнах цараат сказано: «Человек,
если будет на коже тела его...» (Ваикра,
гл. 13, ст. 2). То есть, чтобы удостоится
материализации духовной нечистоты — нужно
быть человеком (адамом). Неотъемлемое
качество адама — цельность. Прежде
всего — цельность в вере и уповании на
Всевышнего. Тот же, кто отрицает Творца, не
может называться человеком. Ведь вместо
Торы и заповедей, он напичкан тумой. И
добавление еще одной, вызванной злословием,
не приведет к кардинальным переменам.
Однородное хорошо смешивается и
растворяется друг в друге.
Духовная нечистота (тума) может
проявляться внешне и быть заметной только
тогда, когда силы святости (кедуши)
выталкивают их наружу. Сейчас такое не
происходит, ибо кедуша в наше время —
чрезвычайно слаба.
Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века) отмечает, что за злословие, вместо цараат,
злодей может быть наказан бедностью. Бедняк
в чем-то подобен мецоре. Многие люди
сторонятся его (опасаясь, что он попросит
денег взаймы).
Лашон hа-ра в наш мир привнес Змей,
уговоривший Хаву, первую женщину на Земле,
совершить ошибку. В наказание Всевышний
лишил его возможности ощущать вкус еды. Без
вкусовых ощущений, его жизнь поблекла.
В наше время нет возможности провести
очищение мецоры (у нас нет Храма). И если
бы кто-то за злословие в наказание стал бы мецорой
— он никогда не смог бы очиститься от
болезни.
Поэтому тума злословия пристает
только к душе, но не видна снаружи, на теле. И
об этом сказано: «Кто хранит уста свои и
язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 21, ст. 23).
Слово «беды» (на иврите — царот)
созвучно с названием болезни духовного
происхождения (цараат). Выходит, что тот,
кто хранит свои уста от злословия,
оберегает тем самым свою душу от тяжелой
духовной болезни.
на основе комментариев рава Моше
Альшиха
(Израиль, Цфат, 16 век),
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
и рава Ицхака Кройзера
(Израиль, Бней Брак, наше время)
.
3. Лашон hа-ра
произнес —
заслуги свои растерял
Раби Бахье ибн Пекуда
(Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в
своей книге Ховот hа-левавот («Обязанности
сердца») пишет, что в будущем, когда человек
предстанет перед Высшим Судом, ему покажут
многие награды, которых он удостоился за
свои праведные поступки. И среди прочего, он
увидит множество наград за те добрые дела,
которые он даже не совершал.
— Их совершили те, кто злословил о тебе, —
объяснят ему. — Заповеди выполняли они, но
награду за это получишь ты.
По аналогии с этим, злодеям покажут, в том
числе, и преступления, которых они не
совершали.
— Вы не совершали это, — скажут им, — эти
проступки совершены людьми, о которых вы
негативно отзывались. Да, они преступили
закон. Но из-за злословия вся тяжесть
ответственности ляжет на вас.
Один мудрец, узнав, что некий человек
отзывается о нем негативно — сделал
произносящему о нем лашон а-ра, дорогой
подарок, сопроводив неожиданный дан такими
словами:
— Ты передал мне свои заслуги. И я хочу за
это тебя отблагодарить. Дарю тебе то, что
имеет ценность в твоих глазах.
Запрет Торы на лашон hа-ра адресован
всем: и знатному и простолюдину, и человеку,
отдаляющемуся от Творца и тому, кто
посвятил себя изучению Торы и исполнению
заповедей. Любой может в один миг растерять
все свои заслуги, обретенные на правильном
пути, если не будет следовать мудрости,
высказанной в Теилим (Псалмы царя
Давида, гл. 34, ст. 13-14): «Человек, любящий
жизнь и стремящийся к долголетию, чтобы
видеть добро! Стереги язык свой от зла и
уста свои — от лживых слов».
Рав Элимелех из Лижанска (Польша, 18 век),
анализируя фразу из Пиркей Авот («Наставления
отцов») — «Тот богат, кто доволен своим
уделом», отмечает, чтоона относится к тому,
кто не нарушает законы лашон hа-ра. Ведь
только он может быть уверен, что его
богатство сохранится, а не перейдет к
другим. Поэтому он и доволен.
