ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “ХУКАТ”

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

Обсуждение главы “Хукат”

20.06.04

Наша глава, Хукат (о значении слова, вынесенного в название главы — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, второй годовой цикл) — едва ли не самая “мрачная” во всей книге Бамидбар. Вместе с тем, она описывает поворотный момент еврейской истории, знаменующий смену поколений.

Итак, странствования по пустыне подходят к концу. Начинается завоевание восточного берега реки Иордан. На арене исторических действий — поколение, которому суждено войти в Эрец Исраэль.

В нашей главе читаем: “И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадейше...” (Бамидбар, гл. 20, ст. 1-2).

Комментируя эту фразу, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает: здесь явно подчеркивается — “вся община”. Те, кто в пустыне должен был перейти в мир иной, уже умерли (подробнее — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, третий годовой цикл). В пустыне Цин оказались лишь те, кто принадлежал следующему поколению, которое будет жить на Обетованной Земле.

Словно оглядываясь назад, глава сообщает о смерти сестры Моше Рабейну — Мирьям. Сам Моше еще жив. Но приговор ему уже вынесен: в Эрец Исраэль он не войдет

Здесь же, в нашей главе, как мы знаем из обзоров предыдущих лет, Тора дает закон о “рыжей корове”, регламентирующий проведение процедуры очищения от духовной нечистоты, которую получает человек, прикоснувшись к мертвому телу (подробнее — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, первый годовой цикл).

Но почему суть и подробности этого закона раскрываются именно здесь, в нашей главе? Разве мало до этого было смертей в еврейской истории? К тому же, известно: человек в состоянии таме (духовной нечистоты — см. там же) не имеет право входить на территорию Храма. А ведь единственный способ избавить человека от тумы (духовной нечистоты) — окропить его водой, смешанной с пеплом рыжей коровы. Поэтому было бы логичнее, вероятно, поместить описание закона о духовном очищении в книгу Шемот, где рассказывается о создании Мишкана (переносного походного Храма в пустыне).

Но будем иметь в виду, что у Торы — своя “логика”, свое “понимание” последовательности изложения. И сам факт, что закон о рыжей корове помещен именно в нашей главе, рассказывающей о заключительном этапе странствий по пустыне, еще не означает, что до этого момента еврейский народ о существовании этого закона не знал. Знал, разумеется. И к означенному в главе Хукат периоду выполнял его предписания уже 39 лет — практически, со времени Исхода из Египта.

И нам остается предположить, что в нашу главу закон о духовном очищении попадает потому, что именно здесь доминирует тема смерти.

О значении понятий таме (состояние духовной нечистоты) и таѓор (состояние духовной чистоты) мы достаточно много говорили в предыдущих обзорах главы Хукат (см. на сайте обзор недельной главы Хукат, первый годовой цикл). Сейчас отметим лишь, что оба эти понятия — вне естественной природы. Связь между смертью и состоянием таме актуальна только для тех людей, кто, добровольно принимая законы Торы у горы Синай, приобрел еще одно, духовное измерение. Для других людей прикосновение к мертвому телу угрозы не содержит — для них не существует понятий таме и таѓор. А потому в духовном очищении с помощью пепла рыжей коровы они не нуждаются.

Евреи и живут иначе и умирают по-другому…

Но что такое смерть? Можем ли мы считать, что это — естественное явление?..

21.06.04

Чтобы лучше понять, что такое смерть, вернемся к первой книге Торы — Берешит. Впервые об этом заходит речь в описании Ган Эдена (Райского Сада). Здесь, в частности, сказано: “От дерева познания добра и зла — не ешь от него; ибо в день, когда ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Берешит, гл. 2, ст. 17).

В своем комментарии к этому отрывку Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), открывая глубокие смысловые слои текста, делает вывод: смерть — не была заложена в структуру мироздания как естественное явление. Она была привнесена в наш мир, когда Адам, первый человек, совершил свою роковую ошибку.

Но ведь в самой Торе сказано: “В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Берешит, гл. 3, ст. 19). Значит, все-таки смерть — неизбежное естественное явление?

Тело человека действительно создано из праха земного, — объясняет Рамбан. — Но его душа — частица бесконечного, вечного Всевышнего. Как написано: “И создал Всевышний человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым” (Берешит, гл. 2, ст. 7). Из этого следует, что душа была создана бессмертной. Пока она находится в теле, тело человека — функционирует. Момент ее отделения от физической оболочки (тела) и есть смерть. Так вот это отделение души от тела изначально не было неизбежностью. Теоретически душа могла оставаться в теле бесконечно долго. Будем к тому же, иметь в виду, что само Творение — это акт проявления Божественной Воли. Творец, если захочет — может сохранить целостность комбинации тела с душой — навечно.

Запретив Адаму есть плоды Древа Познания Добра и Зла, Творец, по сути, высказал ему предостережение: если запрет будет нарушен, Он сделает так, что комбинация тела с душой перестанет быть вечной. Иначе говоря, если человек ослушается Всевышнего, смерть станет неизбежной.

Но тогда возникает вопрос: если человек имеет бессмертную душу, способную поддерживать тело, как ошибка может привести к смерти? Ведь Творец никогда не говорил человеку, что убьет, его, если совершит проступок.

На этот вопрос отвечает в своей книге Дерех а-Шем (часть 1, глава 3), рав Моше Хаим Луцато (один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век; им написаны десятки книг). Он сравнивает союз между душой и телом с вынужденным браком. Душа принимает в себя Свет, исходящий от Творца, и у нее нет другого желания, кроме стремления вновь стать частицей этого Светового Потока. Не существует большего наслаждения для души, чем то, которое она испытывает, соединяясь с Шехиной (Присутствие Всевышнего). Поэтому душе “чуждо” материальное — препятствует ее воссоединению с Творцом, вызывая чувства разочарования и неудовлетворенности.

Тело устроено иначе. Оно непроницаемо для Света, исходящего от Творца. И при соприкосновении с ним не испытывает эмоций. Поскольку тело — “объект” физического мира, оно стремится к материальному. Его деятельности стимулируется физическими удовольствиями или страданиями.

Соединение тела и души — “брак по расчету”. А расчет здесь — двойной.

Во-первых, конфликт между устремлениями тела и души порождает внутреннюю борьбу. Становясь “полем битвы”, сознание человека вынуждено принимать принципиальные решения. Иными словами, внутренний конфликт заставляет людей ежеминутно использовать полученную от Творца свободу выбора.

Во-вторых, этот “брак противоположностей” имеет колоссальный позитивный потенциал. Внутренняя борьба души с телом стимулирует человека к движению вперед — к наивысшей награде в грядущем мире…

22.06.04

Душа обладает способностью вносить в тело определенные изменения. Мы говорили, что тело в его первоначальном виде создано непроницаемым для Света Творца (см. выше). Так вот, у души есть потенциал, позволяющий ей преодолеть эту “нечувствительность” тела. Она может сделать так, что тело научится воспринимать духовность, которую Всевышний излучает во все существующие миры.

Конечно же, тело никогда не достигнет состояния той чистоты, которая дала бы ему возможность вступить в прямой контакт с Творцом. Однако с помощью души оно, если его “настроить” соответствующим образом, может ощущать Свет духовности и получать от этого истинное наслаждение.

Душа отторгает материальное. Тело, в отличие от нее, не испытывает неприязни к духовности. Оно индифферентно по отношению к ней. Но, когда оно становиться чувствительным к Свету Творца, материальное отступает на второй план. Иными словами, человек, тело которого обретает повышенную чувствительность к духовности, ощущает потребность приблизиться к Творцу и на пути к Нему в состоянии преодолеть любые трудности. Ибо знает, что дорога к Всевышнему ведет его в олам а-ба (Грядущий мир), к вечному блаженству. В такой комбинации у тела и души — единая цель. И нет необходимости отделять душу от тела. То есть смерть уже не нужна.

Когда был создан Адам, перед ним открывалась альтернатива смерти. Его душа могла трансформировать тело, которое вошло бы в состояние вечного блаженства, минуя смерть. И без нее, без смерти, он достиг бы Грядущего мира.

Однако ошибка первого человека (нарушение запрета Всевышнего) внесла в процесс трансформации тела негативные коррективы. Его душа лишилась возможности осуществить свою работу без помощи Творца.

Чтобы победить смерть, нужно “отладить” процесс духовной “обработки” тела, — говорит Рамхаль (под этим именем известен рав Моше Хаим Луцато). — Этот процесс не прекратился. Но духовная “поломка” стала препятствием для полного духовного очищения человека. И, как бы он ни стремился к Творцу, частицы духовной нечистоты в нем все равно оставались. А это означает, что слияние со Световым Потоком Всевышнего для него — не достижимо.

В результате Творец видоизменил сам процесс. Душа отделяется от тела и попадает в Ган Эден (Райский сад), а тело в это время разлагается на основные элементы, которые Всевышний может очистить. В конце времен, как обещано нам через пророков, Всевышний “воссоздаст” тело человека, и оно будет таким, каким было до проступка Адама. Душа вновь обретет способность трансформировать тело — “учить” его воспринимать Свет Всевышнего.

Это означает, что и в Будущем мире мы сохраним свою индивидуальность и уникальность. Но уровень и качество трансформации, которую осуществит душа в своем возрожденном и очищенном теле, будет зависеть от духовной силы, накопленной ею в течение жизни в этом мире. То есть — в течение жизни человека, которому сегодня, сейчас, и до последнего рубежа принадлежали данное тело и эта душа. Источник же духовной силы — в Торе, в соблюдении ее заповедей.

Подведем некий итог.

Изначально человек создан с потенциалом духовной трансформации, которая осуществлялась в нем неустанной работой его души. Каждая исполненная заповедь Торы являлась толчком в поступательном движении к духовности, к Творцу. Но Адам совершил проступок, нарушил запрет Всевышнего, который не разрешил ему есть плоды Древа Познания Добра и Зла. И душа человека утратила возможность трансформировать тело. В результате, по Воле Творца, тело человека остается для Божественного Света непроницаемым в течение всей его жизни в материальном мире — независимо от того, соблюдает он заповеди или нет (это обретет принципиальное значение в конце времен, когда произойдет воскрешение из мертвых). И даже самые праведные из нас не перейдут в мир вечной жизни, минуя этап отделения души от тела — состояние, которое мы называем “смертью”

23.06.04

Попытаемся рассмотреть описанные явления на более глубоком уровне.

Тело человека было создано так, что в своем первоначальном состоянии оно не могло воспринимать Световой Поток, исходящий от Всевышнего. Но та же природа обеспечила душе способность проникать в тело и трансформировать его, придавать ему новое качество — “пропускать” Божественный Свет. И если сейчас душа лишена этой возможности, это, видимо, надо рассматривать как “принудительный акт”. Ограничить заложенные от природы явления можно лишь силой.

Если вы бросаете мяч, он неизбежно упадет на землю, подчиняясь закону природы — закону гравитации. Чтобы удержать его над землей, вам придется использовать силу, которая осуществит это ваше желание.

Всевышний, чтобы лишить душу присущих ей свойств, применил силу. Как только Он эту силу отменит, душа “автоматически” вернется к своей работе — будет пытаться предотвратить смерть.

На нашем уровне реальности, Всевышний применяет силу не напрямую, но — через “посредников”. Так, например, чтобы рассечь воды Красного моря, Всевышний использовал ветер. Чтобы кормить сынов Израиля в течение 40 лет в пустыне, Он спускал ман (см. на сайте ответ на вопрос “Что такое ман?”) с Небес…

Если проанализировать подобные явления, мы придем к выводу, что Всевышний использует два канала для применения силы, которая сдерживает наши души и не дает им проявлять присущие им естественные качества. Эти каналы — таме (духовная нечистота) и таѓор (духовная чистота — подробнее об этих понятиях см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл). Сила таме (или тума) известна также под названием “малаха Смерти” (малах — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей). Последствия ее воздействия на человека могут быть ликвидированы специальной процедурой очищения (окропление водой, смешанной с пеплом рыжей коровы — подробнее см. на сайте в обзор недельной главы Хукат, первый годовой цикл, а также в обзоре листа 14 трактата Йома). Второй канал (таѓор) — противоположного действия. Оба они описываются в нашей недельной главе.

Начнем с силы таѓор.

Талмуд (трактат Брахот, лист 8) сообщает, что в мире существует 903 разных видов смерти. Самый тяжелый из них — смерть от удушья, а самый легкий — смерть от поцелуя (отсюда фраза — “поцелуй смерти”).

Возникает естественный вопрос: зачем так много видов смерти?

Смерть — удаление души из тела, — объясняют Учителя. — А у разных людей связь тела с душой осуществляется по-разному. Поэтому, чтобы “оторвать” душу от тела, в каждом отдельном случае нужна сила определенной интенсивности.

Моше, Аарон и Мирьям умерли от Небесного “поцелуя”, — сообщает Талмуд (трактат Бава Батра, лист 17).

Духовная связь этих величайших пророков с Творцом была настолько сильной, — комментирует эти строки Талмуда Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — что даже легкого усилия оказалось достаточно, чтобы их души полностью воссоединились с Ним.

“Поцелуй” Всевышнего (незначительное усиление потока Небесного Света, льющегося в их души) укрепил уровень единения с Ним. И их души автоматически отделились от тел, поглощенные ощущением высшей радости.

Мы можем объяснить это, используя приведенное выше сравнение Рамхаля, где он говорит о связи между душой и телом как о “вынужденном” браке. Если брак не сложился, как только сторонам предоставляется возможность разойтись, они делают это с радостью. Душа соединится с Потоком духовного Света, а тело, лишенное жизни, останется на земле. В этом случае не нужна сила. Если в течение жизни между душой и телом прочные связи не возникли, смерть будет безболезненной. Достаточно будет “поцелуя” — помощь силы таме не понадобится. И пепел рыжей коровы для очищения в подобных случаях тоже не нужен.

Однако ни душа, ни тело не контролируют динамику отношений между ними. Этот контроль осуществляется человеком, когда он, пользуясь “механизмом” свободы воли, принимает жизненные решения. Именно эти решения и создают связь между телом и душой. От них зависит, будет она прочной или — слабой. И только малах Смерти может разорвать такую связь.

Каждое решение, в результате которого материальное получает преимущество перед духовным, каждое нарушение законов Торы, означает укрепление связи души с физической оболочкой (телом). До того, как человек принимает такого рода решения, душа и тело сосуществуют в “вынужденном браке”, организованном Всевышним. Свобода выбора трансформирует этот союз в “брак по любви”.

Все, как в обычной человеческой жизни. Даже когда супруги вступают в брак не по своей воле, это не лишает их возможности влюбиться друг в друга.

Одно дело — ликвидировать вынужденный брак, где обе стороны мечтают избавиться друг от друга, и совсем другое — разрушить брак, где супруги связаны узами любви. Чем больше решений принимает человек, которые привязывают его душу к телу, тем труднее произвести их разъединение.

24.06.04

Вот поэтому человек может умереть двумя способами.

Ни Моше, ни Аарону, ни Мирьям не принимали в жизни решения, которые давали бы преимущества материальному перед духовным. Сильной связи между их душами и телами не было. Чтобы отделить их душ от тел, надо было лишь слегка ослабить силу, соединяющую их воедино. Малаху (посланнику) Смерти в этих случаях не пришлось трудиться.

Поэтому могилы праведников, — говорит Рамбан, — не распространяют туму (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Однако для большинства людей отделение души от тела связано со страданиями. Если мы принимали в жизни не только верные решения, но и такие, которые укрепляли союз между душой и телом, какая-то часть души не захочет оставить тело. Тогда простым свечением духовности душу от тела не отделить. Этого было бы достаточно, если бы душа и без того стремилась вырваться из тела.

Тем, кто вкладывал духовную энергию в материальные вещи, чтобы отделить душу от тела, не поможет приложение силы таѓор. Сила таѓор должна была действовать, чтобы трансформировать тело и сделать его проницаемым для Света Творца. Но этот процесс (по изложенным выше причинам) был прекращен Всевышним. Поэтому процесс разделения подвластен лишь силе таме.

Малах Смерти усиливает воздействие силы таме до такой степени, что душа уже не может выносить “совместное пребывание”. Душа вынуждена отделиться от тела, которое “загрязнено” силой таме. Чтобы выжить, ей надо получать Божественную энергию, а при “заражении” тумой, Душа может потерять возможность соединения с Творцом. У души нет иного выбора: либо отделение от тела, либо — смерть. Представьте себе муку и страдания, испытываемые человеком в секунды перед смертью, когда рвутся связи между душой и телом, которые создавались в течение всей его жизни.

Изложенное выше, пусть схематично, но все же разъясняет суть описанных в нашей недельной главе событий, которые произошли после смерти Аарона и Мирьям. Имеется в виду исчезновение воды из скалы (Бамидбар, гл. 20, ст. 1-4) и нападение кенаанских племен (Бамидбар, гл. 20, ст. 1-3).

Вынужденная связь между телом и душой выражается в том, что душа испытывает потребность в еде, питье и жилище. В своей книге Нефеш а-Хаим рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.) объясняет, что душа, сама по себе, не нуждается в физической поддержке, но поскольку она связана с телом, она становится чувствительной и к физиологическим потребностям тела. От лишений, испытываемых телом, страдает и душа. Поэтому физические потребности оказываются в какой-то степени одухотворенными.

Комментируя рассказ о неожиданном исчезновении воды, которую сыны Израиля получали из скалы во время своих странствий по пустыне, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) подчеркивает: это случилось, потому что Мирьям уже не было с ними. Недаром скалу, из которой вытекал водный поток, называли “колодцем Мирьям”. Аналогично, за заслуги Аарона, евреев сопровождало в походе Облако Творца, и они для окружавших их племен становились неуязвимыми. Когда Аарон покинул этот мир, Облако исчезло, и евреям пришлось отражать нападения врагов. Поэтому, кстати, описание нападения кенаанеев следует в Торе за описанием смерти Аарона. Наши Учителя говорят, что и манн (см. на сайте ответ “Что такое ман?”, раздел “спроси у раввина”) исчез после смерти Моше, ибо был дан евреям за его заслуги.

Естественный источник пищи, воды и материалов для строительства жилища — земля. Она дает человеку все необходимое для жизни. Но Моше Рабейну, Мирьям и Аарон никогда не связывали себя с землей, их жизненные потребности были одухотворены, и они могли получить их силой своих душ, опустив их с Небес. Но, когда они умерли, и их души отделились от тел, прекратились и поступления с Небес.

Урок, который мы можем извлечь из содержания нашей главы, заключается в том, что мучения перед смертью обратно пропорциональны праведности человека, обретенной им в течение жизни. И сам факт, что мы все думаем о смерти со страхом, говорит нам о том, что мы слишком привязаны к материальному

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какой «метод» покупки овощей и фруктов сегодня предпочтительнее?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля