ЭКЕВ 
"ЭКЕВ"
ЭКЕВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ЭКЕВ"

Август 21, 2019   19 Ав 5779

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА БАТРА



09

09.О4.02

Лист 20

Когда человек живет в своей квартире, он, с одной стороны - полновластный хозяин принадлежащей ему жилплощади, с другой - обязан учитывать интересы соседей, жильцов квартир, расположенных выше и ниже.

Очередная Мишна сообщает:

Открытую печь можно построить в квартире только при условии, если потолки (достаточно) высоки (чтобы не устроить пожара). И также, пол под печью должен быть достаточной толщины (в Мишне указываются конкретные размеры).

Но, если печь причинила ущерб (несмотря на соблюдение правил, хозяин квартиры с печью) обязан полностью возместить ущерб.

Раби Шимон (бар Йохай) говорит: все размеры и расстояния приведены для того, чтобы освободить от уплаты за ущерб, если они были соблюдены.

Как видим, в видении граней Истины между раби Шимоном (ученик раби Акивы и составитель книги Зоѓар) и другими Учителями возникает интересное различие.

Действительно, если человек выполнил инструкции «по технике безопасности», почему же он должен нести ответственность за, в общем-то, несчастный случай? Так и рассматривает ситуацию раби Шимон.

Однако вся первая глава трактата Бава Кама (см. на сайте, начиная с обзора 2-го листа) как раз и посвящена тонкому разбору случайных обстоятельств при нанесении ущерба, которые можно было предвидеть. И основная линия рассуждения такова: человек должен стремиться к тому, чтобы предугадывать последствия, а потому в ответе за все, исключая ситуации, когда очевидно вмешательство Высших сил - форс мажор; например, имущество пострадало от землетрясения. Поэтому, если произошел «обычный» несчастный случай, ответственность с человека не снимается.

Но возникает вопрос: если он все равно несет ответственность, зачем указывать, скажем, расстояние между печью и потолком?

Во-первых, отметим, что законы, содержащие «инструкции», определяют основной вариант поведения, при котором в большинстве случаев ущерб не будет нанесен.

Во-вторых, в Устной Торе законы имеют не только открытый смысл (в данном случае - расстояние от печи до потолка), но и духовный (закрытый) смысл. Когда печь отчасти - метафора, и потолок - не просто потолок.

Какое решение принимает практический закон (ѓалаха)?

Казалось бы, можно сослаться на существующее правило: если различия во мнениях таковы, что на одной чаше весов - видение многих, а на другой - одного (здесь - раби Шимона), ѓалаха принимается на основе решения большинства.

Так и поступил, рассматривая наш случай, великий кодификатор еврейского закона Рамбам (раби Моше бен Маймон; Испания, 12-й век).

Однако Риф (аббревиатура от - раби Ицхак из Феса; Марокко, 11-й век), автор подготовительного материала (по всему Талмуду), составляя Кодекс Законов, с великим трудом отказался от суждения раби Шимона, склонившись к мнению большинства Учителей. Ибо, принимая подобные решения, нельзя не учесть, что раби Шимон более других чувствовал закрытые области Устной Торы.  


10
4.02

Лист 21

 

Рассмотрев ситуацию в многоквартирном доме, переходим к тому, как могут складываться обстоятельства в жилом районе, несколько домов в котором образуют общий двор.

С одной стороны, двор принадлежит каждому, кто живет в этих домах. С другой - любой из жильцов этих домов обладает определенным правом наложить «вето» на действия одного из владельцев квартиры.

В Мишне читаем:

Если один из жильцов открыл во дворе (свой) магазин, любой другой жилец имеет право ему это запретить, ссылаясь на то, что покупатели мешают ему отдыхать.

Однако любой жилец (у себя дома) может заниматься ремеслом и продавать на рынке свою продукцию, и никто (из соседей) не имеет права запретить ему это, сказав: «удары молотка или шум (ручной) мельницы мешает мне отдыхать». И также не имеет права сказать: «голоса детей (школьной группы) мешают мне отдыхать»...

