Недавно
Недавно,
побывав в крупных российских городах — Москве и Санкт-Петербурге, домой, в
Израиль, вернулась выставка, которая называлась «Личные предпочтения».
Экспозицию составляли 70 картин — работы 9-ти израильских художников.
Что
принесла обеим сторонам эта международная культурная акция?
Об этом
на странице нашего сайта размышляют гостеприимные хозяева, авторы
продемонстрированных произведений, организаторы и устроители выставки…
ЛИЧНЫЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Михаль
Арье, журналист
Иерусалим
—
Культурная акция такого масштаба — лучший ответ террористам, развязавшим
беспрецедентное насилие, жертвами которого становятся мирные жители Израиля. Она
показала всему миру, что израильтяне продолжают жить и работать, создавать
произведения искусства, а, значит, запугать их никому не удастся…,— говорит
советник по культуре израильского посольства в Москве Дан Орьян, один из
организаторов выставки и добавляет:
—
Такой представительной выставки израильских художников в России еще не было.
В
Москве выставка израильских художников проходила в одном из самых престижных
выставочных залов российской столицы — «Новый Манеж».
Многих заинтриговало название выставки — чьи это «личные предпочтения» здесь
экспонируются? И, конечно же, в первую очередь, в «пристрастности» подозревали
ее куратора — Таню Штерензон.
И
в самом деле, в 2000-м году, когда Татьяна ездила по мастерским — собирала
картины, чтобы составить экспозицию в Музее русского искусства в израильском
городе Рамат Гане, ничьих мнений в расчет она не принимала. С музейными
работниками не советовалась, а художникам говорила: «Показывай все, что есть —
старое и новое. Выбирать буду сама». И доказала, что «авторитарность» в подобных
вопросах, быть может, не так уж плоха. Во всяком случае (и это было заметно уже
на выставке в Рамат Гане), экспозиция получилась цельной. Несмотря на то, что в
нее вошли работы художников разных школ, разных стилей, разных поколений.
К
примеру, Александр Окунь и Анатолий Басин — бывшие ленинградцы. Они принадлежат
«старшему» поколению художников, выходцев из России — приехали в Израиль в
начале 80-х. В стране Советов успели пройти нелегкий путь профессионалов,
которые, получив академическое образование, не удовлетворились рамками
официального советского искусства, представленного в те времена единым и
обязательным для всех «художественным» направлением под названием «соцреализм».
Их имена связаны с созданием и выставочной деятельностью известной ленинградской
группы «Алеф» — творческого объединения художников-«нонконформистов». А их
работы уже тогда экспонировались на зарубежных выставках в числе лучших
произведений советского андеграунда. Это — сложившиеся мастера. Их
профессиональный уровень и творческий опыт получили высокую оценку во многих
странах мира и, конечно же, в Израиле. Александр Окунь преподает в Иерусалимской
Академии художеств «Бецалель». Анатолий Басин, вскоре после приезда в Израиль,
стал лауреатом Всеизраильского конкурса художников «Иш Шалом».
Спустя годы лауреатами того же конкурса стали бывшие москвичи, участники
выставки «Личные предпочтения» — Борис Карафелов и Михаил Моргенштерн,
приехавшие в Израиль на волне большой алии 90-х.
—
Я очень волновался, — признается Борис Карафелов. — Такие залы, как «Новый
Манеж», не прощают погрешностей. Здесь проявляются и хорошие и плохие качества
живописных работ. Я боялся, что выставка не составит цельного впечатления, не
заполнит собой зал, затеряется, станет какой-то мелкой. К счастью, ничего
подобного не произошло…
О
творчестве Карафелова московский журналист Леонид Гомберг написал так: «Живопись
Бориса Карафелова отличается особой игрой цвета, провоцирующей ощущение
непреходящего карнавала жизни…». А бывший редактор журнала «Юность», поэт Андрей
Дементьев, недавно покинувший Израиль, где проработал несколько лет, на
вернисаже сказал: «В картинах Бориса Карафелова я угадываю тональность
французской живописи начала прошлого века…».
Но откуда же все-таки родилось название выставки?
—
Его придумала я, — говорит ее куратор Татьяна Штерензон. — Не стану отрицать,
мне нравятся работы этих художников, но в данном случае я имела в виду не свои
«предпочтения». В выборе авторов я руководствовалась несколькими, очень важными,
на мой взгляд, критериями. Во-первых, изначально включила в список лишь тех, кто
приехал в Израиль, получив в России академическое художественное образование.
Во-вторых — тех, кто оказавшись в новой творческой среде, сумел выстоять, не
раствориться в потоках художественной информации, развить свой творческий
потенциал, сохраняя «личные предпочтения»…
Выставка была интересной не только для зрителей, но и для самих художников,
работы которых здесь экспонировались. На этот раз в Россию не просто привезли
работы, но пригласили и представителей авторского коллектива. Художники
собственными глазами смогли увидеть результаты своего труда. Когда-то в прошлом
они, проходя цензуру выставочных комиссий, все же становились участниками
российских выставок. Теперь они вновь оказались здесь, но — в совершенно ином
политическом и культурном измерении…
Жизнь художника — тяжелый каждодневный труд у мольберта, — говорит художник
Александр Окунь. — И время от времени случается то, что оправдывает эти далеко
не всегда приятные часы. Именно — «случается». Помните, как определяла такие
моменты Марина Цветаева? Настоящий художник никогда не говорит — «я сделал». Он
скажет — «у меня получилось». Обычно художники декларируют свою независимость от
публики. Но почему же тогда они так стремятся выставить свои работы? Потому что
нуждаются в диалоге. И если призыв к диалогу услышан, если диалог состоялся,
усилия участников и организаторов выставки можно считать оправданными…
Диалог состоялся. Об этом единодушно говорили и посетители выставки, и ее
организаторы.
В
Санкт-Петербурге для экспозиции девяти израильских художников предоставили
Большой зал Выставочного Центра Союза художников.
|