Гитара
Переживания героев
произведения таят в себе
возможность по-новому
взглянуть на личность его
автора…
НАБОКОВ
И МОРАЛЬ
Ключ
к Набокову, человеку
Джейн
Боуман
Можно
ли судить о человеке по
созданному им вымыслу?
Принято считать: если не все
произведение, то хотя бы его
часть, это — сам автор.
Если
это так, Владимир Набоков,
хотя бы в какой-то степени,
был просто чудовищем. Как
иначе он мог написать свою
знаменитую “Лолиту”, как мог
вдохнуть жизнь в
исключительно аморальный
характер Гумберта ?
Только
извращенное сознание и
черствое сердце могли
побудить человека с таким
дружелюбием, сохраняя
человеческий облик героя,
рассказывать о похищении
девочки и об интимных
отношениях с ней.
Набоков
настолько достоверен в своем
реализме и черном юморе, что у
Гумберта наверняка, да-да,
наверняка был реальный
прототип, или, по крайней мере,
в этом образе обнажается один
из срезов души автора.
Допущение,
что Набоков — весьма
извращенный тип, крутилось в
общественном сознании, когда
“Лолита” впервые была
опубликована. Когда на экраны
вышел одноименный фильм, оно
возникло вновь.
Набоковские
описания сексуальных
аномалий воспринимались
столь сердечными — на грани
симпатии, что трудно поверить,
что человек с чистыми
помыслами мог такое написать.
Однако,
Набоков оказался, семейным
человеком с доброй, “интеллигентной”
душой. А кроме того он был коллекционером
бабочек
и
большим любителем шахмат.
Увлекался
рисованием, и никакой страсти
к несовершеннолетним не
испытывал.
Убедительные
детали характера Гумберта
возникли не из жизненного
опыта Набокова. Они — плод
его писательского
воображения. То, что Набоков
сумел воспроизвести характер,
диаметрально отличающийся от
его собственного —
свидетельство его таланта.
—
Как
всякий великий художник, —
говорит Харвей Крепнек,
профессор английской
литературы университета
Святого Михаила и
университета Торонто, —
Набоков боролся с тенденцией
многих людей подходить к
литературе “с неправильными
идеями”, как выразила это
знаменитая американская
писательница Вирджиния Вульф.
Однажды Набоков сказал: “Литература
— это новизна. Вымысел – это
вымысел”. Если мы сумеем
уловить интонации
раздражения во второй фразе,
мы сможем ее понять. Люди
всегда хотят побольше узнать
об авторе и делают
неправильный вывод, что
произведение искусства –
это,
некоторым образом,
топографическая карта
авторской души.
Поэтому
искать самого Набокова в
созданных им характерах,
значит, стрелять мимо цели.
Ключ к Набокову-человеку в “Лолите”
и многих других его
произведениях есть. Но искать
его нужно не в кровавых
следах насильника и убийцы.
Да, отпечатки пальцев
Набокова действительно можно
найти во всех его
произведениях.
Существует
ли связь между Гумбертом-извращенцем
и Набоковым-коллекционером?
Гумберт
поглощен страстью к Лолите.
Но, реализуя свою страсть, он
разрушает то, что делает
Лолиту столь желанной – ее
невинность. Да, Набоков,
который описывал горькие
последствия поведения
Гумберта, и сам играл в эту
игру: восхищение — убийство.
Страстный коллекционер
бабочек, Набоков восхищался
этими хрупкими прелестными
созданиями. Но потом он
убивал их, хранил и
каталогизировал.
Конгломерат
ощущения власти с
чрезвычайной
эмоциональностью можно
обнаружить и в других
аспектах жизни Набокова…
Набоков
был способен и к расчету, и к
романтичности. Но вместо того,
чтобы разрываться между
двумя противоположными
качествами своей личности, он
легко перелетал от одной к
другой и часто с успехом
сочетал их брачными узами.
Одна из
его публикаций, например,
озаглавлена так: “Поэмы и
проблемы”. Это сборник, в
котором помещены 53 его
стихотворения и 18 шахматных
задач, которые он сам
придумал. Такая комбинация
искусства и стратегии — ключ
к пониманию не только
набоковского стиля работы, но
и к пониманию сущности этого
человека.
Во
многих набоковских
произведениях огромную роль
играют воспоминания и мечты.
Легко проследить
гумбертовскую страсть к
Лолите, отношения с которой
были внезапно прерваны ее
ранней смертью. Его увлечение
Лолитой во многом —
отчаянная попытка оживить
память.
Главный
герой набоковского романа “Пнин”
тоже мучается
воспоминаниями. Старый
русский профессор,
иммигрировавший в Америку,
Пнин страдает от любви к
своей бывшей жадной жене,
которая манипулировала им
ради денег. Но он также хранит
в своей памяти образ девочки,
которую любил, когда был
молодым, девочки, которая
погибла во время войны: “Чтобы
существовать рационально,
Пнин учил себя... никогда не
вспоминать Миру... Необходимо
забыть, потому что человек не
может жить с мыслью, что эти
глаза, эта улыбка... были
брошена в душегубку в
концентрационном лагере”.
Подобный
сценарий находим в
набоковской автобиографии “Говори,
память”. Он пишет о своей
юношеской любви, Тамаре. Хотя
потом он был счастлив в
семейном союзе с женой, Верой,
он вспоминал Тамару нежно и
болезненно. Это его,
набоковская Мира. Он
вспоминает свою случайную
встречу с Тамарой с “сокрушительным
сожалением”. И пишет, что
даже его попытки
анализировать детали этой
встречи не успокаивали его:
“...отчужденные заметки на
полях не могут затмить
чистоту боли”.
—
Набоков
верил, что, искусство как
природа (и здесь он просто
заимствует идею Оскара
Уайльда) — “восхитительная
система раскрытия и вуалей, —
говорит Керпнек. — И, как
Уайльд, он верил, что художник
просто “следует влечению
природы”, создавая из
простого материала магию”.
—
Искусство,
как говорил викторианский
критик Мэттью Арнольд, — не “аллегория
состояния ума. Это — нечто
иное”, — добавляет Керпнек.
“ Лолита”
Набокова, вобрав в себя
человеческие переживания,
человеческие страсти и
обратив их на то, чтобы
создать антипод человечности,
имеет постоянный
читательский успех.
Набоковское мастерство, его
талант блестяще
манипулировать словами и
идеями, дало жизнь монстру.
Творение
извращено. Но не извращен тот,
кто вызвал его к жизни...
Джейн
Боуман
fмериканский
литературовед.
Статья
подготовлена
для
издательского дома “Time–Warner”
|