— Когда страдает один человек, — говорил
в своем обращении рав Хаим Малинович, — это
означает, что ему необходимо пересмотреть
свое отношение к жизни, проанализировать
совершенные им поступки, чтобы понять, как
исправить положение, в котором он оказался.
Если же невзгоды преследует общину (народ) в
целом, важно осознавать, что те беды,
которые переживает народ, могут быть
результатом коллективных действий —
политики, осуществляемой нашими лидерами
от имени всего народа Израиля.
Исследуя тексты Торы, наши Учителя
установили, что Всевышний, управляя миром,
использует определенные «механизмы»
воздействия на свое Творение. Один из них —
принцип мида кенегед мида (в переводе —
«мера за меру»). Этот принцип Торы подробно
анализируется в раввинской литературе. И
состоит он в том, что человек (равно как и
общество в целом) в каком-то смысле
выстраивает свою судьбу сам. Его поступки
как бы «возвращаются к нему», определяя
жизненные обстоятельства, в которые он
попадает.
Для иллюстрации возьмем широко известный
пример. Фараон, когда евреи были рабами в
Египте, знал о существовании этого принципа
Управления миром. Принимая решение о
ликвидации всех еврейских младенцев
мужского пола (см. на сайте, к примеру, обзор
недельной главы Шемот, второй
годовой цикл), он дает распоряжение топить
новорожденных в водах реки Нил. Прежде
всего, потому что ему было известно об
обещании Всевышнего, которое Он дал после
Потопа — никогда в будущем не уничтожать
мир таким способом (водой). Значит, рассудил
фараон, Творец не сможет наказать меня,
воспользовавшись принципом мида кенегед
мида. Но расчет его оказался неверным —
войско его погибло в водах Тростникового (ныне
— Красного) моря…
Принцип мида кенегед мида играет в
нашей жизни очень важную роль. Поскольку
Всевышний не говорит с нами напрямую, Он
доводит до нас свое Послание другими
способами. Когда мы делаем что-то
неправильно, мы получаем наказание, которое
демонстрирует нам, в чем именно мы
совершили ошибку.
В прошлом (2005-м) году евреи выгнали своих
братьев из их домов. В прошлом году евреи
своими руками разрушили еврейские дома и
синагоги. В прошлом году одни евреи лишили
других источников существования, имущества,
общин, в среде которых жили пострадавшие.
Не все сумели вынести это — некоторые,
когда причиненные «братьями» страдания
превысили их физические возможности,
умерли.
Многие, особенно — из молодежной среды,
оторванные от своей земли, разуверились в
еврейских идеалах, потеряли ощущение, что
жизнь имеет смысл.
Часть изгнанных из собственных домов
евреев до сих пор остаются неприкаянными и
бездомными — в поисках места, где они
смогут снова обрести дом и общину,
избавиться от тягот неопределенности.
В данном случае, причиной общественной
трагедии не были действия отдельных людей.
Истинная причина — поведение всей общины
Израиля в целом. Это становится очевидным,
когда мы спрашиваем себя: что мы сделали,
чтобы воспрепятствовать «народным
избранникам» в реализации выдвинутой ими
программы «одностороннего размежевания»?
В этом году евреи вновь покидают свои дома
в поиске безопасных мест. У родственников, у
друзей или просто у чужих людей, готовых
принять у себя обездоленных, спасающих свои
жизни и жизни своих детей.
Многие еврейские беженцы остались без
крова — здания, в которых они жили,
разрушены прямыми попаданиями ракет,
выпущенных боевиками Хизбаллы с территории
Ливана. Люди потеряли имущество, бизнесу
нанесен, возможно, непоправимый урон,
общины распадаются…
В прошлом году никто нас не подгонял. У нас
было достаточно времени на то, чтобы
позаботиться о будущих изгнанниках,
сделать так, чтобы никто из них не оказался
на улице. Но, когда изгнание началось,
выяснилось, что далеко не у всех есть место,
куда они могли бы переселиться. Им
предоставили временное жилье, пообещав
решить их проблемы. Потерпите, мол, каких-нибудь
десять дней, а потом… «Десять дней»
обернулись десятью месяцами. И конца этому
не видно…
В этом году беда нагрянула в людские дома
внезапно, не дав времени опомниться и
спланировать, как дальше жить. Что ж, значит,
надо искать временные решения. В конце
концов, долго ли продлится война?
Но, похоже, период «временных неудобств»
— затягивается. И никто не в состоянии
сказать наверняка, когда люди смогут
вернуться к обычному жизненному ритму.
Можем ли мы игнорировать очевидное?
Три недели страданий в прошлом году… Три
недели — в этом…
Отрицать связь событий, происшедших в
прошлом году, с событиями, которые
происходят сейчас — это значит не
признавать той связи, которая существует
между нами и Всевышним.
Община Израиля получает то, что заслужила.
Это — практическая реализация принципа мида
кенегед мида.
Если сегодня мы не остановимся, хотя бы на
миг, чтобы подумать над тем, что мы делаем
неправильно, нам неизбежно придется снова и
снова учиться на собственных ошибках. И —
платить за эту «учебу» непомерно высокую
цену. Эта цена измеряется нашими бедами,
потерями и невзгодами, нашими жизнями…