В этом же ключе можно объяснить и
сказанное в Торе: «И кто нанесет увечье
ближнему своему, как сделал он — так
сделают ему» (Ваикра, гл. 24, ст. 19).
Выражение «нанесет увечье ближнему»
можно прочесть в разных контекстах.
Например, оно может означать — «выставит на
всеобщее обозрение моральные увечья и
духовные пороки ближнего». И все эти пороки
будут записаны на его счет («так сделают ему»).
Один ученик йешивы завершил изучение
трактата Талмуда и произносил положенную в
таких случаях молитву hадран. Когда
он дошел до слов: «Пусть Тора станет нашей
профессией в этом мире и не оставит нас
также в мире будущем», глава известной
сефардской йешивы «Порат Йосеф» рав
Иегуда Цадка (Иерусалим, 20-й век)
остановил его и пояснил:
— Казалось бы, само собой разумеется, что
тому, кто изучил трактат Талмуда, в будущем
мире это зачтется в заслугу. Но не зря эта
просьба включена в молитву. Ведь вся его
упорная учеба в итоге может быть отнесена
на счет других людей, которые и пожнут ее
плоды в Будущем мире. Это произойдет, если
прилежный ученик, окажется не столь
прилежным в исполнении законов лашон hа-ра.
на основе комментариев раби Бахье
ибн Пекуда
(Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й
век),
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
рава Элимелеха из Лижанска
(автор книги «Ноам Элимелех»;Польша,
18 век),
рава Иегуды Цадка
(глава иерусалимской йешивы «Порат
Йосеф», 20-й век)
и рава Ицхака Кройзера
(Израиль, Бней Брак, наше время)
4. Жжение гордости и пятна цараат
Написано в начале нашей недельной главы: «Это
будет учением о мецоре (человеке,
страдающем цараат, болезнью духовного
происхождения) в день очищения его:
приведут его к коэну (служителю в Храме)»
(Ваикра, гл. 14, ст. 2).
Учителя в Мидраше (Ялкут Шимони, гл.
556) отмечают, что слово мецора созвучно
словосочетанию моци ра (тот, кто выносит
дурное наружу).
Мы знаем, что одна из причин появления
пятен цараат — нарушение запрета на лашон
hа-ра (злословие). В чем же причина
злословия? По какой причине люди допускают
это нарушение?
В качестве одной из основных причин,
провоцирующих злословие, наши Учителя
называют — гордость, гордыню. Люди
стремятся к почету, хотят быть
значительными. При этом самый легкий путь к
возвышению — принижение достоинств
окружающих. Тем, кто обладает таким
свойством характера, приятно думать, что
есть кто-то — хуже них, или хотя бы — такие
же, как они. Но это — опасное, весьма
серьезное заблуждение.
Написано в Иерусалимском Талмуде: «Тот,
кто пытается возвеличиться, унижая другого
— лишается удела в Будущем мире» (трактат Хагига).
А вот совет мудрейшего из людей, царя
Шломо: «При падении врага твоего — не
радуйся, и, если споткнется он, да не
возликует сердце твое» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 24, ст. 17). То есть, даже
неприятностям врага не следует радоваться,
и уж тем более неприятностям того, кто тебе
— не враг.
Учитель Шмуэль, «Младший» (прозвище «Младший»
он получил, благодаря своей скромности),
любил повторять это высказывание царя
Шломо. Он напоминал его себе и другим. У него
не было врагов. Тем не менее, он не уставал
говорить: «Не радуйся падению врага. Потому
что твоя радость, в этом случае — неугодна
Всевышнему». Что подтверждается
продолжением приведенного выше отрывка из Мишлей:
«Он увидит (что ты радуешься) и отвратит от
него (врага) гнев Свой» (гл. 24, ст. 18).
