ПИНХАС 
"ПИНХАС"
ПИНХАС 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ПИНХАС"

Июль 7, 2020   15 Тамуз 5780

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Авода зара



Трактат Авода Зара

Трактат Авода Зара

Лист 21

На нашем листе Талмуд обсуждает проблемы, связанные с продажей домов и земли идолопоклонникам, а также — с передачей им недвижимого имущества в аренду.

Тема эта достаточно сложна, поэтому прежде, чем перейти к Мишне, поговорим о том, какие пути выбирает человек, обеспечивая собственное духовное развитие.

Жизнь отдельного человека и всего народа в целом мыслится как движение к достижению определенных целей. В современном светском мире это обозначают словом “прогресс”. В еврейской традиции эти процессы называют “духовным ростом”. В чем заключается здесь принципиальное отличие?

Прежде всего, в том, что светский мир развивается “по горизонтали”, игнорируя духовную работу; в мире еврейском существование стремится “вверх, по вертикали” — к сближению с Творцом.

Сказал раби Пинхас бен Яир: тот, кто следует путями Торы, должен проявлять осторожность в исполнении ее заповедей. Эта осторожность рождает желание освободиться от духовной нечистоты...

Если человек ограничивает себя даже в разрешенном законами Торы, — поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), — он непременно будет стремиться к духовной чистоте; это стремление на следующем витке духовного развития выработает в человеке скромность и смирение перед Творцом, которое, в свою очередь, приведет к благоговению перед Ним, и человек будет бояться совершить дурной поступок...

Это описание пути духовного развития легло в основу книги “Пути праведных” (автор — Моше Хаим Луцато), которая вышла в свет почти триста лет назад.

А теперь, вооружившись высокими, достаточно общими понятиями, приступим к изучению основного содержания листа.

В Мишне нашего листа сказано:

В Эрец Исраэль запрещено сдавать в аренду идолопоклонникам квартиры, дома и земельные участки. В Сирии (которую царь Давид захватил и присоединил к своему царству; то есть предполагается, что и на сирийских землях появился элемент святости, присущий Эрец Исраэль) квартиры и дома сдавать (идолопоклонникам) разрешается, но поля передавать в аренду запрещено (ибо у неевреев нет обязанности отделять от урожая, как это делают евреи, определенную часть в пользу священнослужителей и бедняков — трума и маасер)...

(Вне Эрец Исраэль) можно продавать им (идолопоклонникам) дома и сдавать в аренду поля, — говорит раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век).

Раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2-й век) усматривает в этом вопросе иную грань Истины.

В Эрец Исраэль, — говорит он, — можно сдавать им (идолопоклонникам) в аренду квартиры и дома, но — не земельные участки. В Сирии можно продать идолопоклоннику дом (то есть раби Йоси отрицает концепцию, согласно которой захваченные евреями земли обладают элементами святости) и земельный участок, но продавать — нельзя. В других странах можно продавать и сдавать в аренду и дома и поля.

Сразу же отметим, что ѓалаха (еврейский закон) в этих вопросах следует точке зрения раби Йоси.

Далее Мишна уточняет подробности:

В случаях, когда сдавать дом идолопоклоннику в аренду разрешается, это разрешение распространяется только на нежилые помещения (позволяется, к примеру, сдавать амбары, не пригодные для идолослужения).

В любом месте (как в Эрец Исраэль, так и за границей) запрещено сдавать идолопоклонникам в аренду купальни (ибо арендованная купальня остается собственностью еврея, и если неевреи, взяв купальню в наем, будут подогревать в ней воду в субботу, окружающие могут подумать, что еврей нарушает законы шаббата).

На этой Мишне заканчивается первая глава нашего трактата.

 

Автор текста Ханох Лернер

Трактат Авода Зара

Лист 22

Наш лист открывает новую, вторую главу трактата Авода Зара. Начинается он, как обычно с Мишны, в которой сказано:

Не оставляй скотину на постоялых дворах, принадлежащих идолопоклонникам (среди них встречаются люди, склонные к скотоложеству). Запрещено (еврейской) женщине уединяться с идолопоклонниками (ибо многие из них склонны к разврату). (Еврейскому) мужчине также не следует оставаться с ними (из опасений, что идолопоклонники захотят его убить)...

Но почему же тогда евреям разрешено покупать у идолопоклонников скот для приношения в Храме? — спрашивает Талмуд, начав анализировать Мишну. — Почему в данном случае не опасаются, что приобретаемое животное могло предназначаться для жертвоприношения в ритуале служения идолу, или — само было предметом поклонения и выступало в роли идола?..

И выстраивает такую цепь логических рассуждений.

Допустим, идолопоклонники “отделили” определенное животное для своего жертвоприношения. Или — конкретное животное служило им идолом. Разве неясно, что никто из них не станет продавать еврею скотину, которой ими же определена особая роль?

Но почему же, покупая животное у идолопоклонника, не боятся, что тот мог вступать с ним в запретную связь, но оставлять животное на постоялом дворе из тех же соображений — опасаются?

Свою скотину хозяин бережет, — объясняет Талмуд, — и не станет вредить ей (запрещенная связь с животным причиняет ему ущерб), а чужую идолопоклонник может использовать в неблаговидных целях, ибо ему безразлично, что с ней станется.

Но ведь животное пасется в стаде, и хозяин-идолопоклонник не может быть уверенным, что пастух не совершил над ним беззаконное действие.

Пастух не пойдет на это из боязни потерять заработок, — говорит на это возражение Талмуд.

Однако известно, что еврею запрещается отдавать принадлежащее ему животное в стадо, которое пасет пастух-идолопоклонник? Почему, спрашивается, если пастух боится потерять работу?

Дело в том, что идолопоклонники знают друг друга, им известно, кому можно доверять, кому — нельзя. Еврей же может допустить ошибку и не понять, с кем имеет дело.

Но почему же мы говорим о дурных наклонностях идолопоклонников, а о евреях тут умалчиваем? — выдвигает Талмуд следующий вопрос. — Разве евреи лишены склонности к дурным поступкам?

И отвечает на него так. Действительно, во всех людях заложены дурные наклонности. Начиная от Адама и Хавы (Евы), первых людей на земле.

Когда Змей уговорил Хаву отведать плод Дерева познания Добра и Зла, он передал ей частицу своей нечистоты. Поскольку все люди, в том числе и евреи — потомки Хавы, то и евреи несут в себе элементы этой изначальной нечистоты, которая толкает их на дурные поступки. Однако, получив Тору на горе Синай, евреи приобрели и способность подавлять в себе стремление к плохому. Ибо Тора — “нейтрализатор” этого стремления. Другие же, не приняв Тору, этот “нейтрализатор” не обрели...

 

Автор текста Барух Шнайдер

Трактат Авода Зара

Лист 23

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать затронутый в содержании предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 22) вопрос: почему еврею нельзя оставлять свое животное на постоялом дворе, принадлежащем идолопоклоннику, а покупать животное у него же для приношения в Храме — можно?

В самом этот вопросе как будто бы содержится противоречие.

Никакого противоречия тут нет, — отмечает Равина (редактор окончательного варианта Талмуда; конец 5-го века). — Существуют разные ситуации, которые следует рассматривать каждую — в отдельности. Мишна описывает обстоятельства, когда животное принадлежит еврею, и настоятельно не рекомендует ему оставлять без присмотра свою скотину у идолопоклонников. Для сравнения дается совершенно иная ситуация, когда животное принадлежит идолопоклоннику, а еврею требуется животное, чтобы совершить приношение в Храме.

Мишна берет за основу точку зрения раби Элиэзера (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век). Разрешение же покупать животное для приношения в Храме у идолопоклонников выводится из граней Истины, увиденных другими Учителями.

Дискуссия на эту тему между раби Элиэзером и другими Учителями Мишны приводится в Талмуде в трактате Пара (в переводе — “корова”), где речь идет об исполнения заповеди о рыжей корове.

