New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга
Ваикра — гл. 14, ст. 1 —
гл. 15,
ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой фразе говорится: «Вот законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…» (Ваикра, гл. 14,
ст. 2).
Обсуждение главы Мецора
10.04.05
Наша недельная глава Мецора развивает тему, обозначенную в
конце предыдущей главы. Речь идет о заболевании под названием цараат,
которое поражало кожу человека, его одежду и даже жилища (см. на сайте
окончание обзора недельной главы Тазриа, первый годовой цикл).
В этом году мы рассмотрим проблему, лежащую в основе законов о мецоре (человеке,
у которого обнаружилось заболевание цараат), и сформулируем ее в виде
вопроса: какова сущность поражений (в тексте оригинала на иврите — негаим),
выявляющих эту болезнь?
Этим вопросом задавались многие комментаторы. И, анализируя текст Торы, «препарировали»
его, разбивая на отдельные фрагменты.
В самом деле. Что представляет собой цараат?
Можно ли считать поражения такого рода инфекционным заболеванием?
Почему ее выявлением занимаются именно коэны (служители в Храме)?
Потому ли, что во времена Храма они брали на себя обязанности врачей?
Предназначен ли предписанный Торой карантин человека в статусе мецоры
для предотвращения дальнейшего распространения заболевания? Или речь здесь идет
только о наказании?
Как возникает болезнь? Развивается ли она в результате каких-либо изменений в
организме человека или «приобретается» надъестественным путем? Сразу же отметим,
что это — непростой вопрос. Ведь поражения цараат появлялись не только у
людей, но и в неживых объектах. Могут ли они болеть, так же, как люди?
В поисках
ответа на вопрос о сущности цараат, обратимся к Талмуду и посмотрим, к
каким выводам приходят, анализируя данную тему, величайшие комментаторы Торы.
Талмуд (трактат Арахин, лист 16) подчеркивает, что цараат
— болезнь духовного происхождения и проявляется в результате неправильного
поведения людей. Здесь же перечисляются и ошибки, которые могли стать причиной
возникновение негаим.
В частности, раби Шмуэль бар Нахмани выделяет семь таких предпосылок:
злоязычие (на иврите — лашон а-ра; см. на сайте, к примеру,
ответ
«Можно ли говорить плохо о других, обращаясь к раввину?»), кровопролитие, ложная клятва, запрещенные связи, высокомерие, грабеж и скупость
(см. на сайте также
обзор недельной главы Мецора, первый
годовой цикл обсуждения).
Талмуд (трактат Арахин, лист 15) исследует связь между лашон
а-ра и болезнью цараат, используя одно из правил постижение текста
Торы, которое звучит так: лашон нофель аль лашон. Суть этого правила
состоит в том, чтобы, заменяя в анализируемом отрывке какое-либо слово или
выражение — другим, сходным с ним по звучанию, выявить иную смысловую грань
понятия.
В Торе читаем: «…и будет это законом о мецоре (страдающем
болезнью цараат)» (Ваикра, гл. 14, ст. 2).
Учителя заменяют слово мецора выражением моци-шем-ра («клеветник»).
И получается чуть иная фраза: «…и будет это законом о клеветнике, порочащем
доброе имя». Так закон о мецоре обретает уточненную «ориентировку» — на
злословие…
11.04.05
Чтобы понять,
существует ли связь заболевания цараат с актом кровопролития, Талмуд
анализирует текст Танаха.
В одном из отрывков сказано: «да не переведутся в доме Йоава слезоточивые и
больные цараат…» (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 3,
ст.29).
В контексте этой фразы понятно, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак
— величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), что речь идет о
наказании за то, что он (Йоав) убил Авнера.
Подобным же образом уточняется и один из способов наказания (болезнь
цараат) за ложную клятву. Талмуд исследует другой фрагмент из Танаха.
В нем есть такая фраза: «И сказал Нааман — согласись взять два таланта» (вторая
книга Мелахим, гл. 5, ст.23). А далее написано: «…пусть же
цараат Наамана пристанет к тебе» (вторая книга Мелахим, гл. 5,
ст. 27).
Вкратце напомним читателю эту историю.
