В адрес организационного комитета премии «Оскар» направлен интернет-запрос,
требующий исключить из списков претендентов на «Оскара» в номинации «Лучший
иностранный фильм» картину «Рай — сегодня». Запрос подписан 4313 гражданами
Израиля и других стран.
Кинолента, о которой идет речь, снята уроженцем Израиля Хани Абу-Ассадом — по
написанному им же сценарию, в соавторстве с голландским продюсером Беро Бейером.
В ней (исполнители главных ролей — актеры Каис Нашеф и Али Сулиман) запечатлены
48 часов из жизни двух молодых шахидов (убийц-смертников), жителей Шхема,
которые должны взорвать себя в Тель-Авиве.
Один из террористов в последний момент принимает решение вернуться домой. А
заканчивается фильм кадром: второй шахид в поясе смертника сидит в
тель-авивском автобусе — за мгновение до неизбежного взрыва…
Фильм вышел на экраны в прошлом году и успел завоевать несколько
международных призов — премию Европейской Киноакадемии за лучший сценарий,
премию «Голубой ангел» на Берлинском кинофестивале и «Золотой глобус» — в
номинации «Лучший зарубежный фильм».
«Лента «Рай — сегодня» оправдывает массовые убийства, — говорится в
интернет-запросе, — и изображает террористов-смертников — жертвами. За последние
несколько лет сотни невинных мужчин, женщин и детей были убиты палестинскими
террористами-смертниками. Присуждение данному фильму премии «Оскар» будет
прославлением убийц и готовящих их экстремистских группировок. Оно, вполне
возможно, спровоцирует новые теракты…».
К запросу прилагается письмо Йоси Цура, отца 17-летнего Асафа Цура, погибшего
от взрыва, осуществленного террористом-смертником в автобусе города Хайфы в
марте 2003 года.
«Какие качества делают «Рай — сегодня» достойным «Оскара»? — спрашивает Цур.
— Как отреагировали бы на фильм люди, присудившие ему «Золотой Глобус», если бы
речь в этой картине шла о саудовских арабах? Тех, что научились управлять
самолетами в одной из американских летных школ, а затем направили угнанные
самолеты на башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. Получил бы такой фильм
хотя бы одну премию?.. Присуждение премии подобной киноленте — как печать
одобрения, которой создатели «Рая — сегодня» могут при необходимости
прикрываться. Эта печать позволяет им утверждать, что мировое сообщество
оправдывает действия террористов-смертников. Игнорируя идею фильма и ее
подтекст, люди, присудившие премии этой картине, стали звеньями в цепи мирового
террора и соучастниками будущих терактов…».
Когда продюсеры фильма «Рай — сегодня» обратились в Израильский Кинофонд с
просьбой о финансировании съемок данной картины, руководство Кинофонда поручило
комиссии из четырех человек изучить ее сценарий. В составе этой комиссии
оказалась писательница и журналистка Ирит Линур.
— Фильм наполнен христианской и антисемитской символикой, в которой очень
мало ислама, — говорит Линур в интервью, опубликованном в Джерусалем Пост
(воскресенье, 12 февраля 2006). Немало в нем также анти-израильской и
антисемитской риторики европейских левых. В основе сюжета лежит не столько
мусульманская идеология мученичества, сколько христианская концепция героя,
жертвующего собой во имя искупления грехов других людей…
Во время интервью Ирит Линур подчеркнула, что, согласно общепринятым
международным договоренностям, в титрах фильма указывается страна,
финансировавшая его производство. Что касается картины «Рай — сегодня», он
представлен Академией как палестинский фильм, хотя на самом деле был снят
израильским арабом на европейские деньги…