Сказано в Торе: “...Скажи сыновьям Израиля — пусть возьмут рыжую корову...” (Бамидбар, гл. 19, ст.2).

Рыжую корову резали, сжигали и ее пеплом, смешанным с водой очищали людей от тумы (духовной нечистоты).

Там, в трактате Пара сказано, что раби Элиэзер говорит — не покупают рыжую корову для очищения от тумы у идолопоклонников, а Учителя Мишны — разрешают.

Сказано в Торе (в приведенном выше стихе): “сыновья Израиля возьмут (рыжую корову)”, то есть речь не идет об идолопоклонниках, — дает разъяснение позиции раби Элиэзера раби Шейла.

На это Талмуд выдвигает возражение, приводя другую цитату из Торы: “Скажи сыновьям Израиля — пусть возьмут Мне приношение... камни ониксовые и камни вставные для эфода, а также — урим и тумим (речь идет о драгоценных камнях, которые использовались как элементы в одежде первосвященника в Храме)” (Шемот, гл. 25, ст. 2-7). Если животных для приношений в Храме и рыжую крову для духовного очищения покупать у идолопоклонников нельзя, то и драгоценные камни для одежд первосвященника — тоже нельзя?

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Спросили у раби Элиэзера о “границах уважения”, которое человек обязан оказывать отцу своему и матери своей. И в ответ он привел случай, который произошел с одним идолопоклонником из Ашдода.

Звали этого человека — Дама, сын Натины. Однажды евреи попросили его, чтобы он продал им драгоценные камни для эйфода и предложили цену —— 600 тысяч монет.

Эти камни лежали в изголовье постели его отца, а отец в тот момент спал. И не стал этот идолопоклонник беспокоить отца своего.

На следующий год родилась в его стаде рыжая корова. И когда пришли к нему Учителя, посмотреть, действительно ли рыжая корова есть в стаде у него, он сказал им:

— Знаю, что вы готовы отдать за нее что угодно, но я прошу за нее только те деньги, которые я потерял в прошлом году из-за отца...

Эта история, — отмечает Талмуд, — казалось бы, свидетельствует, что у идолопоклонников можно покупать и рыжую корову и драгоценные камни для одежд первосвященника. Но нет. Тут дело в том, что и корову и камни у идолопоклонника покупал посредник-еврей, а приобретать у него что-либо даже для нужд Храма община имеет право.

 

Автор текста Барух Шнайдер

Трактат Авода Зара

Лист 24

На нашем листе Талмуд продолжает анализировать Мишну (см. на сайте обзор листа 22). Речь здесь снова идет о том, почему еврею нельзя оставлять свое животное на постоялом дворе, принадлежащем идолопоклоннику. Особенно — если оно предназначается для приношения в Храме.

В предыдущих обзорах мы уже упоминали о том, что покупать у идолопоклонника животное для приношения в Храме при том, как будто бы можно.

Талмуд возвращается к истории о идолопоклоннике по имени Дама (см. на сайте обзор листа 23) и заключает: купили же все-таки евреи эту рыжую корову у идолопоклонника.

Это еще ничего не доказывает, — говорит на это раби Элиэзер (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век). — Известно, что евреи стерегли ее с самого рождения, и идолопоклонники просто не имели возможности причинить ей какой-либо ущерб.

Но ведь это означает, что и у раби Элиэзера есть опасения, что идолопоклонники могут сделать что-то с животным, в результате чего оно будет непригодным для приношения в Храме.

Однако не исключено, что идолопоклонники осквернили мать этой рыжей коровы, во время, когда она носили плод в чреве, — говорят некоторые Учителя. — И тогда эта рыжая корова, родившись, тоже считается непригодной для приношения в Храме.

Талмуд разъясняет: рождение рыжей коровы — явление достаточно редкое. И наши Учителя знают о нем заранее, поэтому получают возможность наблюдать за матерью рыжей коровы еще до зачатия. И даже — за матерью ее матери...

Как это в принципе возможно?

Есть способ увеличить вероятность того, что корова произведет на свет телку, у которой, в свою очередь родится теленок, из которого вырастет рыжая корова, — говорит Талмуд.

