ВОЛШЕБСТВО ГАРРИ ПОТТЕРА
Аукцион, о котором пойдет речь, «масштабным» не назовешь. Двадцать графических и живописных работ, три скульптуры — вот и все выставленные на продажу объекты. Однако его устроители поставили перед собой нетрадиционную для подобных мероприятий цель…
АУКЦИОН И — БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ…
Михаль Арье
Чем отличается «профессиональный» аукцион от — «непрофессионального»?
Прежде всего, вероятно, финансовыми возможностями. Искушенные устроители торгов
в масштабах какой-либо страны, а тем более — международных, отдают себе отчет в
том, на что они идут. И задолго готовятся к этому. Они знают основополагающее
правило: «не вложишь — не получишь». И заведомо планируют: организация
мероприятия потребует таких-то и таких-то сумм — на оформление произведений
искусства и выставочного помещения, на каталоги, буклеты, рекламу в средствах
массовой информации и т.п. На все это уходят многие тысячи долларов. Какое-то,
пусть весьма и весьма приблизительное, представление об этом могут дать роскошно
изданные достаточно большим тиражом каталоги выставленных на продажу работ,
скажем, таких всемирно известных аукционов, как «Сотби» и «Кристи».
Отличаются зарекомендовавшие себя «стационарные» аукционы и качеством постановки
дела. Десятки квалифицированных дилеров в течение долгих месяцев отыскивают по
всему миру произведения искусства. Но сам поиск и даже открытие нового, «замечательного
и необычного» художника — лишь малая подводная часть всего «айсберга». Чтобы
поставить его картины или, допустим, скульптуры на аукцион, необходимо сначала «сделать
ему имя». Ведь на крупных аукционах совсем незначительная часть потенциальных
покупателей стремится получить от приобретения эстетическое удовольствие,
большинство — на перспективу «вкладывает капитал», а потому платит — за «имена».
Можно было долго еще описывать обозначенные в начале статьи отличия. Но
ограничимся перечисленными, а в дополнение скажем: если кто-то полагает, что сам
факт появления работы на аукционе мирового уровня гарантирует качество
произведения, он допускает весьма распространенную ошибку. Если не говорить о
картинах и скульптурах известных всему миру мастеров прошлого, работы которых
дошли до нас через века или — многие десятилетия, и оставить в поле зрения лишь
творчество участвующих в таких аукционах современных художников, придется
констатировать, что оно далеко не во всех случаях действительно достойно
определения — «произведение искусства»…
Такие вот мысли навеял мне аукцион работ израильских художников — выходцев из
стран СНГ, проходивший в ноябре этого (2004 года) в Иерусалиме.
Идея проведения этого аукциона возникла спонтанно, причем, по инициативе самих
художников. И вовсе не из вполне естественного, казалось бы, желания —
подзаработать… Впрочем, об этом — потом.
Иерусалимский аукцион, о котором здесь идет речь, «масштабным», конечно же, не
назовешь. Правильнее сказать о нем — «скромный». Здесь были представлены
двадцать картин (живопись и графика), и три скульптурных произведения. Всего —
двадцать художников и два скульптора. В основном — по одной работе от каждого.
Денег на организацию Иерусалимского аукциона не было. Устроители обошлись малым
— потратились, главным образом на пригласительные билеты. Дилеров на
подготовительном этапе не приглашали. Составили список участников, а выбор работ
оставили на усмотрение авторов.
Хотя речь и не шла о какой-либо «престижности», о своем желании выставиться на
Иерусалимском аукционе, надо сказать, заявили порядка шестидесяти человек.
Однако для шестидесяти работ места на стенах выделенного для этой цели зала явно
не хватало. Поэтому ограничились малым числом произведений (по возможностям). А
имена тех, кто остался вне рамок мероприятия, «взяли на заметку». Состоявшиеся «торги»,
— решили организаторы, — лишь первая акция такого плана. За ней последуют другие.
И постепенно можно будет показать потенциальным покупателям работы всех, кто
стремился продемонстрировать свое творчество на первом Иерусалимском аукционе
художников — выходцев из стран бывшего Советского Союза. К тому же, скорее всего,
их количество еще и возрастет.
Но если организационная часть Иерусалимского аукциона была далека от «профессионализма»,
то качественно он оказался весьма представительным. Все выставлявшиеся на нем
авторы — участники многих международных выставок, лауреаты различных израильских
и международных премий.
Александр Окунь, например (в экспозиции была вывешена его шелкография) —
председатель иерусалимского отделения международной Ассоциации художников и
скульпторов, преподаватель Иерусалимской Академии художеств («Бецалель»).
Приехал в Израиль из Ленинграда в 1979 году. За двадцать пять с лишним лет его
персональные выставки прошли во многих галереях и музеях страны, в том числе — в
центральном, Музее Израиля, который находится в Иерусалиме. Перечисление его
зарубежных выставок и «регалий» могло занять бы, наверное, несколько страниц.
Поэтому здесь, в рамках небольшой статьи, отметим лишь его самую оригинальную
награду — звание «Кентуккийского полковника», которое он получил, выставляясь в
очередной раз в США.
Имя Окуня известно во многих странах мира и об этом, конечно же, знают в Израиле.
Отчасти и поэтому его работу приобрели сразу же, как только был назван
порядковый номер шелкографии.
Живописец Эдуард Левин приехал в Израиль из Минска более тридцати лет назад. За
эти годы он, пожалуй, не приобрел столь широкой известности, хотя и завоевал
немало призов на международных конкурсах. Наверное, дело именно в том, что Левин
— очень уж «камерный» художник, большую часть времени проводит в мастерской и
выставляется достаточно редко. Его картины, прежде всего, привлекают своей
пронзительной лиричностью. Они уводят зрителя в удивительный, неисчерпаемый в
многообразии мир чаще — израильской, а иногда — «среднерусской» природы.
Эдуард принес на аукцион маленькую работу — трепетный, исполненный очарования
пейзаж (холст, масло). Теперь его пейзаж украшает — можно в этом не сомневаться
— чью-то гостиную.
Сергей Теряев (именно он был инициатором проведения аукциона) вывесил на стенде
совершенно не характерную для его творчества в целом картину. На его
персональной выставке в Иерусалимском Доме художника, да и на многих других,
групповых, мы видели абстрактные холсты Сергея. И вдруг здесь, на аукционе —
написанный на холсте маслом абсолютно реалистический натюрморт. На светло-сером
фоне скатерти разбросаны темно-бардовые шары спелых гранатов…
Сергей Теряев приехал в Израиль в 1992 году — из снежного Красноярска (Россия).
Он — участник множества зарубежных выставок и нескольких престижных
международных аукционов.
Мы допустили бы явное преувеличение, если сказали бы, что торговля
произведениями шла здесь с поистине «аукционной бойкостью». Вначале ведущий
аукциона — поэт Игорь Губерман, которому выпала честь представлять даже
растерялся немного. Первые его «призывы» остались без ответа. Выручил его
многолетний богатый опыт концертных выступлений. Несколько «реприз» — и аукцион
покатился своим чередом, загладив изначальную неловкость. Правда, кипучей
активности от публики никто из устроителей аукциона и не ожидал. Откуда ей
взяться, если «покупательной способностью» обладала лишь небольшая часть из всех
сидящих в зале зрителей?
Подсчетов мы не вели, но округленно и приблизительно расклад был таков: на
двадцать аукционных «объектов» — примерно тридцать, а, может, и меньше,
потенциальных покупателей. Этим, скорее всего, и объясняется ситуация, что
большинство проданных работ ушло по первоначально заявленной цене.
Впрочем, за небольшой графический лист Алены Зарембо между бизнесменом и
политиком (не будем называть имен) разгорелась самая настоящая война. Победу в
финансовом сражении одержал бизнесмен. И заплатил в результате за произведение —
почти двойную цену (по сравнению с первоначальной). Соперники, несомненно, знали,
за что воевать. Остроумные и глубокие работы Алены Зарембо хранятся в галереях и
частных коллекциях многих стран мира. Ее искусство принадлежит все еще «модному»
ныне концептуальному течению и представляет собой некую разновидность соц-арта…
Так чем же отличается «непрофессиональный» аукцион от — «профессионального»?
«Перевернув» вопрос (см. начало статьи), ответим на него так: прежде всего —
задачами.
Любой «профессиональный» аукцион, для устроителей и для авторов работ, это, в
первую очередь — получение финансовой выгоды (устроители имеют от продаж
солидный процент, оставшиеся деньги попадают в карман авторов выставленных
произведений). Во вторую — «создание имен» и художественное просветительство.
В итоге проведения Иерусалимского аукциона, если обсуждать тему личных
финансовых выгод, по сути, не выиграл никто — ни устроители, ни художники. Этого
с самого начала и в планах не было. Организаторы поставили перед собой более
высокую цель: половина сборов от аукционных продаж идет на приобретение книг в
отдел «Искусства» городской Иерусалимской библиотеки.
Но по большому счету выиграли все. Библиотека, сотрудники которой во главе с
директором Кларой Эльберт взяли на себя организацию и проведение аукциона —
пополнится новыми книгами. Участники аукциона, как, впрочем, и многие другие
жители Иерусалима — приобретут новые возможности, которые позволят им расширить
кругозор.
|