К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…
Целый день я провел с равом Шломо Раананом, основателем
организации «Аелет а-Шахар», цель которой — распространение еврейского
мировоззрения и еврейской традиции в нерелигиозной израильской среде…
К ДАЮЩЕМУ НЕ ПРИСТАНЕТ ДУРНОЕ
Йонатан Розенблюм
Только за последние несколько лет организация направила на жительство
религиозные семьи в 65 нерелигиозных кибуцев и поселений. И в прошлом году почти
во всех этих местах Аелет Ашахар провела, например, молитвенные
службы в Йом Кипур, в которых участвовало в среднем до 100 человек (в каждом
отдельном населенном пункте). А в период Суккота ее активисты организовали 265
мероприятий.
Деятельность Аелет Ашахар доказывает, что даже одна религиозная
семья, поселившаяся в самом «левом», самом «антирелигиозном» кибуце, способна
изменить отношение многих его жителей к Торе и к религиозным евреям.
…Нашу неспешную беседу с равом Шломо Раананом прервал телефонный звонок.
Секретарь одного из «левых» кибуцев попросил у рава совет, что нужно сделать,
чтобы получить разрешение на строительство миквы (специальный бассейн для
духовного очищения) в его кибуце.
— В этом нет ничего удивительного, — произнес рав Раанан, положив трубку на
аппарат. — В нашей практике бывает всякое.
И рассказал мне такой случай.
Молодого религиозного еврея, учащегося колеля (учебное заведение, где
обучаются женатые люди), послали машгиахом в киббуц около Тверии (в его
обязанности входил контроль за кашрутом на кибуцной кухне). Встретили его
враждебно. Директор местного магазина, например, заявил: «Мне плевать, что ты
тут живешь! В мой магазин не ходи, обслуживать тебя не буду!». Когда молодой
человек пришел в дом, владельцы которого, как предполагалось, хотели, чтобы
религиозный человек помог им организовать шаббат «по всем еврейским
правилам», оказалось, что все наоборот. «На что мне сдался ваш иудаизм!? —
прокричал ему хозяин с порога. — Терпеть не могу таких, как ты!».
Но прошло два года, и в том самом кибуце поселилась молодая религиозная
семья. Они настолько расположили к себе соседей, что вскоре им предложили
возглавить кибуцный культурный комитет.
— Они, правда, по некоторым объективным причинам вынуждены были отказаться, —
заключает рав Шломо. — Но сделанное им предложение, само по себе, говорит о том,
что «лед тронулся».
Другую молодую пару организация Аелет Ашахар отправила в
поселение Илания, недалеко от Афулы. Глава этой семьи — учащийся религиозного
колледжа. Его жена открыла в Кфар Тавор (тоже в окрестностях Афулы) детский сад.
Приезд молодой семьи оказался значительным событием в дремлющей деревушке,
насчитывающей 120 семей.
— Я счастлива, что мои дети будут расти именно здесь, — говорит эта молодая
женщина. — Здесь они не собьются с верного пути. Потому что в Илании они учатся
давать, нести другим свет Торы, тем, кто родился в нерелигиозной семье и не
получил религиозного образования. С малых лет у моих детей есть цель...
В еврейской традиции, в системе законов кашрута, есть ѓалахическое
правило: посуда, которая «отдает», не абсорбирует в себя частицы пищи (на иврите
оно звучит так; эйн полет болеа), которая в эту посуду попадает. К
примеру, таким свойством обладает посуда из стекла — ее легко откошеровать. А
вот некоторые виды пластика «впитывают» в себя частицы продуктов. Поэтому такая
посуда не поддается кошеровке.
Похоже, правило это молодая женщина перенесла на людей: тот, кто отдает, к
нему не пристает ничего «дурного». И она, пожалуй, права. Потому что умение
отдавать — самая лучшая защита от плохого. Оно «не попадает» внутрь человеческой
«структуры», если у человека есть прочные, высокие идеалы.
Я сам не раз наблюдал и слышал от раввинов, что в израильских поселениях,
удаленных от больших городов, дети «старше» своих городских сверстников. Потому
что они — внутри общинной «семьи» и вместе с взрослыми заняты общим делом. Они
знают каждого, кто приходит в синагогу. Знают, кто в поселении нуждается в
помощи.
Дети из таких семей с ранних лет приучены навещать больных и пожилых людей.
Это считается их обязанностью. Достигая определенного возраста, они идут учиться
в йешивы (религиозное учебное заведение) и, как правило, выгодно отличаются от
своих городских соучеников. Этому есть простое объяснение: их сверстники никогда
не брали на себя ответственность за других и не были связаны с людьми разных
возрастных групп общим делом.
Дети из небольших еврейских общин по сравнению с детьми из аналогичных общин
больших городов проявляют большую терпимость по отношению к людям, которые
только начинают жить по еврейским законам. И в то же время их убеждения —
тверды. Они понимают, что должны устоять, сохранить еврейское мировоззрение в
среде людей разных взглядов.
Как это ни парадоксально, быть может, звучит, но религиозные дети, выросшие,
скажем, в Тель-Авиве (где в центральной синагоге на молитвах даже в шаббат
не всегда набирается миньян), проявляют большую стойкость в своих
убеждениях, нежели их сверстники, воспитанные в Бней Браке (город, где
религиозное население составляет большинство). Потому что в Бней Браке их
окружает в основном «однородная» среда. Тогда как религиозным детям Тель-Авива
ежедневно приходится сталкиваться с совершенно иной реальностью. И это
«закаливает» их.
Кроме того, родители, дети которых растут в религиозной среде, как правило,
«расслабляются» и уделяют им недостаточно внимания, рассчитывая на то, что
«пробелы» в воспитании восполнит хедер, школа или йешива.
Родители детей, живущих в маленьких общинах, напротив, обычно делают все,
чтобы их дети получили знания Торы и усвоили ее ценности. Больше занимаются с
учениками и раввины маленьких общин, стараясь подготовить их так, чтобы они,
попав в городскую йешиву не чувствовали себя некомфортно, полагая, что отстали
от городских сверстников.
Лишь немногим из нас повезло жить в крепкой, процветающей религиозной общине.
«Я бы хотел жить только в таком месте, — говорил раби Йоси бен Кисма, — где все
вокруг изучают Тору» (Мишна, трактат Пиркей Авот — «Наставления
отцов», гл. 6, раздел 9).
Это так, но нам есть чему поучиться у тех идеалистов, которые отказались от
жизни в такой общине, чтобы вернуть своих братьев и сестер к их корням и
возвратить им их наследие.
Журнал «Мишпаха», Израиль
Йонатан Розенблюм,
автор многочисленных статей в Джерузалем Пост (Израиль)
и Джуиш Обзервер (Нью-Йорк, США)
Обозреватель газеты Джерузалем Пост
|