В дни праздника Суккот в иерусалимском Доме Конгрессов проходила
ежегодная традиционная ярмарка предметов иудаики
В дни праздника Суккот в иерусалимском Доме Конгрессов
проходила ежегодная традиционная ярмарка предметов иудаики...
ДЕРЕВО ЖИЗНИ
Шейна Моргенштерн, журналист
Ярмарки, на которых выставляют и продают предметы иудаики, в Израиле — не
редкость. Но суккотняя — особенная.
В течение года подобные мероприятия проводят на городских площадях или,
скажем, на парковых полянах. В дни праздника Суккот традиционным произведениям
еврейских мастеров отводят почетное место — просторный холл одного из самых
больших общественных зданий в стране, Биньяней а-Ума (Дом Конгрессов).
Устланный темным ковровым покрытием пол, белоснежные перегородки павильонов,
поблескивающее отраженным светом стекло многочисленных витрин... Все сверкает
переливается золотом и серебром. Выставка в целом выглядит солидно и
представительно.
Это событие — настоящий праздник для посетителей, торгующих иудаикой фирм и
одиночек-ремесленников, получивших право на участие в столь престижной ярмарке.
Однако и здесь не отпускало людей то внутреннее напряжение, которое живет в
сердцах израильтян вот уже более двух лет последней волны интифады. О нем, уже у
входа, не давали забыть рослые охранники, которые на этот раз не только
осматривали содержимое дамских сумочек (к чему в Израиле давно привыкли), но и
требовали предъявить удостоверения личности. О нем напоминало, в сравнении с
прошлыми годами, небольшое число посетителей. Да и ассортимент выставленных на
обозрение предметов...
Обычно производители, привозя свою продукцию на ярмарку, ориентировались в
основном на богатых туристов, которые старались приурочить поездку в Израиль к
осенним еврейским праздникам. Но теперь, чтобы побывать на своей исторической
родине иностранцу-еврею нужна особая смелость.
Но какое отношение имеет все это к выставленному ассортименту продукции?
Самое прямое. Продавцам иудаики сейчас приходится рассчитывать на местных
покупателей. А тут уж... И без психологических изысканий каждому ясно, в
нестабильной экономической ситуации уникальные дорогие предметы традиционного
еврейского быта, созданные руками искусных ремесленников, особым спросом у
израильтян пользоваться не будут. Другое дело — ювелирные изделия. Женщине
трудно устоять перед приглянувшимся ей оригинальным и сравнительно недорогим
украшением. Тем более, что незапланированная трата в каких-нибудь 100-300
шекелей не нанесет семейному бюджету непоправимый ущерб. Поэтому витрин с
украшениями было значительно больше, чем каких-либо других.
Впрочем, реализация продукции — не главная, во всяком случае — не
единственная цель участия в ярмарке иудаики. “Индивидуалы” и
фирмы
заинтересованы продемонстрировать здесь свои новые образцы, чтобы, прежде чем
“пустить на поток” или хотя бы в нескольких экземплярах тиражировать плоды
последних творческих поисков, провести предварительный маркетинг. С пристальным
вниманием следят продавцы за реакцией посетителей, охотно вступают в беседы,
провоцируя потенциальных покупателей на обсуждение достоинств и недостатков того
или иного товара.
Иудаика,
безусловно, искусство — “строгое”. Полеты творческой фантазии ограничены здесь
определенным “каноном” формы и орнамента. Многие мастера, придерживаясь этих
“канонов”, воспроизводят старинные изделия. И в этой дани искусству предков —
свидетельство незыблемости еврейской традиции, свое, особенное очарование.
Однако некоторые и в самых традиционных вещах все же находят возможности
“модернизации”.
Явным тяготением к современному дизайну отличаются работы известной
израильской художницы Анат Майер. Подолгу рассматривала публика ее, казалось бы,
простой и непритязательный, но привлекающий взгляд гармоничным сочетанием
традиционных еврейских мотивов с пластикой сегодняшнего дня пасхальный набор:
кеара, подставка для мацы, розетки для хрена и харосета с ложечками.
Набор выполнен из серебра и стекла. Удобно, красиво, практично...
Следующий еврейский праздник — Ханука. Поэтому здесь, на ярмарке, было
особенно много ханукальных подсвечников. Проанализировав интерес публики,
производители отберут для тиражирования самые “популярные” образцы. А спрос на
них появился уже сейчас.
Идею создания легкой ажурной ханукии подсказала коренному
израильтянину Пелегу Хагаю недавняя поездка в Чехословакию. Свою ханукальную
композицию из металла он назвал — “Дерево жизни”.
Интерес публики вызвали и ханукийот из керамики, сделанные художницей,
приехавшей в 1991-м году из Москвы, Натальей Романовской. В традиционное
еврейские мотивы она привносит элементы русского лубка.
Вообще следует отметить, что на нынешней ярмарке иудаики было больше, чем
обычно, работ
израильских мастеров —
выходцев из стран бывшего СССР.
Пожалуй, самым интересным экспонатом ярмарки оказалось сигнальное издание
книги Теилим (Псалмов) — на иврите и английском. Это подарочное
издание уникально и по своему размеру (его формат — 44х33 см), и по, без
преувеличение можно сказать — роскоши оформления (мелованная бумага, каждая
страница в цвете, обложка кожаного тиснения), и по разнообразию иллюстративного
материала. Проиллюстрирован каждый пасук. И у каждой иллюстрации — свой
автор. В создании столь внушительного “фолианта” приняли участие 150 израильских
художников (по числу псалмов).
Конечно же, на продажу этой книги на ярмарке инициаторы издания не
рассчитывали. Им важно было оценить интерес публики, расширить круг поиска
спонсоров. Но, вопреки ожиданиям, нашлись и покупатели — их имена внесены в
список заказов...
Закончились осенние праздники, закрыта ярмарка иудаики. Теперь фирмам,
производящим предметы традиционного еврейского быта и художникам предстоит,
подытожив ее результаты, определить направление новых творческих поисков.
Иерусалим
|