Дэн Берн не пользуется псевдонимами
Дэн Берн не пользуется псевдонимами. Пусть люди знают его
настоящее имя – ведь он не имеет ничего против того, чтобы его слушатели
помнили, что он – еврей.
Его группа называется “Международный еврейский банковский
заговор”...
ПРАВДА В ЧЕТКОМ РИТМЕ
Новый американский язык
Дэна Берна
Пол Уэйдер
Я мечтаю о новой поп-музыке
Которая говорит правду в четком ритме
И красивыми мелодиями...
Так американский певец и композитор Дэн Берн выразил свое кредо в одной из
песен недавно выпущенного в свет альбома под названием
“Новый
американский язык”.
Своими причудливыми, смелыми, волнующими песнями, фантастическими, блестящими и
живыми музыкально-поэтическими портретами он, по оценке критиков, напоминает
Леонарда Бернстайна.
Дэн Берн не пользуется
псевдонимами. Пусть люди знают его настоящее имя – ведь он не имеет ничего
против того, чтобы его слушатели помнили, что он – еврей.
Он сам называет свою группу “Международным еврейским банковским заговором”. А
в оформление обложки своего нового альбома Дэн включил несколько букв ивритского
алфавита.
В 1992 году он провел десять дней в столице Израиля, где, как он говорит,
пережил “Иерусалимский
синдром”:
Да, я думаю, ты не ослышался:
Я – Мессия…
Доктор Ньюсбаум был прав.
Он – мой психиатр,
И он посоветовал заявить об этом во всеуслышанье ...
(Иерусалим)
Берн редко ходит в синагогу, однако в своих музыкально-поэтических
размышлениях он часто обращается к Творцу.
Я ближе всего к Творцу именно тогда,
Когда я брожу по испанским улочкам ...
(Толедо)
Во многих песнях Берна звучит тема Холокоста, переплетенная с множеством
образов и идей.
Я попросил Творца – Сделай для меня одну вещь:
Пошли меня в прошлое, пошли меня в Берлин.
И позволь мне найти человека по имени Гитлер
–
Я подкрадусь к нему и убью его ...
(Всевышний сказал нет)
И еще:
Я видел, как лучшие люди моего поколения играли в пинбол…
Они походили на каких-то фарфоровых кукол
Все намерения Адольфа Гитлера потерпели крах
(Пустошь)
Будучи носителем еврейской культуры, Берн одновременно погружен в мир
американских ценностей. В выборе персонажей — проводников его идей и мыслей, он
поистине всеяден. К примеру, только в одной его песне “Шоссе на Аляске” названы
Леонардо ди-Каприо, Билли Джоэл, Эминем, Мишель Шокт, Бритни Спирс, Кит Ричардс
и Родни Кинг. И эти имена нужны ему не только для рифмы. Берн объясняет, что все
эти люди напоминают ему “греческих богов”.
“Греческие боги современности, – говорит Берн, — это звезды с обложек
журналов. Я могу использовать их имена и даже не объяснять, что я имею в виду ”.
У песен Берна — своя география. Это — Аляска (“Шоссе на Аляске”), Толедо (не
город в Огайо, а именно — Испания), Нью Мексико (там сейчас живет Берн), Айова,
Миссури (штат, в котором Дэн родился и вырос)... Особую нежность он испытывает к
Среднему Западу — краям, где прошло его детство.
Было холодно
Мне не следовало выходить без куртки
Моя мама опять оказалась права ...
(Блюз похищения инопланетянами)
В музыке Дэн предельно напряжен и собран или — погружен в себя .
В общении — обычно задумчив. На сцене он — неудержимый вихрь. Однажды он вместе
со своим “Международным еврейским банковским заговором” отыграл очень длинную
программу, не сделав ни одной паузы между песнями. Его искрометную манеру
держаться на сцене сравнивают со стилем Генри Роллинса.
Песни Дэна удивительны не только по структуре. Особенно интересно следить за
развитием и переплетением их сюжетных линий. В его новом альбоме тематическая
связность наиболее ярко проявлена в песенной трилогии “Переворачивая страницы”,
“Черный смерч” и “Альбукеркская колыбельная”. Эти три песни ведут слушателя
через печаль и отчаяние — к обретению покоя:
Я не могу найти ни одной новой страницы
Которую следовало бы перевернуть;
У меня внутри черный смерч
Он кружится вокруг моего сердца;
На дне океана
Ты, может быть, найдешь жемчужину
Продюсером альбома “Новый американский язык” стал Чак Плоткин, который
работал с Бобом Диланом, Гарри Чапином и Брюсом Спрингстином. Берн очень высоко
оценил его деятельность: “Он – самый умный и талантливый из всех, кто работает в
этой сфере. Он – настоящий дар небес”.
По словам Берна, Плоткин отвечал за все – от качества магнитной пленки до
порядка песен в альбоме.
Восхищение Берна перед артистами, с которыми довелось работать Плоткину, ясно
ощущается в музыке. Порой он даже позволяет себе мягко пародировать их, однако
главным источником вдохновения для него остаются Битлз .
Он не согласен с тем, что интеллектуальные песни — новая тенденция, которая
появилась сравнительно недавно. “Интеллектуальная музыка, — говорит Дэн, —
никогда не переводилась… Вспомните Джимми Роджерса, Вуди Гутри, Чака Берри,
Битлз, Спрингстина, Костелло, Леонарда Коэна, Стива Гудмана… Песни, которые
заставляют человека думать и чувствовать, не умрут до тех пор, пока живы люди,
способные их слушать...”.
Что касается нового музыкального направления – сэмплинга, – Берн говорит, что
ему “понравилось то, что он услышал” от Моби и Бека. Люди забывают о том, с чего
Бек начинал и какой длинный путь он проделал, утверждает Дэн. “Я видел, как он
стоял на сцене и играл на гитаре и губной гармошке — еще в те времена, когда его
никто не знал. Бек стал замечательным музыкантом”, — говорит Дэни Берн.
Одни музыканты проводят в студии гораздо больше времени, чем другие, и Берн
соглашается с тем, что их творчество нельзя назвать сочинением песен в чистом
виде. Но, тем не менее, они “записывают музыку и составляют из записей альбомы”,
и их творчество нужно судить по качеству конечного продукта. Об этом он написал
в одной из своих песен:
И если ты будешь судить меня сегодня
Суди меня по песням, которые я пишу –
Песни – это то, чем я являюсь для тебя ...
(Черный смерч)
Всемирное еврейское обозрение, США
Пол Уидер,
Обозреватель информационного агентства
JUF News
|