Гейхази, слуга пророка Элиши, сожалея о том, что его учитель не взял
вознаграждение за исцеление арамейского военачальника Наамана, прибегает к
обману (клянясь при этом именем Всевышнего). Не говоря ничего Элише, он догоняет
Наамана, намереваясь получить от него плату…
Комментируя этот эпизод, Раши отмечает, что Нааман не уговаривает слугу Элиши
принять подарок, но — призывает дать клятву. «Поклянись, — просит он, — и тогда
получишь не один талант серебра, как просил, а вдвое больше». Слуга, как мы уже
знаем, дает ложную клятву, и за это, за его поведение с Нааманом, ему полагается
цараат (о том, насколько серьезно это преступление — см. на сайте, к примеру,
Введение
в трактат Шевуот).
О том, что
цараат полагается за запретные связи, — подчеркивают Учителя, — сказано в
самой Торе: «И поразил Всевышний фараона великими язвами… из-за Сарай, жены
Авраама» (Берешит, гл. 12, ст. 16). Фараон взял к себе во дворец
чужую жену. За это и поплатился болезнью (о смысле запрета на некоторые виды
интимных связей — см. на сайте
окончание обзора недельной главы Ахарей
Мот, первый годовой цикл обсуждения).
В качестве доказательства того, что духовная, нравственная причина для
наказания цараат кроется в грехе высокомерия (см. на сайте обзор
недельной главы Мецора, первый годовой цикл обсуждения), Талмуд приводит историю
царя Узиягу. О нем в Танахе написано: «…когда он набрал силу, возгордилось
сердце его на погибель, и стал он отступником перед Всевышним» (вторая книга
Диврей а-Ямим, гл. 26, ст. 16). И далее: «…и цараат показалась
на лице его» (там же, ст. 19).
Что же касается таких пороков, как «грабеж» и «скупость», Талмуд, в поисках
связи их связи с болезнью цараат, не оперирует историческими сведениями, но —
предпринимает глубокий анализ текстов Торы.
Детальное изучение законов о негаим ясно и недвусмысленно
демонстрирует, насколько несостоятельно предположение, что совершаемая коэном
процедура осмотра больного цараат и последующая его изоляция основана
на медицинских показаниях...
12.04.05
Талмуд, как мы уже говорили, определяет, что болезнь цараат возникает
по причинам духовного свойства. И приводит конкретные доказательства этому.
В частности, в трактате Негаим (гл. 3) говорится, что «идолопоклонник
и гер тошав (нееврей, живущий в Земле Израиля и соблюдающий семь
заповедей потомков Ноаха — см. на сайте, к примеру,
обзор листа 38
трактата Бава Кама) не могут стать нечистыми». По этой причине их
не осматривали и не изолировали. Если бы Тора заботилась об охране физического
здоровья народа, она не делала бы исключения для неевреев.
Теперь нам, по крайней мере, ясно, что законы мецоры не имеют отношения к
правилам санитарии и гигиены. Это — предписания, предусматривающие очищение от
духовной нечистоты.
Более того, у народа Израиля существовали дни и сроки, когда осмотры
негаим временно приостанавливались. В трактате Негаим (в той
же третьей глава) читаем: «Во время свадьбы жениху, у которого появились
симптомы цараат, дают семь дней пира (шева брахот). Также во все
дни праздников восхождения в Иерусалим ни один паломник не подвергается осмотру».
Найдется ли еще период, когда опасность заражения наиболее велика, чем время
массового паломничества, когда толпы людей стекались в Иерусалим? Вместе с тем в
такие дни осмотры негаим не назначались, а пораженных (с признаками
негаим) — не изолировали.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш (выдающийся раввин, мыслитель и
общественный деятель, Германия, 19-й век), анализируя тексты книги Ваикра,
указывает, что законы, касающиеся негаим, никоим образом не соотносятся с
охраной здоровья людей.
В ходе своего исследования он выделяет фразу из нашей недельной главы: «И
повелит коэн вынести все из дома, прежде чем придет коэн
осматривать язву, чтобы не стало нечистым все, что есть в доме, затем придет
коэн осматривать дом» (Ваикра, гл.14, ст. 36).
