Прошлым летом, с того самого момента, когда телекомпания «Си-Би-Эс» объявила
о предстоящем показе четырехчасового мини-сериала, рассказывающего о юности
Адольфа Гитлера, телевизионные критики и еврейские общественные деятели не знали
ни дня покоя. Они опасались, что создатели сериала попытаются «очеловечить»
молодого Гитлера, представив его как ребенка, с которым, к примеру, плохо
обращались родители, или - еще хуже - представят его артистической натурой,
художником, который был не понят и отвергнут современниками... Некоторые
предполагали, что телевизионный фильм спровоцирует вспышки насилия и погромов.
На самого Муниса, где бы он ни находился, даже - в собственном доме,
обрушивались потоки осуждения. Как будто бы он не понимал, насколько болезненна
эта тема. Достаточно сказать, что Холокост нанес весьма ощутимый удар по его
семье в предыдущих поколениях. Десятки родственников Муниса, которых война
застала в Польше, погибли в концлагерях.
Теперь, после первых показов сериала, которые состоялись в мае этого (2003)
года, страсти улеглись, и создатели фильма смогли наконец вздохнуть с
облегчением. Многие изучающие Холокост специалисты и ведущие раввины высказали
мнение, что сериал заслуживает одобрение.
При этом создатели киноленты понимают, разумеется, что добились признания,
дефилируя на лезвии ножа - предельно заострив чувство такта, выверяя все до
мелочей. В изначальный проект и сценарий вносились бесконечные поправки. Само
название фильма претерпело ряд изменений: «Молодой Гитлер», «Гитлер: Молодые
годы», «Гитлер», «Гитлер: Исток зла» до окончательного - «Гитлер: Восхождение
зла». В процессе корректировки сюжета и постановочного решения не остался без
внимания шквал «превентивной» критики, были учтены советы еврейских общественных
деятелей.
Фильм вкратце рассказывает о безрадостном детстве и родителях Гитлера, о его
беспокойной, неприкаянной юности в Вене, неудачной попытке стать художником...
Но в основном сериал посвящен пути становления личности Гитлера, от завсегдатая
мюнхенских пивнушек - к политическим махинациям в рядах нацистской партии,
вплоть до момента, когда (в 1934-м) он - лидер Германии, прибирает к рукам всю
власть в стране.
Эпилогом служат беспристрастные статистические данные и фотоснимки,
свидетельствующие об ужасном опустошении и хаосе - результатах деятельности
Гитлера, который принес столько бед всей Европе и еврейскому народу.
- Думаю, еврейское сообщество может не беспокоиться по поводу того,
что этот фильм попытается прославить личность Гитлера, - говорит директор
Института изучения этики и Холокоста при Университете иудаизма (Лос-Анджелес)
Михаэль Беренбаум. - Кинолента «Гитлер: Восхождение зла» - удачный рассказ о
приходе Гитлера к власти. Здесь ясно показано, как те, кто пытался
манипулировать Гитлером, в конце концов, обнаруживали, что это он использует их
в своих целях. Историки, как обычно, могут поспорить с интерпретацией отдельных
фактов и оценок некоторых противоречивых личностей, однако в целом фильм
добросовестно и последовательно повествует о чрезвычайно важном для понимания,
что происходило тогда, периоде жизни Гитлера...
- Фильм демонстрирует облик потенциального зла, показывает, насколько уязвима
демократия, - добавляет президент Антидиффамационной Лиги Авраам Фоксман. -
Зритель получает возможность собственными глазами увидеть, что еще в юности
Гитлера неоднократно могли остановить...
- Хотелось бы увидеть в этом сериале значимого еврейского героя, - высказал
пожелание раввин Марвин Хайер, основатель и глава Центра Шимона Визенталя. - Мне
кажется, следует продолжить работу и в следующих сериях довести историю жизни
Гитлера до логического завершения в 1945 году...
Обсуждая сериал, многие эксперты восхищались работой шотландского актера
Роберта Карлайла (исполнитель роли Гитлера). Впрочем, отмечая бесспорные
достоинства фильма, директор Центра изучения Холокоста, геноцида и прав человека
(при колледже Клермона Маккена, Калифорния), профессор философии Джон Рот
подчеркнул, что, на его взгляд, Гитлер получился «чересчур театральным и
сумасшедшим, лишенным личностных нюансов».
В чем-то он, разумеется, прав. Создателям фильма постоянно мешали опасения,
что образ тирана может вызвать у зрителей сострадание или симпатию. И, тем не
менее, лучше было бы, по словам Джона Рота, сохранить двойственность его
характера и признаться, что по-настоящему мы не понимаем всей сложности его
натуры, нежели втискивать образ Гитлера в рамки общепринятого стереотипа.
Один из необъяснимых аспектов личности Гитлера - истоки его ненависти к
евреям. На этот счет существует множество теорий (на наш взгляд, совершенно
бессмысленных - примечание редакции сайта evrey.com): зависть к талантливому
еврею-однокласснику, враждебность по отношению к врачу-еврею, удалившему
молочную железу обожаемой им матери, общий антисемитский настрой Вены в годы его
юности... Создатели фильма не делают даже попыток взять одну из них на
вооружение. Они просто обходят эту тему стороной.
«Си-Би-Эс» собирается выпустить фильм о Гитлере и на видеокассетах, а также
на видеодисках, и в ближайшее время планирует начать его продажу во всем мире, и
в первую очередь - в Европе и Израиле...