К примеру, зимой в северных странах, когда
снег и лед покрывают землю, нередко
случается, что люди поскальзываются и
падают. Те, кто видит чье-то падение, часто
непроизвольно улыбаются. Это — реакция,
обнаруживающая, что человек страдает
гордыней. Ну как же, он — внизу, а я —
наверху!
Этот эффект уловили создатели дешевых
голливудских кинокомедий, главное «достоинство»
которых — безошибочная, рассчитанная на
определенную публику ориентация на
низменные реакции. Излюбленный трюк —
персонаж поскальзывается, допустим, на
банановой кожуре и падает. Зрительный зал
взрывается смехом…
Но наши Учителя предупреждают: не радуйся
падению врага, а тем более, того кто тебе —
не враг. Не иди на поводу у собственной
гордыни...
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Можно ли присоединять студентов к
врачебным обходам в больнице?
Возьмем весьма распространенную ситуацию.
Человек лежит в больнице, борясь с недугом и
свыкаясь со своим новым положением. Вдруг
распахивается дверь, и в палату заходит
профессор в окружении лечащих врачей,
стажеров и студентов. Подходит к кровати,
листает историю болезни, дает разъяснения
своей свите, с кем-то обменивается
репликами, комментирует, делает замечания.
Откидывает с больного одеяло, чтобы все
присутствующие могли рассмотреть
пораженный участок. В эти минуты больной,
который еще не привык к своему пребыванию в
больнице, начинает ощущать себя диковинным
животным в зоопарке.
Возникает вопрос: как на это смотрит hалаха
(еврейский закон)?
Рав Элиэзер Вальденберг (автор
многотомного труда по галахическим
вопросам Циц Элиэзер — «Корона
Элиэзера»; Иерусалим, 20-й век) пишет, что при
таком врачебном обходе больной
подвергается унижению (на иврите — hалбанат
паним), что идет только во вред состоянию
его здоровья. Поэтому такие обходы должны
быть запрещены. В особенности — если вокруг
больной женщины собираются мужчины или
наоборот
Следует понимать, что больной не
перестает быть человеком, с присущей ему
стыдливостью и желанием личного покоя. И то,
что подобный осмотр может принести пользу
студентам-медикам и врачам-стажерам — еще
не повод, чтобы попирать элементарные права
заболевшего человека.
В нашей недельной главе сказано: «Чтобы
указать день (признания) духовно нечистым и
день (признания) духовно чистым. Это учение
о цараат» (Ваикра, гл. 14, ст. 57).
Раавад (раби Авраам бен Давид, один из
крупнейших Учителей Торы в своем поколении;
Франция, 12-й век) пишет, ссылаясь на
Иерусалимский Талмуд, что не каждый коэн
(служитель в Храме) имеет право выносить
решение о цараат, но — лишь тот, что
прошел соответствующее обучение у опытного
наставника.
Нацив (рав Нафтали Цви Йегуда Берлин,
Литва – Беларусь, 19-й век), глава знаменитой
Воложинской йешивы в своей книге hа-Эмек
Давар (комментарии к Пятикнижию) пишет,
что в «день признания» человека духовно
нечистым и в день, когда его признают
духовно очистившимся, коэн, который
выносит решение, звал своих учеников и
объяснял им на конкретном примере, какие
поражения кожи свидетельствуют о духовной
нечистоте и какие — нет. Это были моменты
позора для того, кого осматривали. Но таков
наш закон: тот, кто, не стесняясь, выставлял
на всеобщее обозрение неудачи и промахи
других, пусть теперь испытает на себе,
каково оказаться в подобном положении. И
это — часть его искупления.
В чем же провинился попавший в больницу
пациент, страдающий физическим недугом, что
к нему относятся как к мецоре?!
Поэтому прежде, чем приглашать стажеров и
студентов на врачебный обход — необходимо
заручиться согласием больного.
на основе комментариев рава
Элиэзера Вальденберга
(автор многотомного труда по
галахическим вопросам «Циц Элиэзер»;
Иерусалим, 20-й век)
Нацива
(раби Нафтали-Цви Берлин, 19 век,
Литва — Беларусь)
и рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|