Талмуд приступает к обсуждению последней фразы Мишны, касающейся школьного образования. И мы узнаем, что еще в 1-м веке до н.э. Иегошуа бен Гамла (Учитель и коэн) постановил: в любом городе Израиля всем детям, начиная с шести лет, должны обеспечить возможность получить образование.

И, конечно же, каждого из нас, переполняет чувство гордости - в нашем народе всеобщее образование существует вот уже 2100 лет.

Но история нашего народа гораздо длиннее. Свыше 3300 лет. Как же обучали детей на Земле Израиля первую тысячу лет?

Конечно же, обучение существовало всегда. Но учителями были отцы, которые обучали собственных детей. Впрочем, были и отдельные детские группы, где преподавал учитель. Однако образование не было всеобщим.

Обучение в семье, разумеется, имело свои преимущества. Но, с другой стороны, далеко не каждому отцу хватало образования и времени, чтобы учить детей на достаточном, пусть даже минимальном, уровне.

Попутно Гемара преподает педагогический урок, рекомендуя интенсивное обучение. При этом, если ребенок отвлекается на детские забавы, допускает и телесные наказания, правда, легкие. Если наказания не помогают, ребенок все равно невнимателен и плохо учится, исключать его из школы нельзя, - наставляет Гемара, - он должен оставаться в кругу товарищей, ибо потом, так или иначе, под влиянием соучеников и учителя, он исправится.

Приводится здесь и уточнение. Если дети шумят, изучая Тору, жители домов, окна которых выходят на общий двор, где находится школа, не могут пожаловаться, что им мешают громкие детские голоса. Если же дети шумят на уроках по другим дисциплинам - скажем, на уроке математики - жители соседних домов вправе сказать учителю: «Проводи занятия вне двора».

Сказал Рава (один из крупнейших Учителей Талмуда, 4-й век): в классе должно быть не более двадцати пяти учеников.

Если набиралось больше двадцати пяти, но меньше сорока, за счет города нанимали помощника учителя. Если - больше сорока, группу делили пополам.

Следует отметить, что во многих израильских школах сегодня стандарты численности учащихся в классе - ниже.

Далее Талмуд поднимает и такую сложную проблему, как увольнение учителя. Не за то, что он плохо работал, а просто, чтобы нанять другого, лучшего. Гемара делает вывод, что подобные увольнения вполне допустимы, ибо конкуренция в среде учителей повышает образовательный уровень общества.

Более того, Талмуд устанавливает определенное Равой правило: следует считать, что с первого дня работы школьный учитель предупрежден - если будет плохо работать, его могут вскоре уволить.

Возникает вопрос: почему по отношению к учителям проявляется такая жесткость?

Талмуд отвечает: ошибки учителей, если их не исправлять, могут закрепиться в сознании школьников. А обучение детей - наивысшая ценность и требует особого внимания.


11.О4.02

Лист 22

Продолжая тему о праве накладывать “вето” на различного рода деятельность, Талмуд отмечает, что жители города на законных основаниях могут не разрешить иногороднему открывать свой бизнес в пределах их населенного пункта, если это ставит под удар местную торговлю.

Впрочем, из этого общего правила есть исключение. Иногородние разносчики женских украшений имеют право осуществлять свою деятельность, даже если в городе есть ювелирные магазины. Такое “послабление” разносчикам вытекает из постановления, которое принял Эзра (предводитель евреев, вернувшихся из Вавилонского изгнания в Эрец Исраэль в 327 г. до н.э.)

Эзра принял десять постановлений, направленных на улучшение жизни общества. И среди них такое:

Разносчики женских украшений должны иметь право беспрепятственно приходить в населенные пункты, чтобы у женщин была возможность в глазах мужей выглядеть красивыми.

Казалось бы, если Эзра вынес решение, почему Талмуд как будто бы подтверждает его? Разве слова великого Эзры, автора одной из книг Танаха, то есть — пророка, нуждаются в подтверждении?

