Своим искусством он проникает за пределы времени и пространства
Своим
искусством он проникает за пределы времени и
пространства. Ему, человеку и философу, недосуг
размышлять о славе... Его картины словно возникают сами
по себе, от прикосновения краски к холсту и фанере. И
таким образом являют свету художника по имени Бедя Майер...
ОТКРЫТКИ ИЗ РАЯ
Елена Макарова
С Бедей мне посчастливилось встретиться в
1996 году. Случилось так, что, подбирая работы для
выставки “Культура и варварство” в Стокгольме, я нашла
акварель некоего Лео Майера, написанную в концлагере “Терезин”.
Готовя экспозицию, я искала информацию об авторах. Жизнь
Лео были представлена лишь датами: 1900–1944 гг.
И
произошло чудо. Лео Крамар, сын Лео Майера, случайно
узнав, что выставлена работа его отца, из маленького
шведского городка, где он жил, приехал в Стокгольм и
привез письма и фотографии. На одном из снимков был
запечатлен импозантный мужчина в шляпе, стоящий у
мольберта.
— Это Бедя, младший брат отца, — объяснил
Лео Крамар, — Он пропал во время войны. Поиски его не
увенчались успехом. А теперь уж и искать поздно.
Оказалось — не поздно. Мы нашли Бедю
Майера в Герцлии, в доме престарелых. Лео Крамар с женой
прилетели в Израиль. И мы все вместе отправились
навестить Бедю и его жену Хану.
Так, через 55 лет, благодаря случайно
найденной акварели, произошло объединение семьи. А я
встретилась с необыкновенной личностью, художником Бедей
Майером.
Бедржих (Бедя) Майер родился в 1906 году
в Ходонине. Семья Майеров держала постоялый двор.
Бедя Майер рассказывает:
-
Лео здорово рисовал. Я рисовал скверно.
“Взял бы рисунок у брата, получил бы грамоту”, — жалел
меня учитель. В четвертом классе меня прорвало.
Учитель, профессор Ливора, взял мои рисунки и говорит:
“Этот жиденок творит чудеса!”. Школа у нас была
большая. Мы с Лео были единственными евреями среди
700-т лютеран и католиков.
В шестом классе мне пришлось бросить
учебу. Отец умер, брат изучал архитектуру в Праге, сестра
вышла замуж и уехала в Вену.
Я продолжал рисовать. Трактир жил своей
жизнью, я — своей. Я брал краски и до обеда уходил на
пленер.
Я пошел к Лиовре и сказал: “Возьми меня к
себе работать”. Ливора согласился. Он научил меня
многому.
Лео нравились мои работы. И он повез их
Тилле — профессору Пражской академии художеств. Профессор
сказал Лео: “Если бы твой брат приехал в Прагу, я принял
бы его на мастер-класс”.
Уехать в Прагу я не мог. Матери — 60 лет,
не оставишь одну. Да еще — трактир...
В войну русские освобождали Ходонин.
Бомба разорвалась рядом с нашим домом. Сгорели все мои
картины...
В 30-е годы я работал графиком в
издательстве Сынека. Мы выпускали издания с офортами.
Сынек знаменит тем, что впервые издал “Швейка”. С
иллюстрациями Лады.
Лео был поглощен архитектурой и всегда
строил что-то из ряда вот выходящее. Построил, например,
виллу режиссеру Авербуху на Брандове. Помню черный
линолеум — нечто футуристическое, лестницу из стекла...
Мама выжила в Терезине, хотя ей было
тогда 78 лет... Лео убили...
Идиллия
кончилась в марте 1939, когда фашистские войска вступили
в Ходонин. Бедя перебрался в Прагу, где “Э-Халуц” и
другие еврейские организации пытались подпольно
отправлять евреев в Палестину. В конце 39-го Бедя вместе
с большой группой евреев оказался в Братиславе, на
сборном пункте.
450 молодых евреев жили в общежитии,
рассчитанном на 100 человек. Их охраняла словацкая
полиция, так что, фактически они были в заключении.
Еврейская община оплачивала жилье и еду. Здесь Бедя
познакомился со своей будущей женой — Ханой...
В несносных условиях молодежь ждала
полгода. В конце июля 40-го года почти полторы тысячи
беженцев втиснули в три маленьких прогулочных пароходика
и отправили вниз по Дунаю. В румынском порту Сулина
пересели на “Атлантик”, греческий углевоз, кое-как
приспособленный для провозки пассажиров. И опять —
теснота, антисанитария, плохое питание... Более
подходящих условий для тифа не придумаешь. И он
разразился, унося жизни каждый день. На Йом Кипур дошли
до Стамбула, где должны были получить еду, воду и
топливо. Но турки причалить не разрешили. Лишь маленький
катерок подошел к “Атлантику” и доставил дары от
стамбульских евреев.
Вскоре “Атлантик” оказался в Средиземном
море — без угля, с полуголодными больными пассажирами на
борту. Началась война, и немецкие подлодки стали шнырять
по Средиземноморью. На счастье, после долгих недель
дрейфа их заметила британская канонерка, и отбуксировала
на Кипр. Оттуда, под конвоем британских судов, странники,
наконец, прибыли в Хайфу.
Радость прибытия на Святую Землю была
преждевременной. Британские “джентльмены”, подержав
беженцев с неделю за колючей проволокой, усадили их на
другой корабль и отправили на далекий остров Маврикий.
На этом экзотическом острове возле
Мадагаскара была заросшая джунглями тюрьма, оставшаяся
еще со времен господства французов. Беженцев-мужчин
расселили по камерам, женщин — в глинобитные хижины. И
началась пятилетняя ссылка.
Хоть и взаперти, “временно задержанные”
общались с островитянами посредством работы. Вскоре
маврикийцы убедились, что евреи многое умеют и вносят
изрядный вклад в экономику острова. Продукция ювелиров,
золотых дел мастеров и ремесленников продавалась на
Маврикии и вывозилась в соседнюю Южную Африку. Музыканты
давали концерты, услаждая слух коменданта и островной
элиты, а художники рисовали, делали копии и гравюры.
Бедя снова мог работать. Он писал на
продажу копии старых мастеров и портреты жен британских
офицеров. Еще Бедя давал уроки.
Приехав в Палестину, семья Майеров
испытала на себе все “трудности роста”. Бедя зарабатывал
на хлеб малярным делом. Хана устроила домашний детский
сад — брала детей на время отпуска родителей. Своих детей
у Майеров не было.
Шли годы. Они состарились и поселились в
Герцлии, в “доме для родителей”. Хана, прекрасная
керамистка, налепила уток и гномов, а Бедя в специально
отведенном помещении преподавал рисование “юным”
ученикам, которым было в основном за семьдесят. И рисовал
сам. Поломанная
кукла, арлекин, пьеро, ослик, кошка... Картины из цветных
сновидений... Кому это надо? — этот вопрос художника
Майера, похоже, никогда не волновал.
При встрече с Бедей, потрясенная его
работами, я спросила: “А выставки-то у тебя были?”.
— Да, — гордо ответил Бедя. — Совсем
недавно! Лет двадцать назад...
У Беди действительно было несколько
небольших выставок в галереях Тель-Авива и Герцлии,
немало работ было продано. Но разве это оценка для такого
мастера?
Бедя говорит о себе так:
— Я подошел к заключительному моменту. И
не знаю, как с этим быть. Если рисую, не имею права
ошибаться — вдруг уже никогда не смогу исправить то, что
сделал... Но зато, если бы не госпожа с косой, разве
получали бы мы такое удовольствие от жизни?..
Уже после нашего знакомства, в 1999 году,
у Беди была выставка — в Иерусалимском театре. Бедя стал
знаменитым. О нем пишут в газетах, его картины показывают
по телевидению. И вот 7 марта 2002 года в Доме технологий
в Иерусалиме, мы увидели его недавние работы...
Одна из его последних картин Беди
называется “Адама – Адам – Дам”, что значит “Земля –
Человек – Кровь”. На красной земле в белом ореоле фигура
мужчины, вверху полоса света и светило. Человек и земля
открыты нам, вечность — замаскирована.
Другая картина — “Ловец облаков”. Мальчик
ловит сачком... облака.
— Человек непознаваем, — говорит Бедя. —
Мы ничего не знаем о себе, все наши знания — миф, мираж,
сон. Мы играем роли и носим маски. Мне досталась
второстепенная роль, и даже ее я не смог сыграть толком.
Но мне удалось поймать несколько прекрасных
облаков в свой сачок, и я вполне доволен добычей...
Елена Макарова,
израильская писательница
организатор многих израильских и
зарубежных
выставок работ художников гетто и
концлагерей
составитель каталогов их произведений и
автор многих книг
изданных в Израиле и за границей
|