Если бы речь шла о заразном заболевании, то естественно было бы не убирать
все из дома, чтобы не подвергать опасности окружающих. Но здесь — иначе: утварь
выносится из дома для того, чтобы она сама не стала таме (духовно
нечистой — см. на сайте
обзор недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл обсуждений).
Предписание вынести из дома предметы перед осмотром человека, на коже
которого появились подозрительные красные пятна, не вяжется ни с какими
правилами медицины или гигиены. Напротив, оно показывает, что речь здесь не идет
о санитарии и мерах, способных предотвратить угрозу инфекционного заражения.
В Талмуде, — пишет рав Шимшон Рефаэль Гирш, — приводится принцип: опасность (для
жизни) — серьезнее запрета Торы (трактат Хулин, лист 10). В
случаях, когда речь идет об угрозе жизни, закону, казалось бы, следовало быть
более строгим. Но, несмотря на это, Ѓалаха (свод еврейских практических
законов) наставляет: в случае, если коэн сомневается в наличии у человека
признаков цараат, этот человек объявляется «чистым» (трактат Назир,
гл.9). И это служит дополнительным доказательством того, что осмотр, изоляция и
вынос из дома вещей — не «профилактические» мероприятия.
Отметим, что в этом наши Учителя придерживаются единой позиции: цараат
— наказание Свыше и не входит в число обычных инфекционных заболеваний…
13.04.05
Анализируя тексты о цаарат в трактате Негаим (гл. 12),
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), который,
как известно, был врачом и профессионально разбирался в болезнях, также приходит
к выводу, что это явление — нематериального происхождения и посылается Свыше,
как наказание за лашон а-ра.
Цараат нельзя назвать болезнью (в привычном для нас значении этого слова),
— подчеркивает он. — Ведь здания и одежда — неодушевленные объекты, а они не
болеют. Единственное объяснение возникновения цараат состоит в том, что
поражение появляется надъестественным путем. Так же, как разрушение организма
водами соты, то есть — женщины, которую подозревали в супружеской измене
(выпив специальную воду изменница умирала, а невиновной женщине эта вода не
причиняла вреда; подробнее — см. на сайте, к примеру, обзоры
листов 28
и
31
трактата Сота). Оба эти явления (цараат и воздействие
горькой воды на соту) не подчинены законам природы.
Более детально Рамбам исследует эту тему в составленном им Кодексе еврейских
законов — Мишнэ Тора. Здесь он, в частности, пишет: «Понятие
цараат включает множество различных симптомов, такие, например, как...
изменения внешнего вида одежды или жилища.
Тора обобщенно называет эти изменения нематериального порядка одним словом —
цараат. Они для еврейского народа — не что иное, как знамение и чудо,
предназначенные, чтобы предостеречь людей от лашон а-ра, поскольку стены
жилища злословящего изменяют свой вид.
Если человек раскаивается — дом снова становится таѓор (духовно чистым;
подробнее об этом понятии — см. на сайте
обзор недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл). Если же продолжает упорствовать в своем пороке — дом будет
разрушен, а кожаная утварь, на которой он сидит или лежит, изменит свой вид.
Если раскаивается — кожаные изделия станут таѓор. Если продолжает
злословить — они будут сожжены, и тогда поражена будет кожа этого человека,, и
он станет мецорой. И будет жить отдельно от всех, чтоб не участвовал в
беседах с нечестивцами, предаваясь насмешкам и злословию.
Об этом предостерегает нас Тора: «…будь осторожен с нега цараат… Помни,
что сделал Всевышний Мирьям в дороге…» (Дварим, гл. 24, ст. 8-9).
Этим Тора призывает нас поразмыслить о том, что случилось с пророчицей Мирьям,
плохо отзывавшейся о своем брате Моше Рабейну.
Она была старше его, и взрастила его на своих коленях, и подвергала жизнь
свою опасности ради спасения его из воды. И не было у нее намерения опозорить
его, она всего лишь ошиблась, сравнив его с другими пророками. При этом
он даже не среагировал на ее слова, как сказано: «А человек этот, Моше, был
скромнейшим из людей…» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).
Несмотря на это Мирьям была тут же наказана цараат. Тем более
наказание должно постигать глупцов и злодеев, которые без всякой меры множат
свои заносчивые речи.
Поэтому всякому, кто стремится идти по истинному пути, следует отдалиться от
общения с ними, чтобы не оказаться в сетях зла и безрассудства» (Мишнэ Тора,
раздел «Законы о цараат», гл. 16)…
14.04.05
Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
исследуя характерные черты цараат, усматривал в данном явлении особую
связь с Землей Израиля.
Признаки цараат на одежде обладают чудесной, сверхъестественной
природой, — пишет он, анализируя текст Торы (Ваикра, гл. 13, ст.
47). — То же относится к поражению домов.
Пока евреи проявляют преданность Всевышнему, Его Шехина пребывает с
ними, поддерживая в хорошем состоянии их тела, одежды и дома. Если же кто-то из
них совершает дурной поступок или ведет себя неправильно, его плоть, одежда или
жилище обезображиваются, показывая, что Всевышний отстранился от этого человека.
Поэтому в Торе сказано: «Я наведу нега цараат на дома в стране
владения вашего» (Ваикра, гл. 14, ст. 34). Из этой фразы следует,
что цараат насылалась Всевышним на дома в наказание, причем, происходило
это только в Эрец Исраэль — в уделе Всевышнего, как сказано: «Когда
придете в страну Кенаан, которую Я даю вам во владение…» (там же).
И хотя законы о цараат не принадлежат к разряду заповедей, связанных с
Землей Израиля, они все же действуют лишь в Эрец Исраэль, на земле,
которую Всевышний избрал, чтобы обитать в ней.
Именно эта избранность, – развивает Сефорно (раби Овадия Сефорно;
Италия, 16-й век) идею Рамбана, — возлагает на евреев особую нравственную
ответственность, предполагающую наказание за всякую ошибку, за всякий проступок.
Об этом написано в и Танахе: «Только вас Я признал из всех семейств земли,
поэтому и взыщу Я с вас за все проступки ваши» (книга пророка Амоса,
гл.3, ст. 2).
Анализируя фразу из Талмуда — «…жилища, пораженного цараат, никогда не
было, и не будет в будущем» (трактат Санѓедрин, лист 71), Сефорно
открывает в ней новую грань Истины.
Здесь имеется в виду, — разъясняет он, — что, избрав еврейский народ,
Всевышний дал нам предостережение: если будем уклоняться от заповедей и не будем
соблюдать этические нормы, наказаниями Он вернет нас на правильный путь. Однако
Творец — милосерден. Если большинство в народе Израиля выполняет Его Волю,
Всевышний, если кто-либо допускает нарушения, проявляет свое Милосердие и
сначала предупреждает оступившегося. Негаим на одежде — первое
предупреждение. В случае, если человек не одумался, Всевышний посылает второе
предупреждение — цараат появляется на стене его дома.
То есть мы видим, что цараат, по сути — не наказание, но — способ
вернуть человека на правильный путь. Но данный метод обнаруживает
благосклонность Творца к народу Израиля и вступает в действие, только когда,
повторим, большинство в народе — люди праведные. Если же поколение не достигает
уровня, достойного Его Милосердия, предупреждения отменяются, и человек получает
наказание, которое заслуживает за свое поведение. Так что, высказывание Учителей
— «…жилища, пораженного цараат, никогда не было, и не будет» — лишь
выражение их точки зрения по поводу поколений, недостойных Милости Творца.
Подобное отношение к наказаниям, особенно — к тем, что посылаются
надъестественным, чудесным образом, выражает и раби Иегуда а-Леви (великий
Учитель, автор книги Кузари, поэт; Испания, 12 век). Он
подчеркивает, что предупреждения и многие наказания — знак избранности.
Поэтому-то, — говорит раби Иегуда а-Леви, — так непомерны страдания еврейского
народа.
Духовно мертвые нации, — пишет он в своей книге Кузари, —
которые полагали, что похожи на нацию живую (т.е. еврейский народ), смогли
достичь лишь кажущегося сходства. Они воздвигали дома Всевышнему. Но не было в
них признаков Его Присутствия… Они оскверняли, гневили Творца и совершали
преступления, но не сошел на них ни огонь небесный, ни внезапный
надъестественный мор — в знак того, что наказание послано им Всевышним» (Кузари,
гл. 2, 32).
Автор текста рав Иссахар Якобсон
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|