И рассказывает: в момент зачатия перед глазами коровы держат красный стакан. И такое действие повышает шансы на то, что у дочери этой коровы родится рыжая телка.

Интересно отметить, что наши Учителя прекрасно ориентировались в биологических законах и знали то, что до сих пор не удалось открыть современной науке.

Возникает вполне естественный вопрос: если наши Учителя умели хотя бы в какой-то степени управлять “генетическими” процессами, почему же так редко появлялись на свет рыжие коровы, почему они стоили так дорого?

Дело в том, — отвечает Талмуд, — что для ритуала очищения требовалась абсолютно рыжая корова. Даже два белых волоска в ее шерсти делали ее непригодной для этой процедуры.

Но почему же они искали такую “идеальную” корову в стаде идолопоклонника?

Речь идет не об идолопоклоннике вообще, но — о конкретном человеке — Дами, сыне Натины из Ашдода. Известно было о нем, что он был специалистом по выведению рыжих коров. Именно этим, в первую очередь, и славилось его стадо...

 

Автор текста Барух Шнайдер

Трактат Авода Зара

Лист 25

На нашем листе Талмуд продолжает рассказывать о необычных способностях наших Учителей и выдающихся личностей еврейской истории (начало см. на сайте в обзоре листа 24).

Здесь говорится, в частности, о том, что Иегошуа бин Нун, предводитель евреев, который вел общину Израиля в Эрец Исраэль, сумел остановить солнце (эта история описана в Танахе, в книге Иегошуа). А дело было так. В разгар битвы с врагом, когда Иегошуа почувствовал, что победа близка, но евреям не хватит времени, чтобы разгромить противника, он воззвал к Всевышнему, моля Его продлить день. И остановилось солнце, освещая поле битвы…

Этот случай не был единичным в еврейской истории. Нарушался порядок движения дневного светила и для Моше Рабейну и для Накдимона бен Гуриона.

Рассказывает Талмуд о Накдимоне. Это случилось во времена Второго Храма, когда в течении долгого периода не выпадали на Землю Израиля дожди. И вот наступил момент, когда всему народу Израиля надо было идти в Иерусалим, чтобы в Храме всем вместе отметить праздник. А вода в еврейских источниках иссякла, и нечем было напоить по дороге людей.

Обратился Накдимон к владельцу водных источников и одолжил у него десять природных “резервуаров” с водой, пообещав, что в случае, если не сможет вернуть долг, заплатит за воду десять талантов серебром.

Пришел день расплаты. До захода солнца следовало вернуть долг, а дождей все не было. Отправился Накдимон в Храм и молил Всевышнего дать Земле Израиля дожди. Закончил молитву Накдимон и увидел, что солнце остановилось и продлился день. А к концу этого длинного дня пошел проливной дождь. Еврейские источники наполнились водой и долг был отдан.

Далее Талмуд возвращается к обсуждению Мишны (см. на сайте обзор листа 22) — той ее части, где говорится о том, что еврейской женщине запрещено уединяться с идолопоклонниками, ибо в них есть склонность к разврату.

О чем здесь идет речь? — спрашивает Талмуд. — Почему Мишна подчеркивает — с “идолопоклонниками”?

Если речь — об одном мужчине, то и с одним мужчиной-евреем уединяться женщинам запрещено. Если — о большем количестве, то все равно, даже с 10-ю евреями, склонными к разврату, уединяться ей запрещается. Можно ей, например, остаться с двумя евреями, известными своей праведностью.

Объясняет Талмуд: речь идет об уединении с супружеской парой. Если супруги — евреи, посторонняя женщина может остаться с ними в одной комнате, ибо жена убережет мужа от соблазна. Но если — идолопоклонники, жена стеречь мужа не станет, поэтому еврейке нельзя оставаться с ними в помещении, если кроме них в нем никого нет.

Талмуд выдвигает на обсуждение следующий вопрос: почему Мишна запрещает мужчине-еврею оставаться в обществе идолопоклонников, из опасения, что они могут его убить (см. на сайте обзор листа 22)? Разве женщина не подвергается той же опасности?

Говоря о женщине, Мишна имеет в виду красивую знатную даму, — уточняет раби Ирмия. — Такую еврейку идолопоклонники убивать не станут. Ибо ведомо им, что она наверняка занимает высокое положение в обществе и за покушение на нее их строго накажут. Но если женщина красива, но высокого положения не занимает, идолопоклонники, безусловно, могут принудить ее к интимным контактам, а потом — убить…

В заключение обсуждения Мишны Талмуд приводит правила поведения, которыми обязан руководствоваться еврей в общении с идолопоклонниками:

Эти правила Талмуд иллюстрирует примерами. И рассказывает, в частности, такую историю.

Шли ученики раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век) по дороге в Ахзив (населенный пункт на севере Эрец Исраэль), где они жили, и внезапно встретили разбойников.

— Куда направляетесь? — спросили их разбойники.

— В Акко (город, расположенный севернее Ахзива)… — ответили они.

Разбойники рассчитывали напасть на них в безлюдном месте и полагали, что времени у них предостаточно. Но вот ученики раби Акивы дошли до Ахзива и повернули к дому.

Поняли разбойники, что их ловко провели и поинтересовались:

— Кто ваш Учитель?

— Раби Акива, — ответили путники.

— Счастлив раби Акива, что имеет таких способных учеников, — сказали разбойники. — Наверное, никому не удается причинить им вред…

 

Автор текста Барух Шнайдер

Трактат Авода Зара

Лист 26

На нашем листе Талмуд продолжает разбирать нюансы взаимоотношений евреев с идолопоклонниками. В частности, здесь сказано:

Не должна идолопоклонница выступать в роли акушерки у еврейской женщины, — говорит раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век). — Нельзя подвергать жизнь рождающегося еврейского ребенка опасности.

Идолопоклонница может принимать роды у еврейской женщины, но в присутствии еврейских женщин, — говорят другие Учителя.

Но акушерка-идолопоклонница, хорошо разбирающаяся в своем деле, способна убить еврейского ребенка так, что никто и не догадается, что она в чем-то виновата, — подчеркивает раби Меир. Той же позиции придерживается он и в отношении кормилицы-идолопоклонницы, которая, с его точки зрения, может причинить вред еврейскому ребенку, даже если при кормлении всегда будет присутствовать кто-то из членов семьи. Намажет, допустим, грудь ядом. Кто это заметит?

Рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) открывает в этих вопросах иную грань Истины. Еврейка может принять роды у идолопоклонницы, но — только за плату, — говорит он. — Также, за деньги, позволяется ей, если возникает такая необходимость, кормить грудью ребенка из семьи идолопоклонников. Если еврейки — акушерки или кормилицы будут отказывать идолопоклонницам в помощи, в нееврейской среде возрастет ненависть к евреям.

А если зовут акушерку-еврейку к роженице-идолопоклоннице в шаббат, может ли она оказать помощь, при условии, если деньги заплатят ей после субботы? — спрашивает Талмуд.

Эта тема послужила предметом дискуссии наших Учителей.

Далее на нашем листе Талмуд ведет речь о положении людей, которые отвернулись от Торы и не выполняют ее заповеди. На иврите такой человек называется — мумар.

Есть две категории мумаров, — определяет Талмуд. — К первой относятся люди, которые попадают в плен собственных желаний и не могут отказаться от соблазнов. Ко второй — те, кто сознательно восстает против законов Торы. К этой категории относят и евреев, которые доносят на своих собратьев нееврейским властям.

Талмуд разбирает такую ситуацию. В городе нет еврейского врача и лечением больных занимается самаритянин и идолопоклонник. Самаритянин — это нееврей, который лишь частично принял на себя законы Торы, хотя имел в виду выполнять все ее законы. Очевидно, что самаритянин подобен представителям первой категории мумаров, идолопоклонник — представителям второй (ведь идолопоклонство запрещено и нееврею). К кому обратиться, если еврею надо сделать обрезание.

К самаритянину, — говорит раби Меир.

К идолопоклоннику, — говорит раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век)…

 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 27

Наш лист начинается с непосредственного продолжения предыдущего листа и обсуждает вопрос: к кому и по каким причинам должен обратиться еврей, если ему необходимо сделать обрезание, а также в том случае, если он сам или кто-то из членов его семьи заболел, в ситуации, когда в городе практикуют только два врача: самаритянин и идолопоклонник?

Из предыдущего обзора мы помним, что раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) рекомендует предпочесть идолопоклонника (см. на сайте обзор листа 26).

Правильно ли это? Ведь в Торе сказано: “...И ты Мой Союз соблюдай” (Берешит, гл. 16, ст. 9).

Эта фраза, — говорят Учителя, — указывает, что обрезание должен делать только еврей.

Для решения дилеммы Талмуд обсуждает уровни осознания значения заповедей.

Любая заповедь — не только простое действие. Чтобы ее выполнять, необходимо осознать ее смысл.

Исходя из этого положения, Учителя делают два разных вывода. Согласно одному из них, если практическое исполнение заповеди передается в руки идолопоклонника, который, будучи врачом, в данном случае лишь осуществляет волю еврея, осознание значения заповеди евреем, “присоединяется” к действиям нееврея, и заповедь считается выполненной.

Те Учителя, которым открылась иная грань Истины, говорят, что независимо от того, насколько глубоко осознает еврей значение заповеди, она не считается выполненной, если осуществляется специалистом-неевреем. Этой позиции следует и ѓалаха (еврейский закон).

Значит, если у еврея нет другого выбора, ему следует предпочесть самаритянина?

С одной стороны, самаритяне частично (у них, к примеру, тоже делают обрезание) берут на себе выполнение законов Торы (см. об этом в обзоре листа 26) и это — как будто бы ближе евреям. С другой — намерения, с которыми они выполняют взятые на себя заповеди, противоположны тому, какими им следует быть. Поэтому мы приходим к выяснению того же вопроса: что важнее в исполнении заповеди — намерение или действие? Отсюда следует вывод, что обрезание, сделанное самаритянином, тоже не действительно.

Может ли сделать обрезание еврейская женщина? — спрашивает Талмуд.

Казалось бы, на этот вопрос следует дать ответ положительный. Ведь сказано в Торе: “...И взяла Ципора камень и отрезала крайнюю плоть” (Шемот, гл. 4, ст. 25).

Но Талмуд дает отрицательный ответ и объясняет: Ципора лишь положила начало этой процедуре, а завершил ее сам Моше Рабейну. “Женщина не может делать обрезание”, — записано в ѓалахе.

Остается неразрешенным другой вопрос: к кому обращаться еврею, если ему требуется лечение?

Если врач берет за свои услуги плату, — разъясняет Талмуд, — обращаться к нему можно — и к самаритянину и к идолопоклоннику. Тем более разрешается консультироваться у любого врача и приходить к нему, чтобы он выписал или порекомендовал какое-либо лекарство.

Не ходят лечиться к тем, кто оставил пути Торы, — уточняет Талмуд. И рассказывает такую историю.

Как-то раз Бен Дему — племянника раби Ишмаэля (великий Учитель Мишны, 2-й век) укусила змея. И пришел к нему, чтобы спасти его, лекарь, который изменил законам Торы. Но раби Ишмаэль не разрешил ему даже прикасаться к племяннику.

Взмолился Бен Дема:

— Раби Ишмаэль, позволь ему излечить меня, и я приведу тебе доказательство из Торы, что это разрешается...

Не успел он договорить фразу до конца, как душа его уже покинула тело.

Единственным утешением раби Ишмаэля в его горе была мысль, что душа его племянника ушла в иной мир в чистоте, ибо племянник не успел нарушить установление своих коллег-Учителей.

Того, кто нарушает постановление мудрецов, — говорит Талмуд, — укусит змея.

Но ведь Бен Дему, казалось бы, укусила змея еще до того, как он собирался допустить нарушение.

Если бы племяннику раби Ишмаэля успели оказать врачебную помощь, он, скорее всего, выздоровел бы, — объясняет Талмуд. — Тех же, кто идет против установлений Учителей, кусает такая змея, от яда которой нет спасения.

Какое же доказательство хотел привести раби Ишмаэлю Бен Дема? — спрашивает Талмуд.

И отвечает: он собирался сослаться на фразу — “...и будешь жить в них (по законам Торы)” (Ваикра, гл. 18, ст. 5). Иными словами, законы Торы даны для того, чтобы жить, а не умирать, реализуя их.

Интересно, что ответил бы на это раби Ишмаэль.

От ответил бы: “Обращение за помощью к человеку, который изменил законам Торы — проявление духовной слабости приравнивается к оскорблению Имени Всевышнего”. В подобном случае, чтобы не допустить такого, еврей предпочитает умереть.

Все это ставит перед нами определенную проблему. Многие врачи-евреи не живут по-еврейски, не разделяют мировоззрение Торы. Как же к ним обращаться — в свете сказанного на нашем листе?

Вопрос — непростой. Некоторое решение проблемы проистекает из того, что в нашем поколении нельзя сказать об этих врачах, что они ушли от Торы, предали ее идеалы. Они подобны “еврейским детям, которые выросли среди неевреев”. Назвать их “отступниками” — невозможно...

 

Автор текста Моше Гойхберг



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвертом (из шести) разделе Талмуда Незикин.

Весь этот раздел посвящен исследованию ущерба, который один человек может нанести другому и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. на сайте Введение к трактату Бава Кама).

Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство (подробнее — см. на сайте ответы “Поклонение идолам сегодня — что это?” и “Кому поклоняются представители других религий?”).

Почему же трактат Авода Зара помещен в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь?

Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям.

В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3).

Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4).

Разберем каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата.

“Не проявляйте интерес (и не обращайтесь)”. На иврите это звучит — аль тифну (отрицательная форма повелительного наклонения от глагола лифнот, который употребляется в двух значениях: “проявлять интерес”, “обращаться к...”; отсюда — уточнение в переводе цитаты). Это означает, — чтобы вы внутри (в сердце, в душе) не культивировали никакого интереса... Ибо интерес этот не безобиден. Поскольку человек не в состоянии разумом своим охватить духовные понятия, интерес к надуманным концепциям, теориям и т.п. вытесняет в его сердце ощущение Всевышнего.

“К силам”. На иврите — эль ѓа-элилим. Элиль — это духовная, властная сила; объект, вызывающий страх, провоцирующий на поклонение, преклонение перед ним.

Наши Учителя обращают внимание на одну особенность фразы: в ней не сказано — “ни к какой силе”, но — “к силам” (во множественном числе). И объясняют: потому что обращение к чему бы то ни было, кроме Всевышнего, неминуемо приводит к множественности сил, как раньше говорили — к многобожию.

“И не создавайте себе”. На иврите — ло таасу лахем. Эти слова передают как бы процесс поклонения. Стоит человеку лишь выделить силу и придать ей автономную значимость, как он сам начинает создавать себе идолов, обретающих форму мировоззренческих, религиозных и пр. концепций, “измов” и т.д.

...богов экранирующих”. На иврите — элоѓей масеха. Первое слово (здесь — употреблено в особой грамматической форме; основная его форма — элоѓим) означает — “боги”, “представители сил влияния”. Второе слово, масеха — “экран”, “перегородки”, “занавеси”.

То есть, начав с поклонения силам, человек создает себе мировоззрение, “экраном” отделяющее его от Всевышнего.

В этом и заключается незек — ущерб, который наносит себе человек, и всем, на кого он оказывает влияние. В нашем трактате говорится и о восстановлении справедливости, что в данном контексте означает — устранение “экрана”, возвращение к Творцу. И это объясняет, что “делает” трактат Авода Зара в разделе Незикин.

В трактате — 5 глав, 76 листов.

 

 

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

У нас — смешанная семья. Меня беспокоит атмосфера шаббата…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля