Джек
Коэн любит рассказывать историю, как женщина пришла к Альберту Эйнштейну за
советом по поводу профессии своего очень способного, на ее взгляд, сына. «Юноша,
— говорила она, — не знает, кем ему быть: ученым или — художником». «Ваш сын —
творческая личность?» — спросил Эйнштейн. «Безусловно», — ответила
посетительница. «В таком случае, из него получится хороший ученый…».
Похоже, и сам Джек Коэн воспользовался советом Эйнштейна.
Он вырос в Ист-Энде, восточной части Лондона, в районе, где жила в основном
беднота. Однажды, когда он еще был ребенком, ему подарили небольшую книжку о
Винсенте Ван Гоге, с репродукциями картин. Книга произвела на мальчика такое
сильное впечатление, настолько захватила его, что долгие годы, мечтая о будущем,
он представлял себя только художником.
— У меня и теперь много общего с Ван Гогом, — шутит Джек Коэн. — Во всяком
случае, мои картины, как и его при жизни — не продаются.
В старших классах школы он изучал живопись, брал уроки рисования. Но потом,
по его выражению — «оставил это на медленном огне». Почти на 30 лет.
— К тому времени, когда настала пора выбора профессии, я уже знал, что
искусством трудно прокормиться, — рассказывает Коэн. — И решил, что сначала надо
приобрести «твердую» специальность, а уж потом...
Потом были долгие годы серьезной учебы в одном из университетов Америки.
Затем — должность научного сотрудника в исследовательском Центре штата Мэриленд.
Но «первая любовь» не забылась, не ушла в небытие. В свободное от работы время
он посещает студии живописи при художественной галерее «Коркоран» в Вашингтоне и
в еврейском общинном центре в Роквилле (город в центральной части штата
Мэриленд).
Научная деятельность Коэна требовала постоянных контактов с людьми. Занятия
живописью дарили уединенность, которой ему так не хватало в повседневности.
Внутренний эмоциональный баланс он восстанавливал за мольбертом.
Вернуться всерьез к пластическому искусству ему удалось лишь в начале 1990-х
годов. И совсем не потому, что у него появилось свободное время. Нет, как раз в
тот период он, получив должность профессора, преподавал на факультете
фармакологии университета Джорджтауна, работал в онкологическом Центре и
возглавлял проект исследований в области молекулярной биохимии в национальном
научном Центре Арлингтона (Вирджиния). Однако Джек Коэн все острее ощущал, что
накопленный за годы огромный багаж впечатлений нуждается в выходе. Его
необычайная трудоспособность, самодисциплина и организованность позволили ему
выкраивать на живопись, если не дни, то уж, по меньшей мере — часы.
Неверно было бы говорить, что искусство и наука — «полярные» сферы
человеческой деятельности. И то и другое — творчество, в основе которого —
внимание к каждой «детали», умение концентрироваться не только на главном, но и
на «мелочах», как будто бы на первый взгляд, несущественных, на самом же деле
способных воссоздавать целостную картину того или иного явления.
— Ученому важно осознавать, что мы смотрим на мир не глазами, но — разумом, —
говорит Коэн. — То же свойство необходимо и художнику. С той разницей, что в
процессе восприятия реальности у художника участвует и душа. И если развивать в
себе этот тип видения, начинаешь замечать «скрытое». Видишь то, на что раньше не
обращал внимания. Видишь, например, казалось бы, неуловимую игру световых бликов
на человеческом лице, ощущаешь предзакатные превращения света в тени…
В 1964 Коэн в ходе реализации совместной научной программы впервые едет в
Израиль и два года работает в институте Вейцмана. В 1966-м он возвращается в
Соединенные Штаты. Но мысль о переезде в Израиль с тех пор не покидает его.
Принять такое решение оказалось очень непросто. Тогда же, в 1966-м он
попытался найти в Израиле постоянную работу. Но — безуспешно. Прерывать карьеру
ученого ему не хотелось.
В
1983 году на родину предков уезжают родители его жены. В 1991-м — дочь Мирьям
(теперь она с мужем и тремя детьми живет в Беэр Шеве и работает адвокатом).
Поехать за ней? А как же сын Шимон и внучки (дочери Шимона), которые остались в
Калифорнии?..
«Зеленый свет», по выражению Джека, наконец, зажегся перед четой Коэнов в
1993 году. Ему предложили возглавить научный проект в израильском медицинском
технологическом Центре имени Хаима Шиба при больнице Тель а-Шомер.
— В Израиле я почувствовал себя на месте, — продолжает рассказ Джек Коэн. И
самое интересное — обрел истинную свободу. И дело не только в том, что у меня
появилось больше времени на занятия живописью. Но, скорее, в том, что здесь у
моего творчества появилось «новое измерение». В моей жизни начался совершенно
иной, необыкновенный период. И сам я приобрел какое-то новое, неведомое прежде
качество. И это, конечно же, находит свое отражение в картинах. Меня вдохновляет
чарующая красота разнообразной израильской природы, люди, с которыми я общаюсь…
За семь лет жизни в Израиле я написал намного больше работ, чем за 20 лет в
Америке. Отпала необходимость оправдываться перед собой. Ведь раньше я,
«забрасывая» живопись, испытывал беспокойство и твердил себе — «это не надолго»,
а за мольбертом — переживал, успею ли завершить научную работу в срок…
Когда человек — талантлив, когда он испытывает непреодолимую тягу к
творчеству, его способности могут проявиться в самых разных областях
человеческой деятельности. Яркий наглядный пример тому — жизнь Джека Коэна. И
остается лишь удивляться, как ему удается вместить реализацию своих столь
разнообразных идей замыслов в общее для всех людей временное пространство.
За годы службы науке он сумел написать и опубликовать порядка 250 научных
работ по биохимии, фармакологии и онкологии. В том числе — пять книг и подробные
аналитические обзоры научной литературы, помогающие ученым сориентироваться в
океане специальных публикаций.
Кроме этого, Коэн написал автобиографический роман о еврейском ребенке,
детство которого в 50-е годы прошлого столетия проходило в одном из восточных
районов Лондона. И — серию коротких рассказов по впечатлениям, которые произвел
на него Израиль.
Ну и, конечно же — живопись, «первая любовь», которая никогда не покидает
его. В своих картинах он рассказывает людям о красоте самых простых, обыденных
вещей. О том, какое эмоциональное богатство можно найти в отброшенной деревом
тени, в свете, струящемся сквозь жалюзи. О том, как прекрасно все, что окружает
нас в мире…
В Израиле у Джека Коэна было несколько персональных выставок.