МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

19.04.2024, 11 Nisan, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА БАТРА



Трактат Бава Батра

09.О6.02

Лист 81

Талмуд продолжает анализировать тему продажи имущества.

В новой Мишне читаем:

Тот, кто приобрел два дерева в саду, землю вместе с ними не приобретает (после того, как купленные деревья высохнут, у покупателя не может быть никаких территориальных претензий).

Раби Меир говорит, что с покупкой двух деревьев (человек) приобретает и землю. Если со временем деревья разрослись, владельцу участка запрещено обрезать их (несмотря на то, что тень от них мешает расти посадкам под ними, ибо эта земля принадлежит владельцу деревьев).

Все, что со временем вырастет из ствола дерева, принадлежит покупателю, то что произрастет из его корней - продавцу, - продолжает Мишна. - Но если человек купил три дерева, вместе с ними приобретается и земля под ними. (В этом случае), если деревья разрослись, у продавца есть право обрезать их, так как он продал лишь ту землю, которая была под деревьями в момент продажи. Все, что произросло из этих деревьев, принадлежит покупателю. Если деревья высохли, земля (на которой они росли) остается за покупателем.

Обсуждая возможности приобретения земли под деревьями, Гемара поднимает тему приношения бикурим («первинок»), непосредственно связанную с владением землей, на которой эти первые плоды урожая выросли.

Чтобы лучше понять проблемы, анализируемые на этом листе, сделаем небольшое отступление.

Как нам известно, народ Израиля разделен на несколько групп. Каждая группа имеет свой уровень «посвященности» и выполняет ту или иную духовную работу, определенную для нее Торой. Так коэнам и левитам полагалось служить в Храме и обучать народ Торе. Исраэль (те, кто колену Леви не принадлежали), в свою очередь, имели обязанность передавать определенную часть собранного урожая в пользу Храма, коэнов и левитов. Это отделение части урожая носит названия - трумот (приношения) и маасрот (десятины). Не отделив положенную часть, плоды урожая, выращенного на Земле Израиля, нельзя есть.

По сути, в скрытой форме выращенные на Земле Израиля плоды тоже подразделяются на группы. В частности, бикурим, о которых идет речь на нашем листе, это «первинки» от семи видов плодов, которыми славится Эрец Исраэль. Их передают коэну, произнося при этом определенный фрагмент из текста Торы, в котором человек благодарит Всевышнего за урожай. Здесь, на нашем листе, и обсуждается вопрос, при каких обстоятельствах нужно приносить бикурим и произносить эти слова.

Итак, обсуждая приведенную выше Мишну, Талмуд сопоставляет ее с другой Мишной:

Купивший два дерева в саду приносит бикурим и не читает текст. Раби Меир говорит: приносит и читает.

По существу, обе Мишны как будто бы несут одну и ту же информацию. И в той и в другой «камень преткновения» - владение землей. Ведь в тексте, который полагается читать при передаче бикурим коэну сказано: «…которые принесем из земли своей».

Однако тогда возникает вопрос: зачем нужна эта вторая Мишна? Ее содержание, на первый взгляд, со всей очевидностью вытекает из первой Мишны. Если покупка двух деревьев не означает, что вместе с ними приобретена земля, стало быть, и слова из Торы произносить не надо. А если человек приобретает землю (по раби Меиру), он должен прочесть из.

Значит, вторая - «лишняя» Мишна? Но ведь в Талмуде не бывает лишних фраз, а уж тем более лишней Мишны в принципе быть не может.

Это свидетельствует о том, что вторая Мишна говорит о чем-то другом. О чем же?

Гемара выдвигает предположение, что во второй Мишне раби Меир вообще не связывает проблему приношения бикурим с фактом владения землей. Он просто сообщает нам, что с его точки зрения, человек может принести в Храм, передать коэну и прочитать благодарственный текст из Торы даже в том случае, если сам он не вырастил плоды и купил их, скажем, на базаре.

Чью же сторону принимает ѓалаха (закон): раби Меира или большинства Учителей?

Ѓалаха выводится на основе высказывания большинства Учителей - купивший два дерева землю не приобретает… Грань Истины, увиденная раби Меиром, остается Истиной мировоззренческой, на которой невозможно выстроить практический закон. Ибо, как решили потом Учителя Талмуда, раби Меир был способен проникать в такие глубинные пласты Знания, которые пониманию его коллег не всегда доступны.

Далее Гемара обсуждает высказывания большинства Учителей, которые говорят, что при покупке одного-двух деревьев земля не приобретается. И выдвигая вопрос, на чем основано их установление, приходит к выводу: Учителя руководствуются правилом, что при наличии сомнений, нельзя отбирать у владельца имущество. Но если вся ситуация вызывает у них сомнения, то, возможно, и плоды, выросшие на купленных деревьях могут не считаться бикурим. А, следовательно, запрещено вносить их на территорию Храма - «простые» плоды не приносят в Храм.

Но как же тогда осуществлять процедуру приношения бикурим?

Талмуд предлагает такой выход: плоды необходимо посвятить Храму. Однако плоды-бикурим коэны должны съесть. А в этом сомнительном случае в плодах может не быть достаточного для коэнов уровня святости. Как быть?

Талмуд отвечает: после посвящения надо выкупить плоды и деньги передать в Храм. Тогда плоды съедят коэны.

На этом Гемара не останавливается и расширяет границы проблемы.

Допустим, плоды - не бикурим. От них все равно следует отделять трумот (приношения) и маасрот (десятины). А потом, в соответствии с законом - передать отделенные плоды тем или иным людям.

Трума в любом случае предназначается коэнам. Маасер шени (вторую десятину) человек может передать любому еврею (а, значит, и - коэну, в том числе). Главное, чтобы эти плоды были съедены в Иерусалиме. Даже маасер ани (десятину для неимущих) тоже можно отдать коэну. При условии, что этот коэн - беден. Но что делать с маасером ришон (первой десятиной), которую, согласно Торе, следует передать левитам?

Оказывается, что и маасер ришон тоже можно передать коэнам. По двум причинам. Во-первых, как отмечает Талмуд, в Танахе, в разных местах, коэны 24 раза называются левитами. Во-вторых, Талмуд приводит такой факт: после возвращения из Вавилона и строительства Второго Храма великий предводитель еврейского народа - Эзра передал право пользования маасером ришон от левитов - коэнам, наказав таким образом левитов за то, что они отказались вернуться домой из галута.

Нежелание вернуться из галута в Израиль, как видим - отнюдь не безобидная вещь.


10
.
06.02

Лист 82

Наш лист выдвигает странную, на первый взгляд, тему - кому принадлежит мой сад?

Обычно, прежде чем исследовать то или иной явление, ученые классифицируют его, разбивают на составляющие, в каждой из которых действует определенный закон. Этот закон как будто бы ясен и точен. Однако углубленное изучение проблемы показывает, что он перестает быть таким однозначным, обозначенные им границы теряют четкость.

Проводя свою классификацию, Тора дает законы - по дням Творения, выделяя минеральный, растительный, животный мир и мир человека. Наука следует этой классификации.

Но рассмотрим конкретный пример. Никто не будет возражать, если мы скажем, что цветок существует по законам растительного мира. Но тут мы вдруг обнаруживаем, что этот цветок заманивает и поедает насекомых. Значит, мы должны отнести его к миру животных? Но все животные, как известно, имеют свойство двигаться. А наш цветок лишен такой возможности, его корневая система в почве удерживает его на одном месте...

То есть в данном случае мы имеем дело с явлением, границы которого в выявлении его принадлежности к определенному виду размыты.

Такого рода свойствами успешно пользуются, к примеру, политики. Легкое, едва заметное смещение нечетких границ того или иного понятия, перестановка акцентов в выгодном для них направлении позволяет им давать событиям порой прямо противоположную, по отношении к первоначальной, оценку.

Примерно то же самое происходит и в судах. Используя неточности в границах понятий, адвокат и обвинитель, каждый в свою пользу, разворачивают перед судом различные картины событий. А в результате подсудимый с равным успехом может быть представлен и как невинная жертва и как злодей.

Теперь нам понятно, почему Талмуд на своих страницах так много места отводит уточнению границ тех или иных определений.

В частности, на нашем листе Гемара уточняет намеченную в Мишне (см. на сайте обзор листа 81 нашего трактата) границу владений хозяина сада и человека, который купил в этом саду два дерева.

Напомним, что земля под этими деревьями, как говорилось в Мишне, покупателю не принадлежит, а, стало быть, если деревья высохнут, у покупателя не может быть к хозяину сада никаких территориальных претензий. При этом он, покупатель, сможет забрать высохшие стволы, а корни деревьев останутся владельцу участка.

Где начинается ствол, и где кончаются корни? - спрашивает Гемара.

Все, что доступно солнечным лучам, называется стволом, - говорит раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век). - Все, что недоступно - корнями.

Такое решение Учителей, - возражает Гемара, - может толкнуть слабого человека на нечестный поступок. Допустим, одно из его деревьев стелется по земле. Он присыпает в каком-то месте ствол землей и заявляет, что теперь в этом саду ему принадлежат три дерева, а, значит, согласно Мишне, и земля под ними.

Как же Учителя могли принять такое решение, которое открывает возможность мошенничать?

Но вспомним текст все той же Мишны, приведенной на предыдущем листе, и обратим внимание на фразу, в которой говорится, что в случае, если дерево разрастается, его новые ветви принадлежат хозяину дерева.

Но что это нам дает?

А вот что. Владелец земли в такой ситуации может заставить хозяина дерева обрезать «лишние» ветки и забрать их из сада, скажем, на дрова.

Далее Гемара переходит к обсуждению той части Мишны, где говорится: при покупке трех деревьев приобретается и земля под ними. И задается вопросом: каковы границы этой приобретенной земли?

Владельцу трех деревьев в саду. - уточняет раби Йоханан, - принадлежит земля под их кронами, земля - между этими деревьями, участок земли вокруг них, достаточный для сбора плодов, которые дают эти деревья.

Но ведь известно, - высказывает свою грань Истины раби Элазар (ученик и коллега раби Йоханана), - что человек, поле которого окружено полями, принадлежащими другому хозяину, не имеет права пользоваться проложенной через чужое поле дорогой к своему участку. Он приобретает это право, лишь заплатив за него. Может ли быть такое: на дорогу, без которой обойтись невозможно, права нет, а на площадку вокруг дерева для сбора урожая право предоставляется? Ведь и без этого клочка земли вполне реально собрать урожай с дерева - стоя под его кроной или взобравшись на его ветви.

Попутно отметим, что, продав в своем саду два дерева и оставаясь, согласно Мишне, владельцем земли под ними, хозяин участка обязан создать покупателю необходимые для ухода за деревьями и их использования условия. В том числе - предоставить право ходить по ведущей к ним дорожке.

И в этом есть более глубокий, духовный смысл. Наши Учителя говорят: если человек понимает, что его «деревья» (вспомним, что дерево символизирует сущность человека) находятся на «участке» Хозяина Вселенной, Он, Хозяин, проявляет заботу и создает все условия для того, чтобы «деревья» росли, давали плоды, чтобы с них можно было собирать «урожай». Но стоит человеку решить, что «участок» принадлежит ему, он в тот же миг лишается Хозяйского попечительства.

Но вернемся к обсуждению размеров земельного надела, который, купив три дерева, приобретает вместе с ними покупатель. Быть может, Мишну, которая предполагает, что владелец сада должен передать покупателю столько земли вокруг дерева, сколько требуется для того, чтобы было удобно собирать урожай, составил раби Акива? Ведь именно он говорил о щедрости «глаза» продавца, который уступает покупателю право пользования и дорогой и этой частью своего сада вокруг проданных деревьев, о которой мы сейчас ведем речь.

Но если он столь щедр, почему тогда в Мишне сказано, что покупатель, по требованию хозяина сада, должен срезать разросшиеся ветви?

Дело здесь в том, что чересчур длинные ветки, заслоняя солнечный свет, могут погубить хозяйские посевы или значительно уменьшить урожай, который они способны дать. Тут и самый щедрый хозяин не согласится терпеть такой ущерб. Что же касается дорожки к деревьям и прилагаемого к ним участка (для удобства покупателя), пользование ими не вредит саду.


11
.
06.02

Лист 83

Гемара продолжает обсуждение совсем не большой по числу фраз, но чрезвычайно емкой, как выясняется, Мишны, помещенной на 81-м листе нашего трактата (см. на сайте обзор листа 81). В ней говорится, в частности, что при покупке трех деревьев человек вместе с ними приобретает и землю, которая находится под ними и между ними.

Понятно: для того, чтобы рассматривать проданный клочок земли как целое, необходимо, чтобы проданные деревья росли на небольшом расстоянии друг от друга. Но даже если это так, то вопрос, об участке какого размера может идти речь, все равно остается.

Будем иметь в виду, что ощущение цельности участка зависит не только от того, насколько близко друг к другу стоят деревья, но и от особенности ландшафта. Одно дело, согласитесь, - зажатый между скалами клочок земли, другое дело - участок, являющийся частью бескрайних просторов. Кроме того, важную, если не определяющую, роль в подобных расчетах играет величина крон деревьев и т.п.

Однако для того, чтобы сформулировать ѓалаху (закон) Гемара здесь, как и во многих других случаях, вынуждена отрешиться от факторов субъективного свойства и руководствоваться лишь геометрическими параметрами.

Но выбор и этих параметров совсем не так прост. В Мишне о размерах участка не говорится. И именно это умалчивание дает нам намек, подсказку по поводу того, каким способом мы можем рассчитать пределы прилагаемого к деревьям участка.

Прежде всего, мы должны предположить, что об этом сказано где-то в другом месте. В Торе есть фраза, которая звучит так: «На поле твоем не высевай растения разных видов»

Это выведенное Торой правило подтверждено ѓалахой, которая уточняет: нельзя одновременно сеять на одном поле пшеницу, рожь и виноградные зерна. Однако в Мишне (трактат Килаим) говорится: если между рядами кустов винограда больше чем 16 амот (ама - примерно 50 см), такой виноградник не считается единым целым, и между рядами можно сеять пшеницу.

Эти 16 амот и стали «точкой отсчета» для выявления максимального расстояния между нашими тремя деревьями.

Что же касается минимального, тут за основу принято простое рассуждение: полем считается лишь такой участок земли, который можно распахать. Ширина плуга - 4 амы (2 метра). Это и есть минимальное расстояние между деревьями.

По обыкновению, наметив основные контуры ѓалахи, Гемара принимает какое-либо решение. При этом нередко более детальные уточнения оставляются для обсуждения Учителей последующих поколений.

Приведем несколько примеров.

Допустим, человек купил три дерева. Два из них растут на участке одного владельца, третье - в саду соседа. Предстоит выяснить: приобрел ли он землю между деревьями?

Или, положим, между двумя деревьями и третьим - водоем или - какая-то часть общественного владения. Как быть в этом случае?

На эти вопросы Гемара готовых ответов не дает.

В одном из заключительных фрагментов нашего листа Гемара спрашивает: как должны быть расположены деревья, чтобы земля под ними могла принадлежать покупателю - в линию или треугольником?

Земля под тремя деревьями приобретается покупателем, только если они растут «треугольником» по отношению друг к другу, - делают вывод Учителя.

Отметим, что в конце обсуждаемого нами листа Талмуд приводит Мишну, определяющую условия покупки тех или иных частей животного. Здесь говорится, что при приобретении мяса животного, каждая из частей рассматривается отдельно, сама по себе, и не может включать в себя какую-либо другую.

Однако при продаже частей мелкого рогатого скота ситуация меняется. Здесь уже действует другое правило: если покупается какая-либо важная часть мелкого животного, приобретаются и второстепенные его части. В обратной ситуации правило теряет силу.

Например, если человек покупает голову, к ней прилагаются и ноги животного. Но, покупая ноги, голову он не приобретает.

При этом Талмуд подчеркивает, что подобные правила действительны лишь в той местности, где других правил не существует. Если, скажем, в каком-либо городе заведен свой порядок, надо следовать ему, а не Мишне нашего листа.


12.О6.02

Лист 84

На нашем листе рассматриваются условия продажи, включая те случаи, когда сделку можно отменить — один из ее участников допустил невольную или намеренную ошибку:

Тему, как обычно, задает Мишна:

При продаже существует четыре случая:

  1. Покупал хорошую пшеницу, но она оказалась плохой — у покупателя есть право расторгнуть договоренность.

  2. Покупатель приобретал плохую пшеницу, а она оказалась хорошей. В данном случае продавец может аннулировать сделку.

  3. Если достигнута договоренность о продаже пшеницы определенного сорта и качества, и приобретен именно этот сорт, ни одна из сторон не имеет права отменить сделку.

  4. Приобреталась “солнечная” пшеница, но оказалась — “белой” или — наоборот; договаривались о покупке дров из одного вида дерева, а они оказались — из другого; договаривались о продаже вина, а в емкостях оказался уксус или — наоборот. (Во всех перечисленных в этом пункте случаях) любая из сторон имеет право расторгнуть договоренность.

Рассмотрим последовательно каждый из пунктов.

В первом речь идет, по сути, об обмане. В момент продажи продавец, скорее всего, подменил пшеницу. На следующий день пшеница, допустим, поднялась в цене, и продавец тоже оказался пострадавшей стороной. Но и тогда у него нет права аннулировать сделку. Это право сохраняется лишь за обманутым покупателем.

Во втором случае обсуждается ситуация, когда покупателю удалось убедить продавца, что пшеница, которую он ему предлагает, недостаточно хороша. И вот сделка совершена, а продавец наводит справки и выясняет, что продал пшеницу отличного качества. Тем временем пшеница на рынке дешевеет, и покупатель понимает, что “потерял” деньги. Но аннулировать сделку он не может. Это право — за обманутым продавцом.

Пункт третий. Допустим, покупатель говорит продавцу, что хочет купить “плохую” пшеницу и, соответственно, получает зерно не лучшего качества. Но вот сделка совершена, а он не удовлетворен. И предъявляет продавцу претензию: я, мол, собирался купить хорошую пшеницу и называл ее “плохой” лишь для того, чтобы сбить цену. Так поступает любой покупатель... Или обратная ситуация: продавец, отдав покупателю хорошую пшеницу (как договаривались), спохватывается и идет на попятную: собирался, мол, продать “плохую”, но называл ее “хорошей” лишь с одной целью — поднять на нее цену, что вполне естественно для любого продавца... Однако каждый из них, будь то продавец или — покупатель, сказал то, что сказал, и сделка обратной силы не имеет.

И, наконец, ситуации (пункт четвертый), когда обе стороны получают право отказаться от сделки, ибо для каждой из них ее результат может оказаться неожиданностью.

Гемара, обсуждая Мишну, приводит высказывание рава Хисды (амора, один из крупнейших Учителей Вавилона, осуществлявший свою деятельность на рубеже 3-4 веков): “Продавец продал товар за пять (денежных единиц), а пока покупатель выяснял у специалистов его реальную рыночную цену, стоимость товара поднялась до восьми (единиц), и, несмотря на то, что в проигрыше оказался продавец, только покупатель может аннулировать сделку, потому что изначально он был обманут”.

Эти слова совпадают с Мишной, с тем ее пунктом, где идет речь о ситуации, когда покупатель приобрел пшеницу худшего качества, нежели предполагал, и, хотя цена на пшеницу поднялась и продавец, таким образом, потерял в деньгах, право на отказ от сделки есть только у покупателя. Какую же новую мысль в таком случае внес рав Хисда в Мишну?

Гемара дает разъяснение. Пользуясь терминологией Талмуда, скажем, что “рука обманутого — сверху”, то есть мы должны верить его трактовке событий, если не будет доказано обратное. Но тогда мы могли бы совершить ошибку, подумав, что он вправе отменить сделку даже в том случае, если сказал, что покупает “плохую” пшеницу лишь для того, чтобы снизить цену, подразумевая при этом, что хочет купить зерно высокого качества.

И тут уточнение рава Хисды приобретает принципиальное значение. Ведь никто не станет утверждать, что хотел купить товар, который стоит пять денежных единиц, за шесть.

Анализируя четвертый пункт Мишны — о “солнечной” и “белой” пшенице — рав Папа (один из крупнейших Учителей Талмуда, ученик великого Равы; 4-й век) выдвигает вопрос: если один сорт пшеницы называют “белым”, следует ли из этого, что второй — “солнечный”, то есть красноватого цвета.

Объясняет Талмуд: речь идет о том, что в разное время дня солнце окрашивает пшеницу по-разному. В частности, на восходе, отражаясь от пшеницы, солнечный свет придает ей красноватый оттенок.

Мы рассматриваем свет как физическое явление. Из законов физики следует, что на восходе и на закате солнце выглядит красным, потому что в это время его лучи проходят по касательной к поверхности земли, и в плотных слоях атмосферы им приходится проделывать более длинный путь, нежели в середине дня, причем — в “красных частотах”.

Талмуд же предлагает неожиданный для нас взгляд на явление. Цвет солнца, когда оно всходит, обусловлен тем, — утверждает Талмуд, — что его лучи, проходя на востоке сквозь розы в Ган Эдене (Райском саду), окрашиваются красным. На закате же — задевают Геинам (низший этаж Будущего Мира, где души получают наказание и очищаются).

Как понимать такое объяснение?

Рамбам (Маймонид) дает к этому такой комментарий. Он говорит, что существует несколько уровней понимания подобных высказываний. На первом — они воспринимаются буквально. На втором — как некая аллегория, выражение сути духовных явлений посредством символики материального мира. На третьем — постигается мысль, что слова Торы — первичные духовные понятия, которые воплощаются в земном мире в конкретные материальные объекты и явления.

Возьмем, к примеру, выражение “рука Всевышнего”. Под ним подразумеваются определенные духовные качества. Но в нашем, материальном мире мы говорим об этом как о руке человека, который создан “по образу и подобию” Творца. Или мы, допустим, говорим, что один человек видит мир в “розовом цвете”, а другой — в “мрачных тонах”. И это позволяет нам понять, на что ориентирован внутренний мир этих людей.

Но попробуем разобраться, какое отношение имеет восток к Райскому саду. Разве духовный мир связан с географическими понятиями?

Учителя и комментаторы Талмуда, авторы Тосафот (Франция и Южная Германия. 12-14 вв.) выдвигают вопрос: почему Гемара отмечает, что Райский сад расположен на востоке? Ведь в Торе, в книге Берешит, сказано, что те, кто был изгнан из Ган Эдена (первый человек Адам, его сын Каин), уходили на восток.

И отвечают: в Берешит говорится, что восточная часть мира находится “рядом” с Ган Эденом.

Отсюда мы понимаем, что духовный мир, несомненно, связан с географическими понятиями. Но это, естественно, не означает, что он находится в определенной географической точке. Когда мы говорим, что какое-то место — город, например, наполнено духовностью, следует понимать, что в этом городе материальные объекты и, в первую очередь люди, обладают повышенной способностью воспринимать Небесную духовность.

В Торе, например, есть упоминание о том, что “глаза” Всевышнего от начала до конца года устремлены на Землю Израиля, точнее — на Иерусалимский Храм — место Шхины (Присутствия Творца). В наше время, когда Третий Храм еще не отстроен, через то место, где он будет стоять (здесь же стояли Первый и Второй Храмы), поднимаются в Небо все наши молитвы.

Известно также, что души усопших уходят из этого мира через пещеру Махпела (город Хеврон), место захоронения наших праотцев.

Интересно отметить, что с момента прихода евреев в Эрец Исраэль сюда сразу же переместился центр изучения Торы. То же самое произошло и потом, когда отстроили Второй Храм, несмотря даже на то, что из Вавилона вернулась лишь небольшая часть еврейского народа. Это произошло и теперь, в наши времена. Самые выдающиеся учителя Торы живут сейчас в Эрец Исраэль, хотя по численности евреев Израиль пока и уступает Америке.

Эти факты свидетельствуют о существовании понятия — миграция духовного мира.

Автор текста Ханох Лернер

 


13
6.02

Лист 85

Как уже говорилось в обзоре листа 76, определить момент завершения сделки, суть которой - купля-продажа, не так уж просто. Ведь речь идет о факте изменения принадлежности предмета, его связи с владельцем. Какое-то время он принадлежал продавцу, потом будет принадлежать покупателю.

В жизни не все происходит гладко. Нередко бывает, что по ходу развития событий неожиданно появляются те или иные непредвиденные обстоятельства. Скажем на предыдущем листе (см. обзор листа 84) речь шла об изменении цен незадолго до или сразу же после продажи.

Возникает вопрос: может ли одна из сторон отменить свое решение, причем, так, чтобы и общество не осудило, и перед судом не предстать, и не получить наказание Небес?

Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, нет. Здесь, прежде всего, необходимо точно определить понятия - «приобрел», «купил» и т.п. Ибо очевидно, что человек, который еще не приобрел вещь, имеет одни права, если уже купил - совершенно другие.

Эта проблема подразумевает явления космического, небесного свойства (см. на сайте обзор листа 76), а также - весьма земного, практического.

К примеру, покупка по кредитной карточке по телефону окончательной сделкой не считается. Она как бы «расщеплена» на несколько этапов: сообщение номера кредитной карточки, пересылка товара, достака товара заказчику, подтверждение факта, что он, товар, соответствует условиям договоренности и т.д. И на каждом этапе у продавца и у покупателя есть свои, от этапа к этапу трансформирующиеся, права и обязанности.

Мишна (помещена на предыдущем листе, но обсуждается на этом) определяет некоторые параметры задачи:

Если продавец продает продукцию (фрукты, овощи), и (покупатель) взял ее в руки (точнее, сдвинул с места), то, хотя он даже не взвесил, он ее приобрел.

(Если продавец) взвесил продукцию (для покупателя), но (покупатель) не сдвинул ее с места, он ее не приобрел.

Действие, когда продукт сдвигается с места, называется мешиха. Мешиха - один из способов завершения сделки - приобретения товара. Значение термина более подробно объясняется в обзоре листа 76 (см. также обзор листа 45 трактата Бава Мециа).

Существуют и другие способы завершения сделки. К примеру, если продавец привез товар на двор покупателя, точнее, в любое его частное владение, сделка завершена, даже если покупатель не дотронулся до товара.

Недвижимость (земельный участок) «тесно связан» с владельцем, поэтому акт доставки товара в пределы частной собственности покупателя приравнивается к действию - «взял товар в руки».

Раскрывая эту идею, Талмуд проводит весьма тонкий анализ сущностного статуса земельного участка, который лишь временно (условно) принадлежит покупателю.

Речь здесь идет вот о чем. Человек стоит на улице и объявляет: на ближайшие десять минут земля в радиусе 2 метра вокруг меня принадлежит мне. Насколько абсурдно подобное заявление?

Выясняется, что в нем есть определенный смысл. Представим, что некто стоит на улице. Другой человек подходит к нему и сознательно останавливается рядом. Он до него не дотрагивается, но расстояние между ними - в волос. Первый, допустим, отодвинулся, а второй - снова приблизился, точно приклеенный... В этой ситуации первый человек имеет полное право объявить, что второй «посягает на его территорию, угрожает его спокойствию и чуть ли - не жизни». Хотя, повторим, этот второй человек ни разу не дотронулся до первого и не мешал ему передвигаться с места на место.

Теперь мы понимаем, что объявление части территории улицы, площади и т.п. - своей, имеет некое, вполне резонное обоснование.

Детально анализируя проблему, Талмуд проводит классификацию видов подобных территорий, подразделяя их на улицы, по которым ходит много людей, переулки-тупики, общие, но не проходные дворы и т.д. И в каждой отдельной ситуации права человека (в нашем случае -покупателя) - различны. А это означает, что и сделка (купля-продажа), совершаемая методом, назовем его - «участок приобретает», будет расцениваться по-разному.

То, что, на первый взгляд, казалось «абстракцией» или даже - абсурдом, теперь обретает очертания интересной практической и небесно-космической задачи.


14
6.02

Лист 86

Что имеет большую силу - сосуды (емкость для размещения товара) или территория (участок земли), принадлежащая одной из сторон?

Допустим, продавец перекладывает свой товар в емкость покупателя, но эта акция производится во дворе продавца. Завершена ли таким образом сделка?

С одной стороны, товар оказался во владении (емкости) покупателя. Но он, впрочем, до товара так и не дотронулся. И участок земли, на котором это происходило, ему не принадлежит.

С другой стороны, сосуд (емкость) можно рассматривать как «часть покупателя», а, следовательно, товар оказался в его владении.

Точно также возможна и другая ситуация. Продавец пришел, к примеру, во двор покупателя и принес ему, скажем, фрукты, но уложил их в свой сосуд.

С одной стороны, фрукты, пусть в сосуде продавца, но все же находятся на территории покупателя.

С другой - покупатель до них не дотронулся, и они все еще находятся в емкости продавца.

Итак, спрашивается, какое из двух обстоятельств: принадлежность участка земли или сосуда, перевешивает - определяет факт завершения сделки?

Талмуд, опираясь на Мишну (см. обзор предыдущего, 85-го листа) вводит еще один фактор - взвешивание или измерение объема продукции. И это позволяет приблизиться к решению проблемы.

Взвешивание плюс принадлежность участка земли... Объединившись, эти два фактора уже сравнимы по «силе владения» с «весомостью» сосуда (емкости).

Допустим, продавец пришел во двор покупателя и взвесил для него товар. Эти обстоятельства, вероятно, дают основание сказать: то, что произошло между покупателем и продавцом, «похоже» на завершение сделки. Однако очевидно, что покупатель до товара не дотрагивался и в собственную емкость его не перекладывал.

Но мы уже говорили, что сам факт, что продавец взвесил товар на территории покупателя, приближается по значению к факту принадлежности емкости - покупателю. Подчеркнем: как только продукция попадает в нее, сделка считается завершенной.

Подведем итог. Все выше сказанное свидетельствует о том, что сделку завершает мешиха, когда покупатель перемещает товар, ибо это демонстрирует его интерес к продукции, стремление овладеть ею. Манипуляции продавца со своим товаром, даже ради покупателя, такой силы не имеют.

Однако Талмуд на этом не останавливается и напоминает нам и о другом способе приобретения товара, который называется hагбаhа (для удобства мы используем здесь буквы латинского алфавита). Значение этого термина - поднять вверх, приподнять (подробнее см. на сайте обзор листа 45 трактата Бава Мециа).

Более того, Талмуд отмечает, что именно hагбаhа и есть основной, главный способ приобретения. И первым способом - мешиха (когда объект продажи тянут, тащат или сдвигают с места) пользуются при окончательном «оформлении» сделки лишь в том случае если этот объект слишком тяжел (груженая телега, крупное животное и т.п.).

С позиции мировоззренческой, которую мы рассматривали в обзорах предыдущих листов, особенно - в конце обзора 76-го листа нашего трактата, это понятно.

Мешиха, безусловно, обнаруживает стремление человека «соединиться» с объектом. И это, само по себе - убедительный индикатор, определяющий желания души.

Но hагбаhа, в отличие от мешиха, подразумевает не только перемещение объекта в сторону покупателя, но и его «поднятие» вверх.

Суть этого действия объясняет, почему в случае, если есть возможность заключить сделку и тем и другим способом, hагбаhа не просто предпочтительней, но - единственно законный окончательного «оформления» киньяна (приобретения). Иначе говоря, мешиха просто становится нарушением установленных правил.

Дело в том, что для Творца акт простого перемещения объекта не достаточен. Ему важно, чтобы предметы нашего мира возвысились, приблизились к Небу, насыщаясь большей духовностью. Поэтому, чтобы вступить в права владения, мало лишь испытывать желание приобрести предмет. Необходимо еще и поднять его, возвысить.

Именно так и сформулирована ѓалаха в практическом законодательстве. А мы уже понимаем и ее более глубокий, космический смысл.


15
6.02

Лист 87

Этот лист демонстрирует нам, какую тактичность и тонкость в градации нюансов проявляет Устная Тора, анализируя проблему реализации принципа истинной Справедливости.

Вчитаемся в текст очередной Мишны:

Если в процессе продажи вина или оливкового масла цена (на эти продукты) поднялась или упала, (прибыль получает или терпит убытки) продавец, если (в момент изменения цен) сосуд (емкость) еще не был заполнен. Если (цены изменились), когда сосуд уже был заполнен, (в выигрыше или проигрыше оказывается) продавец...

Если продавец (разносит масло или вино отдельным клиентам, торгует им вне своей лавки, скажем, на улице, наполняя сосуд покупателя), он должен наклонять черпак над емкостью, чтобы (кроме основного содержимого) из него вылилось еще три капли (масла или вина). Все, что осталось на стенках черпака (сверх трех капель) принадлежит продавцу. (Но если) продавец (торгует вином или маслом) в магазине, он не обязан наклонять черпак, чтобы вылились (дополнительные) три капли, (ибо в противном случае он будет задерживать всю очередь, и покупатель правильно поймет его и не будет в обиде).

Эта Мишна разбирает, по сути, две проблемы, связанные с реализацией принципа установления полной Справедливости.

Первая - изменение цен в момент совершения акта продажи. Бывает ли такое в жизни? Тот, кто ответит на этот вопрос отрицательно, просто не знает, что такое «гиперинфляция». Так в экономике называют явление, когда цены за месяц вырастают на десятки, а то - и сотни, процентов. Практически это выражается в том, что стоимость того или иного товара может ощутимо подскочить каждый день, в любую минуту.

В 20-м веке такую инфляцию в 20-30-х годах переживала Европа, в 80-е - Израиль, совсем недавно «гиперинфляция» поразила Аргентину. Очевидцы рассказывают, что, к примеру, в супермаркете покупатель брал товар с полки по одной цене, а на выходе, у кассового аппарата, обнаруживал, что ему придется заплатить - другую.

Содержание нашей Мишны, в сущности, развивает тему предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 86), где обсуждались нюансы «приоритета» и роли сосуда (емкости) покупателя или продавца. Учитывая сделанные прежде выводы, на нашем листе Талмуд выдвигает закономерный вопрос: о чем же говорит Мишна, если известно, что сам факт, наполнен сосуд или нет, кому бы он ни принадлежал (покупателю или продавцу), не имеет значения?

В самом деле. Анализируя лист 86, мы выяснили, что продавец, наполнив для покупателя принадлежащий ему (продавцу) сосуд маслом или вином, товар свой еще не продал. И если цена на него в этот момент вдруг поднялась, покупатель может просто не приобрести его и не будет в убытке. Не в накладе покупатель и в том случае, если сосуд принадлежит ему (покупателю). Как только товар попал в его емкость, содержимое принадлежит ему, и скачок цен его уже не касается. В аналогичной ситуации оказывается и продавец, если цены падают. На его прибыль, вне зависимости от того, кому принадлежит сосуд, не влияет факт, наполнен сосуд или нет в момент снижения стоимости товара.

Почему же Мишна акцентирует внимание именно на этом обстоятельстве: наполнен сосуд или нет?

Дело в том, что Талмуд вводит здесь еще один фактор, оказывающий влияние на процесс купли-продажи. Точнее, вводит новый персонаж - торговца-посредника.

Допустим, посредник одолжил черпак или сосуд, либо и то и другое. Это меняет ситуацию. Ведь наши «инструменты» торговли теперь не принадлежат ни покупателю, ни продавцу.

Опустим интересное рассуждение о роли посредника в торговле, о его правах и обязанностях. И перейдем к обсуждению второй части Мишны.

Здесь, как видим, демонстрируется строгий учет товара (вина или масла) - с точностью до трех капель. Такая «мелочность» может, вероятно, показаться нам излишней. Однако Талмуд здесь дает нам урок: ты волен по своему усмотрению распоряжаться собственным имуществом, но щедрость за счет другого - недопустима.

Обратим внимание, что Мишна проводит различие между ситуациями, когда продавец торгует товаром на улице, где очередей к нему, как правило, не бывает, и - в магазине, куда приходит много людей. Приняв точку зрения покупателя, спросим: какая ему (покупателю) разница, на улице или в магазине он потеряет «свои законные» три капли масла? Ведь мы только что говорили: щедрость хороша и необходима, но - не за счет другого. Это - общее правило и от обстоятельств не зависит. Почему же Мишна «пренебрегает» интересами покупателя?

Вся тонкость тут в том, что Мишна учитывает состояние души человека, и именно - покупателя. Ведь даже если ему важны эти три капли масла или вина, он все равно будет обеспокоен тем обстоятельством, что за ним стоит очередь, а продавец должен потратить на него дополнительно минуту, стоя с наклоненным над сосудом черпаком и ожидая, когда с него стекут последние три капли. В такой ситуации покупатель, безусловно, простит стоимость этих капель продавцу. И, следовательно, решение Мишны справедливо.

Ну, а если не простит?.. И вообще, имеем ли мы право на абсолютную уверенность в том, что покупатель непременно захочет «войти в положение» продавца?

И действительно. Раби Иегуда (Учитель Мишны, ученик великого раби Акивы; 2-й век) говорит, что разрешить продавцу пренебречь «правилом трех капель», то есть позволить ему оставить их себе, можно лишь в пятницу. Ибо в этот день, перед шаббатом, покупатель торопится и уж точно простит продавцу стоимость трех капель, будь то - масло или - вино.

Гемара делает вывод: беспокойство раби Иегуды, что покупатель может почувствовать себя обиженным, не лишено оснований, однако в своем рассуждении он заходит чуть дальше, чем следовало бы. И ѓалаха (практический закон) в результате берет за основу видение Истины, выраженное текстом Мишны.

Нам же остается еще раз обратить внимание на то, в какие глубины проникает мышление Учителей - в их стремлении к Истинной Справедливости.

 

Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

82

83

84

85

86
87

88

89

90

91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176

Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра

Введение

Один человек может нанести ущерб другому какактивными действиями, так и бездействием в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте Введение).

Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайтеВведение).

Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи.И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.

Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы

Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает.

Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей?

Кто имеет право наследовать земельные участки?

Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батразавершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Она обманывает его. По бытовым мелочам…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля