В наши неспокойные времена в искусстве
многих стран
В наши неспокойные времена в
искусстве многих стран, Израиля, Америки и
России — в частности, новый смысл обретают
поиски положительного героя. Каким он
должен быть сегодня? Чем может привлечь
уставшую от разномасштабных стрессов и
пресыщенную всякого рода зрелищами публику?..
С этих позиций интересен опыт
московского режиссера Марка Захарова,
который извлекает современное звучание
высокого идеала из далекой истории. Яркий
пример такого переосмысления, сближения
эпох — спектакль “Шут Балакирев”.
Режиссерские “выводы” Марка
Захарова можно принимать или оспаривать.
Очевидно одно: его новая работа,
представленная на зрительский суд в конце
прошлого сезона — неординарное явление
театральной жизни. И не только российской...
РАЗГОВОР
НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ
Михаль Арье, журналист
В ряду московских премьер прошлого
театрального сезона, быть может, самой
яркой стала премьера спектакля Марка
Захарова (по пьесе Григория Горина) “Шут
Балакирев”. Российская пресса единодушно
— что редко бывает в наши времена — дает
этому спектаклю высшую оценку. Критики
называют новую работу Захарова поистине
замечательным явлением. Разноголосая, даже
самая взыскательная публика утверждает:
этот спектакль обязательно нужно смотреть.
“Шут Балакирев” — не первое обращение
Марка Захарова к российской истории. И
каждому, кто знаком с его творчеством, ясно:
Захарова не интересует историческая
констатация — “так было”; главное для него
— высказаться на “животрепещущую” тему
современности. Высказаться так, чтобы его
окрашенный звучной метафорой голос был
слышен в мощном полифоническом хоре
современной действительности.
“Продукт”, созданный творческой мыслью
этого талантливого режиссера, всегда —
самостоятельное произведение. На
театральных подмостках (как, собственно, и в
кино) он использует литературу как трамплин
для прыжка в духовную реальность. Его
режиссерский камертон безошибочно находит
нужную тональность, определяющую, как
правило, неожиданный для зрителя лейтмотив
театрального действия, густо замешанного
на серьезности, иронии, романтике и
многозначности.
Захаров многозначителен во всем: в каждом
актерском жесте, в каждой сценографической
детали... Быть может, именно поэтому его
постановки так привлекательны.
С первых реплик спектакля “Шут Балакирев”
зритель перестает быть сторонним
наблюдателем и становится соучастником
режиссерского замысла. Захаров умеет
заставить аудиторию вместе с персонажами
пьесы анализировать ситуации, дышать
атмосферой сцены, перемещаться в
пространстве и времени.
Однако ошибочно было бы предполагать, что
он отправляет зрителей в “свободный полет”.
Одно из главных качеств захаровского
режиссерского таланта — умение овладеть
зрительскими эмоциями настолько, что
каждый находящийся в зале с готовностью
воспринимает четко сформулированную
мастером глобальную мысль — то, ради чего
он выстраивал метафорическое здание.
Тема нового спектакля Захарова “Шут
Балакирев” — подлинное служение Родине. Тема
извечная и для художественного воплощения
чрезвычайно сложная, если не сказать — опасная.
С театральных подмостков Захаров говорит о
том, что истинный патриотизм — свойство
неординарной личности, способной подняться
над национальными предрассудками и мелкой
конфронтацией. Таково его “авторское”
видение проблемы, в данном случае —
приложимое к конкретной российской
реальности. Наверное, именно этой высокой
ноты в общении на уровне искусства не
достает сегодня россиянам, напичканным
около художественной возней вокруг
отталкивающей неизвращенные умы
сиюминутности. Наверное, именно такого рода
напоминание о гражданском долге способно
сегодня
проникнуть в очерствевшие российские
сердца, хотя бы ненадолго освежить мозги,
затуманенные хлынувшим на театральные
подмостки потоком псевдогероики убийств,
клановых разборок и прочих видов насилия.
Захаров, “весь в белом”, взламывает
затворы камер духовного вакуума и
выпускает народ в эмоциональные просторы
глубоких идей и высоких идеалов.
Долг гражданина, по-настоящему преданного
своему отечеству — одна из основных тем
всего творчества Марка Захарова. Невольно
вспоминается поставленный им на заре “перестроечной”
эпохи музыкальный спектакль “Юнона и Авось”
(стихи А.Вознесенского, музыка Алексея
Рыбникова). Это театральное действо
потрясло зрителей своей необычностью,
искренностью высокой пробы, романтичностью,
красотой человеческих чувств. Но тогда
перенесение слишком уж серьезного для
российского обывателя разговора на
нейтральную историческую почву прозвучало
как “авангард” на “эзоповском” языке. И,
видимо, не случайно.
Своими ушами слышала, как сокрушался по
поводу спектакля привычный к штампам
советской героики чиновник из надзирающего
за развитием культуры учреждения: “Неужели
в такой важный, переломный для советского
общества момент нельзя было найти
достойного произведения современных
советских авторов?!”.
Мелкий чиновник, “бдительностью”
зарабатывающий на хлеб, не удосужился даже
поинтересоваться, кто и когда написал “Юнону
и Авось”. И на его обескураживающий
невежеством риторический вопрос можно было
ответить только вопросом: “Андрей
Вознесенский и Алексей Рыбников, простите,
— какой век?”.
Зачем же теперь, во времена творческих
свобод, когда армия “укорачивающих языки”
цензоров благополучно ушла на покой,
понадобилась Захарову нейтральная полоса?
Свобода для деятелей российского
искусства обернулась тяжким испытанием.
Некоторые, даже признанные мастера в
открытых боях за право стать фаворитами
публики спасовали, обнаружив
несостоятельность. Марк Захаров экзамен
успешно выдержал. Сегодня всем, у кого еще
были на этот счет какие-то сомнения, ясно,
что его обращение к сказке или далекому от
современности историческому периоду не
имеет ничего общего с попытками припрятать
истину. Для Захарова это — своего рода
художественный прием, созвучный с его
внутренними идеалами. Как во многих его
театральных постановках и кинофильмах,
исторический фон спектакля “Шут Балакирев”,
несмотря на конкретный адрес,
воспринимается абстракцией, что позволяет
режиссеру избежать в столь важном для него
разговоре фальши и сентиментальщины. Все
здесь — естественно, все — правда.
Большую смысловую нагрузку несет в
спектакле образ царя Петра. Роль Петра
исполняет артист театра и кино Олег
Янковский. В его творческой биографии
множество заметных ролей. Но в этом
спектакле он близок к вершинам “лицедейства”.
По мнению критиков, он “никогда не достигал
такой серьезности и значительности”.
Следует, вероятно, добавить: в этой
многогранной роли он неоспоримо убедителен
и, как всегда, обаятелен.
Своей блистательной игрой в “Шуте
Балакиреве” Николай Каранченцев в
очередной раз продемонстрировал, что его
стихия — театр. В гораздо большей степени,
чем кино. При том, что и в кино Караченцев —
среди лучших и наиболее известных актеров.
Александр Збруев, Александра Захарова...
Перед публикой актерский ансамбль, занятый
в новом спектакле “Шут Балакирев”, с
виртуозной легкостью воплощает
режиссерские замыслы.
Это, наверное, и есть истинное мастерство.
Когда тяготы нелегкой актерской работы,
ошибки, просчеты и неудачи остаются за
кулисами, когда каждое движение, каждый
звук служат единой цели — стремлению к
высоким идеалам...
|