Лидеры мира
Торы
удостаиваются
авторитета
не благодаря
какой
Лидеры мира Торы
удостаиваются авторитета не
благодаря какой-либо
должности или в результате
избирательной кампании. Он
достигается естественным
путем…
ИНОЙ
ВЗГЛЯД НА ЛИДЕРСТВО
Йонатан
Розенблюм
Вспомним
избирательные кампании в
Израиле. Наши политические
лидеры неизменно обвиняли
друг друга в излишнем эгоизме.
Нетрудно
заметить, что за всеми
политическими махинациями и
манипулированием фактами и
связями стоял при этом один,
главный вопрос: кто выиграет?
В партии
Труда, Ицхак Рабин и Шимон
Перес больше десяти лет вели
жестокую и неприглядную
борьбу за лидерство. Лишь для
того, чтобы впоследствии этим
занялись Перес и Эхуд Барак.
В Ликуде
умеренному Шамиру в его
собственном кабинете
противостояла группа
министров-“ястребов”. А потом
двое из этих “ястребов”
оказались далеко слева. Так
было значительно выгоднее. А
потом пришел Биньямин
Нетаниягу…
Но кто бы
ни возглавлял список, в
результате обнаруживалось,
что он не способен управлять
страной. Успешные выборы не
обеспечивали победителю ни
уважения, ни авторитета.
Кроме
удовлетворения требований
своих коалиционных партнеров,
главе правительство
приходилось большую часть
времени тратить на массаж
чувствительного эго
собственных министров, каждый
из которых измеряет успех
величиной бюджета
собственного министерства.
Столкновение
амбиций, конечно же,
развлекает тех, кто
воспринимает политику как
спектакль. Например, Давид
Леви, все время продвигающий
самого себя на высокие посты,
напоминает старого сатира.
Другие постоянно оглядываются
на преуспевающих лидеров
центра… И так далее.
Все это
было бы очень забавно, если не
думать о серьезности стоящих
перед нами проблем.
А как
выбирают лидеров в мире
иешив? Авторитет
зарабатывается здесь не
благодаря какой-либо
должности или в результате
избирательной кампании. Он
достигается естественным
путем.
Община
просто знает, что они из себя
представляют. Их власть –
изъявление глубокого уважения,
с которым к ним относятся.
Процесс
их избрания непостижим для
внешнего мира. Когда четверть
миллиона евреев провожали в
последний путь гаона (гения)
Якова Коневского или рава
Шломо Залмана Ойербаха,
светская пресса не могла
объяснить причину столь
всеобъемлющей печали. Они ведь
не занимали официальных
постов. Само отсутствие постов
указывало, что к этому
ощущения глубочайшей утраты
не примешивались ни лесть ни
корысть. Как говорили наши
мудрецы, того, кто бежит от
почета, почет преследует.
Один из
“экспертов религиозной жизни”,
который достаточно часто дает
интервью, несколько лет назад
предсказал, кто будет
преемником рава Элиэзера Шаха
(столетнего главы иешивы
Поневеж в Бней-Браке). Лишь на
том основании, что названный
им “кандидат” — прекрасный
оратор.
Тем, кто
знаком с миром иешив, подобные
предсказания смешны.
Большинство религиозных
лидеров редко можно услышать
вне стен залов, где учат Тору. А
если они широко известны, то
лишь благодаря своим
опубликованным работам по
Торе.
Эти
лидеры не командуют дивизиями.
Их авторитет держится только
на уважении общины к их слову.
Рава
Моше Файнштейна однажды
спросили, как он стал
крупнейшим авторитетом своего
времени в Ѓалахе. Он ответил с
улыбкой: “Люди спрашивали мое
мнение, и, надеюсь, доверяли
моим ответам. А поэтому все
больше и больше спрашивали”.
Когда
кто-то попытался узнать, на
каком основании рав Аарон Лейб
Штейнман, современный лидер
мира литовских иешив, берет на
себя решение ответственность
за решение проблем, имеющих
общественное значение, он
ответил: “…Они спрашивают, а я
отвечаю”.
Если
мантия лидера поколения
возлагается на чьи-то плечи,
это означает, что уже десятки
лет он — уважаемая фигура в
кругах знатоков Торы. Простота
его жизни и исключительная
преданность Торе
демонстрируют, насколько он
удален от материального мира.
В его доме лампочки без
абажуров, несколько
обшарпанных стульев и стол. И
это его главные владения.
Кроме книг, разумеется,
которые стоят на самых дешевых
полках.
Хозяин
дома, в котором гостил рав
Штейнман во время недавнего
визита в Америку, был
шокирован тем, что его завтрак
и ужин состояли из двух кусков
грубого хлеба и молока.
Подозрения в мании величия при
знакомстве с такими людьми
просто не возникают.
Трепет, с
которым относится община к
своим лидерам, отражает тот
факт, что лидеры целиком
отдали себя общине. Однажды
один студент, в то время еще
нерелигиозный, спросил
Бостонского ребе: “Что
значить, быть ребе”? Он
ответил: “Это значит быть
доступным для людей двадцать
четыре часа в сутки”. Потом у
этого молодого человека было
много возможностей убедиться
в истинности этих слов.
Всякий
еврей, при необходимости
поговорить с равом Штейнманом,
равом Каневским или ребе из
Гур, может встретиться с ними в
течение нескольких дней, а,
скорее — часов. Сколько дней
или месяцев, сколько усилий
потратит простой еврей, чтобы
его принял премьер-министр?..
Во время
своего исторического визита в
Америку вместе с ребе из Гур,
они отправились, чтобы собрать
деньги на религиозное
образование в Израиле, рав
Штейнман принимал посетителей
до часа ночи. Те, кто отчаялись
найти спутника жизни, больные
или студенты иешивы, которые
хотели разобраться в каком-то
вопросе – все приходили
поговорить или получить
утешение.
Однако в
четыре утра этот 84-летний
человек снова сидел на скамье
без спинки, изучая Талмуд. Даже
после нескольких дней
бодрствования в течение
двадцати одного часа, он не
изменял свою практику
обучения ежедневного класса
Хумаша (Пятикнижия). И пока он
был в США, в переполненных
учеными Торы залах он дал ряд
основательных галахических
лекций, не пользуясь даже
собственными записями.
Не
удивительно, что каждый день к
пяти утра дом его хозяина
заполняли сотни людей, которые
почитали за честь молиться
вместе с ним. Залы Бруклина
собирали по двенадцать тысяч
человек, которые приходили,
чтобы его увидеть.
Можно
лишь посетовать, что среди
наших политических и
общественных деятелей нет
лидеров, которые заслужили бы
тот же трепет и уважение.
Йонатан Розенблюм,
обозреватель Джерузалем
Пост
|