Однако дело в том, что Талмуд обсуждает одну тонкость: каких именно “разносчиков женских украшений” имел в виду Эзра — тех, кто ходит из города в город, или таких, кто открывает в населенном пункте ювелирный магазин?

Обсудив детали, Талмуд делает вывод: продавать в городе украшения разносчик может, но открывать свой ювелирный магазин здесь ему запрещено.

Далее Талмуд приводит весьма поучительную историю (описанные здесь события относятся к 4-му веку).

Рав Дими привез свой товар (сушеный инжир) в город, в котором проживал административный руководитель вавилонских евреев. Этот руководитель сказал Раве (один из крупнейших Учителей того времени): “Разузнай, настоящий ли Учитель этот рав Дими. Если это так, пусть продает свой инжир у нас в городе (там и без него местные жители торговали инжиром), если нет — на торговлю здесь разрешение он не получит…”. Этот вопрос был так важен потому, что считается, что появление в городе настоящего Учителя всегда приносит пользу.

Чтобы выполнить поручение, Рава отправил к раву Дими своего ученика, которого звали Ада бар Аба. И вот рав Ада бар Аба задал раву Дими слишком сложный вопрос, и тот не смог сразу на него ответить.

Торговать в городе раву Дими запретили. Мало того, рав Ада бар Аба высокомерно разговаривал с ним… А пока рав Дими ждал водный транспорт, чтобы увезти товар в другой город, инжир испортился.

Пришел рав Дими к великому Учителю раву Йосефу (учителю Равы) и пожаловался:

— Смотри, что сделали мне!

— Всевышний не простит им, — ответил рав Йосеф.

И рав Ада бар Аба умер.

Потрясенные его смертью, собрались Учителя и стали обсуждать, кто в этом повинен.

Очевидно, что Ада бар Аба поступил плохо, очень плохо. Но неужели его поступок был достоин смерти?!

Учителя старались вспомнить, кто из них ранее мог нехорошо подумать о Аде бар Абе, понимая, что он умер от того, что их мысленное порицание могло сложиться со словами рава Йосефа.

Учителя знали, что истинную причину смерти надо искать а Небесных сферах.

Абайе (коллега Равы) вспомнил, что плохо подумал о Аде бар Абе, узнав, что тот рекомендует идти в ученики к своему Учителю Раве, а не к нему, Абайе.

Рава вспомнил, что был огорчен, узнав, что Ада бар Аба в мясной лавке пытался сделать покупку без очереди (ведь тот был его учеником).

Рав Нахман бар Ицхак вспомнил, что на конференции раввинов Ада бар Аба пересказывал ему, раву Нахману, содержание предыдущей лекции, чтобы тот мог лучше преподнести свой урок. И вот пришло время урока рава Нахмана, а Ады бар Абы все еще не было. Тут рав Нахман и произнес в сердцах: “Он, что — умер?”. Конечно, слова эти были сказаны не всерьез, но все же…

Талмуд делает вывод: причиной смерти стала фраза рава Нахмана.

Эта история учит нас с вниманием относиться к словам. Ибо слова, особенно произнесенные Учителями, имеют огромную силу…


12.О4.02

Лист 23

Талмуд возвращается к основной теме второй главы - какова мера свободы действий владельца на собственной площади (участке земли), если постройки на ней могут нанести ущерб соседу?

В Мишне, например, сказано:

Тот, кто строит голубятню, обязан разместить ее на расстоянии (не менее) 50 амот (25 метров) от окраины города. Точно также, тот, кто строит голубятню на своем участке, обязан обеспечить расстояние до соседского участка не менее 50 амот.

Это постановление имеет резонное обоснование: известно, что для того, чтобы клевать зерно, голуби летают на территории в радиусе 25 метров от своей голубятни, не более.

Далее Талмуд переходит к обсуждению проблемы, имеющей глубочайший научный смысл. Вплоть до сегодняшнего дня эта проблема разбирается в самых серьезных журналах, посвященных математическим вопросам.

Попробуем объяснить, в чем состоит ее суть.

Возьмем, к примеру, некий город. Очевидно: большинство людей, которые в конкретный момент находятся на его улицах - горожане. Хотя среди них могут попадаться и жители деревень, приехавшие в город по делам.

Точно также в деревне. Вероятность, что прохожий, появившийся на деревенской улице - горожанин, невелика.

Теперь допустим, что не в городе и не в деревне, а, скажем, в поле мы встречаем человека. Если этот человек скажет, что направляется домой (пока мы не знаем - куда), и мы видим, что по одежде он похож на горожанина, вероятность, что он отправится в деревню - ничтожна.

Теоретически он, конечно же, мог для отдыха временно снять дом в деревне. Но мы все равно будем считать, что он пойдет в город, если не услышим от него обратное.

В Торе этот принцип обозначен словом ров (большинство). На нем основаны многие опросы общественного мнения. Когда, например, люди, проводящие опрос, звонят по телефону в район, в котором в основном живут люди определенного социального слоя, предполагается, что ответивший абонент тоже принадлежит этой группе.

Допуск ошибки подобных опросов не превышает 5 процентов.

Однако существует и другой принцип, который назван словом каров (близкий). Согласно этому принципу, следует считать, что найденный или встреченный объект принадлежит ближайшему к месту встречи региону.

Положим, мы видим - в поле спит человек. Если это поле расположено неподалеку от города, мы считаем его горожанином, если оно - ближе к деревне, считаем его деревенским жителем.

Этот принцип тоже используется в опросах общественного мнения (а это - целая наука и при том - очень сложная). Когда ставится задача - исследовать мнение определенной социальной группы, опрос проводят на улицах, ближайших к местам проживания представителей этой группы. По таким улицам, естественно, ходят разные люди, и по их внешности практически нельзя распознать, к какой группе населения они относятся. И тем не менее, принцип каров позволяет считать, что статистически на избранной для опроса улице мы будем наверняка встречать искомые объекты.

Может показаться, что данная проблема не представляет особой трудности и уж тем более не требует исследований в толстых научных журналах.

Однако наши Учителя, рассматривая ее на много сотен лет вперед, задаются вопросом: какой из этих двух принципов «надежнее»?

О том, какие выводы сделали наши Учителя, поговорим на следующем листе…


13.О4.02

Лист 24

В обзоре предыдущего листа мы обозначили проблему выбора между принципами ров и каров (см. на сайте обзор листа 23). Речь идет о высоком уровне вероятностей, которая исчисляется в первом случае - на основании принципа ров (большинства), во втором - определяется принципом каров (наибольшей близости к тому месту, где статистически вероятность встречи с изучаемым объектом достигает максимальной точки).

Что делать, если логика ров противоречит логике каров?

Мишна приводит случай, который служит основой для построения всего рассуждения:

Птенец голубя, найденный (в месте, расположенном на расстоянии) меньше 50 амот (25 метров) от голубятни, принадлежит владельцу голубятни. Если его нашли (в месте, которое) удалено от голубятни (на расстояние) более 50-ти амот, он принадлежит тому, кто его нашел.

Если птенец найден в точке между двумя голубятнями, он принадлежит владельцу ближайшей голубятни.

Комментатор Талмуда Раши (раби Шломо бен Ицхак; Франция, 11-й век) разъясняет, что последняя фраза Мишны ведет речь о птенце, который оказался на расстоянии, которое меньше 50 амот от каждой из голубятен.

Раби Ханина (амора - Учитель Талмуда первого поколения; жил в начале 3-го века в Эрец Исраэль) определяет: в случае конфликта между ров и каров, следуем принципу ров, то есть - принципу «большинства».

В приведенной ситуации с потерявшимся птенцом это означает: если в одной из двух голубятен больше голубей, чем во второй, птенец принадлежит владельцу первой, даже если он найден ближе к голубятне, в которой меньшее количество птиц.

Решение раби Ханины принять не просто. Ведь сказано в Торе: если между городами обнаружен убитый человек, публичную церемонию «очищения от вины» за смерть человека обязаны провести власти ближайшего к тому месту, где найден убитый, города (см. в книге Дварим гл. 21, ст. 1-9). При этом, факт, что в данном городе никто, скажем, не только не знал убитого, но даже и не слышал о нем, в расчет не принимается.

Тора говорит прямо и ясно: руководители ближайшего города. Следует ли из этого указания, что Тора не учитывает, что другой, более отдаленный город может иметь большую численность населения? Если сделать такой вывод, получается, что принцип каров имеет большую силу, чем принцип ров.

Возражая раби Ханине, постановившему, что принцип ров предпочтительнее, Талмуд приводит порядка десяти аргументов.

Среди тех, кто, проведя тончайший анализ и взвесив разнообразные факторы, высказывает свои доводы, находим самых великих Учителей Талмуда. Это - Рав и Шмуэль (первое поколение), раби Ирмия и раби Зейра (второе поколение), Рава и Абайе (четвертое поколение).

Для чего так важно назвать это созвездие имен? Чтобы показать, что наши Учителя придавали этому вопросу большое значение, ибо знали, как она важна для определения многих законодательных проблем будущего.

И мы уже говорили в обзоре предыдущего листа, что в 20-м веке крупнейшие умы, занимавшиеся теорией вероятностей и математической статистикой, «ломали копья», обсуждая проблему, решение которой еще в 3-м веке вывел раби Ханина.

Какое же постановление выносит практический закон (ѓалаха)? Ѓалаха следует решению раби Ханины.

Однако дебаты на этом не закончились. Вплоть до составления Кодекса еврейских законов (Шулхан Арух) крупнейшие раввины Испании, Франции и Германии (11-15 вв.) продолжали обсуждать нюансы этого решения. Само решение определено в Талмуде, и, следовательно, Истина установлена. Но нюансы оставались открытыми для анализа.


14.О4.02

Лист 25

Очередная Мишна определяет, какие места, в которых человек осуществляет свою деятельность, следует отделять от города, чтобы неприятные запахи не достигали жилищ горожан.

В Мишне читаем:

Места захоронения животных, кладбища и кожевенное производство - отделяют на расстояние не менее 50 амот (25 метров).

Далее уточняется: запрещено строить кладбище и кожевенное предприятие с той стороны города, откуда постоянно дуют ветры.

Раби Акива говорит: с любой стороны, кроме западной.

Талмуд сразу же берется за обсуждение последней фразы. И задается вопросом: почему исключение составляет именно западная сторона? Что имел в виду великий раби Акива?

Приводится здесь и другой вариант высказывания раби Акивы: «…кроме западной, ибо здесь она постоянна».

Гемара пытается понять, что означает слово «она». Быть может - ветер? На иврите ветер - руах, женского рода.

Но ветры дуют со всех сторон, и предположение, что именно с запада они дуют постоянно, было бы неверным.

Раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда; жил в 3-м веке в Эрец Исраэль), который мог достигать высочайшего духовного уровня, неоднократно беседовал с самим пророком Элиягу, сказал: «она» - это Шехина (ощутимое Присутствие Творца).

Талмуду трудно согласиться с этим утверждением. И в самом деле. Известно, что Всевышний - повсюду.

Раби Ошайя (коллега составителя Мишны, великого раби Иегуды а-Наси) сказал: в книге Нехемия (Танах), гл. 9, ст. 6, говорится: «Ты, Творец, Ты - единственный, кто сотворил Небо (духовный мир), и все (кто населяет духовный мир) склоняются перед Тобой».

В этой длинной фразе не сразу ясна связь между словами «Ты - единственный» и «все склоняются», но, обнаружив эту связь, понимаешь, что речь здесь идет о том, что из любой точки Вселенной, из любой точки мира, идет духовная информация к Творцу. И, следовательно, способность ощущать Его Присутствие не связана с определенной стороной света.

Талмуд приводит еще несколько аргументов, подкрепляющих этот вывод.

Например, рав Шешет (амора - Учитель Талмуда в Вавилоне; конец 3-го века), который был слепым, просил своего помощника - «поверни меня для молитвы в любую сторону, кроме востока; и не потому, что там нет Шехины, но потому, что в сторону Востока молятся идолопоклонники».

Запад и здесь не выделен, а восток, по мнению рава Шешета, «плох» лишь потому, что обращенная к востоку молитва внешне может расцениваться как некая дань уважения идолопоклонническим религиозным верованиям.

Далее Талмуд углубляется в астрономические и астрологические проблемы, анализируя последствия того, что земная ось наклонена.

Мы узнаем, например, что север символизирует материализм (как в хорошем, так и в плохом смысле). Узнаем, что со времен разрушения Храма атмосферные явления изменились.

Здесь снова встречаем высказывание раби Иегошуа бен Леви. Во время молитвенной медитации, - рекомендует он, - склонись в южную сторону, и ты откроешь каналы постижения Мудрости.

Как же так? - спрашивает Талмуд. Ведь именно раби Иегошуа говорил, что Шехина - на западе. И в этом случае очевидно, что молиться надо в сторону запада.

И уточняет: во время молитвенной медитации в сторону юга следует сосредоточиться мысленно.

Но в какую сторону все-таки надо повернуться, читая молитву? Ответ однозначен: не в сторону запада или юга, а - в сторону Эрец Исраэль (Земли Израиля). А если человек находится в Израиле - в сторону Иерусалима, то есть - в сторону Храма (сегодня - Храмовой горы).

Что же имел в виду раби Акива?

Он подразумевал, что запад - место, куда склоняется материальный свет солнца, место, где сосредоточена особая Духовность. Поэтому предприятия, производственный процесс которых предполагает возникновение дурных запахов, а также - кладбища, нельзя размещать на западной стороне. Из уважения к Духовности особого порядка (Шехине).

И все-таки Талмуд не остается с утверждением, что Шехина - всюду. Не мог раби Акива говорить что-то просто так. Не мог раби Иегошуа бен Леви четко сформулировать, что Шехина - на западе, если бы за этим не скрывался определенный смысл.

Всевышний, естественно - повсюду, и Его Присутствие, естественно, можно ощущать, повернувшись в любую сторону света. Но вспомним о планировке Иерусалимского Храма со строго обусловленным, по «соображениям» Высшего духовного порядка, расположением составляющих его частей. Вход в него был - с восточной стороны. От входа - к западу уровень святости постепенно нарастал, так, что Кодеш Кодашим (Святая Святых) находилась на западной окраине Храма.

В Устной Торе сказано, что часть стены, окружавшей Храм, никогда не будет разрушена, Шехина находится с ней. И нас уже не удивит, что эта часть - Западная, та, которая сохранилась до наших времен. На иврите она называется Котель, по-русски ее часто (и, кстати, неправильно) именуют Стеной Плача.

Всевышний, разумеется - всюду, но Он сотворил мир таким образом, что каждая сторона света «заряжена» своим смыслом, а западная сторона содержит в себе особый потенциал для Шехины.

 

 Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

82

83

84

85

86
87

88

89

90

91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176

Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра

Введение

Один человек может нанести ущерб другому какактивными действиями, так и бездействием в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте Введение).

Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайтеВведение).

Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи.И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.

Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы

Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает.

Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей?

Кто имеет право наследовать земельные участки?

Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батразавершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Мне близок Ваш недавно размещенный на сайте видео-ответ…


Поиск по сайту:


Зачем Яакову — клятва?


Награда — за уважение…


Что «интересует» Всевышнего?


Не оставь нас в старости


Разве Яаков не узнал внуков?


Для кого — Грядущий мир?


Надо ли сообщать причину отказа?


Маленькие добрые дела

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля