В книге рава Элиягу Десслера (один из
крупнейших Учителей прошлого поколения;
Литва – Англия – Израиль, первая половина
20-го века) Кунтрас а-Бехира
встречается «пугающее», на первый взгляд,
высказывание. Суть его сводится к тому, что
действия человека, какими бы возвышенными
они ни были, не зачтутся ему в заслугу, если
не являются результатом его работы над
собой. Выполнением мицвы (заповеди)
считаются лишь такие хорошие, добрые и
благородные поступки, которые мы совершаем,
сознательно пользуясь предоставленной нам
Всевышним свободой выбора.
Иными словами, если мы делаем что-то по
принуждению или, имитируем чье-то поведение,
приняв к сведению, что оно — образец для
подражания, это, по сути, не причисляется к
нашим собственным действиям. Рассчитывать,
что какое-либо дело зачтется нам в заслугу
можно только в том случае, если мы
вкладываем в него частичку себя, когда это
дело обдумано нами и прочувствовано.
Рав Десслер, в сущности, разъясняет нам,
что мы формируем свою личность, только
когда применяем на практике данное нам
право свободного выбора. А это происходит,
когда внутри человека идет борьба между
негативными и положительными побуждениями.
Ибо именно эта борьба обеспечивает
осознанность человеческих поступков. И
если ее нет, действия человека следует
признать «автоматическими».
Мы неизменно пользуемся свободой выбора
даже в «общении» с Творцом мира. Потому что
в данной жизненной сфере мы должны быть
предельно искренними. Истинные отношения
строятся на индивидуальных особенностях
сторон, на тех качествах, которые этим
сторонам присущи. И не могут развиваться на
основе принуждения или под давлением
неподконтрольных человеку обстоятельств.
Процесс самоопределения требует
реализации права выбора.
Рассмотрим исторический пример.
В Торе рассказывается об Ицхаке и Ривке,
об их страстном желании иметь детей и о том,
как они молили об этом Всевышнего — «И
молился Ицхак Всевышнему о жене своей, ибо
она была бездетной; и Всевышний внял его
мольбе, и зачала Ривка, жена его» (Берешит,
гл. 25, ст. 21).
Анализируя слова «и внял его (Ицхака)
мольбе», Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) пишет, что Творец ответил
на молитву Ицхака, а не Ривки, потому что
несравнима молитва праведника, рожденного
отцом-праведником, с мольбой праведницы,
отец которой — нечестивец.
Тут
возникает закономерный вопрос: разве не
большего заслужила Ривка, сумев стать
праведницей, несмотря на то, что
воспитывалась в доме непорядочного
человека? Ведь ее отцом был Бетуэль, а
братом — Лаван. И оба они, как мы знаем из
текста Торы — нечестные люди, способные на
обман.
Ответ на этот вопрос может быть таким: у
нас нет «инструмента» для подобных
сравнений, ибо нам не дано по-настоящему
оценить всю глубину праведности Ицхака.
Отцом Ицхака был Авраам — величайший
человек на Земле, который сделал
удивительное для его времени открытие.
Анализируя суть мироздания, он первым
составил представление об Единстве
Всевышнего. И — передал свое знание всему
миру.
Ицхак вполне мог стать достойным примером
для подражания, если бы просто перенял у
отца путь служения Творцу. Но он, восприняв
стиль жизни Авраама, добавил к нему новый
аспект. Что и сделало его истинным
праведником.
Если основное качество Авраама в служении
Всевышнему — хесед (добро, милосердие),
то у Ицхака это — гевура (сила;
устремление в глубины собственной души и
ввысь — к Творцу). Ицхак, казалось бы,
выполнял те же действия, что и Авраам (он, к
примеру, восстановил колодцы, вырытые
Авраамом), но сумел превратить дела отца — в
свои дела.
В своем комментарии к процитированному
выше отрывку Раши подчеркивает, что Ицхак
достиг большего, нежели Ривка, которая
сумела стать праведницей вопреки
воспитанию, которое получила в детстве.
Урок, преподанный равом Десслером, важен
для каждого из нас, особенно — для
родителей и педагогов. Он дает нам
возможность выработать правильные
критерии успеха в воспитании детей. Если
наши дети послушно следуют законам Галахи и
нашим указаниям, у нас еще нет причин «почивать
на лаврах», полагая, что мы дали им хорошее
воспитание. Испытывать удовлетворение от
своей воспитательной работы мы можем, если
убедимся, что сумели по-настоящему
вдохновить их на выполнение мицвот.
Убедимся, что они, наши дети, поступают так,
как следует поступать, не из страха
наказания, но — по здравому размышлению,
вкладывая в свои поступки частички
собственной души.
Это не означает, что принуждение из
воспитательного процесса необходимо
вообще исключить. Оно, как негативное (под
страхом наказания), так и позитивное (похвала
и награда), вполне легитимно и дает желаемый
результат в общении с ребенком раннего
возраста. С помощью принуждения маленьких
детей приучают, например, к исполнению мицвот.
Ибо сами они еще не в состоянии осознать
глубинный смысл заповедей и понять, почему
их надо выполнять.
Однако нельзя забывать, что в данном
случае мы имеем дело с неким «техническим»
приемом, который не имеет ничего общего с
воспитанием, предполагающим работу
духовного наставника. Такое воспитание
помогает развить в ребенке собственное
понимание проблем, с которыми ему придется
сталкиваться, его способность правильно
ориентироваться в различных ситуациях. И
никакое принудительное навязывание ему
каких-либо шаблонов поведения не в
состоянии дать тот же результат.
Цель воспитания, как такового, — говорит
рав Моше Гольдштейн (глава йешивы «Шаарей
Йошер», выдающийся педагог, известный в
Израиле своим особым подходом к ученикам в
состоянии духовного кризиса) подчеркивая
разницу между истинным воспитанием и
принуждением, — состоит в том, чтобы
научить ребенка выполнять мицвот с
пониманием, почему он поступает и делает
так, а не иначе. В том, чтобы он делал то, что
надо, по собственной воле. И основные
элементы в этом процессе — разъяснение,
диалог и влияние.
Если подросток изо дня в день ведет себя
хорошо, это должно насторожить его
наставников, — отмечает рав Гольдштейн, —
стать причиной для того, чтобы с еще большим
вниманием понаблюдать за ним. Возможно, в
его поведении выработался некий «автоматизм»,
и он совершает такие поступки, которых от
него ждут окружающие. Дети, занятые
формированием собственной личности, и в
процессе этого формирования, в результате
внутренней борьбы самостоятельно
принимают решение соблюдать заповеди,
могут показаться подчас «проблемными».
Потому что борьба всегда предполагает
взлеты и падения.
Если взрослые подавляют волю ребенка, это
в какой-то момент может спровоцировать
противодействие и даже бунт. Довольно долго
такой ребенок внешнее будет оставаться
спокойным, особенно — в присутствии тех,
кто его подавляет. Но внутри него кипят
страсти, он — напряжен. И так будет
продолжаться до тех пор, пока его нервное
напряжение не достигнет критической точки.
Тогда-то и произойдет «взрыв», разрушающий
всю систему привитых ему поведенческих
навыков.
Воспитание — длительный и медленный
процесс. Его результаты почти всегда
накапливаются постепенно, шаг за шагом.
Скорый итог воспитательного воздействия —
крайне редкое явление.
Принуждение, напротив, дает мгновенный
эффект. Однако правильное воспитание
сформирует личность человека на всю жизнь.
А результат принуждения может растаять, как
дым, сразу же после того, как принуждающий к
чему-либо стимул теряет свою силу или в
изменившихся обстоятельствах уже не
применим.
Так почему же многим родителям и учителям
методы принуждения представляются столь
соблазнительными?
Потому лишь, что это — легкий путь, да еще
приносящий «скороспелые» плоды. Угрозой
или обещанием награды заставить детей
сделать что-то (или чего-то не делать) —
гораздо проще, нежели воодушевить их,
скажем, на исполнение мицвот.
Нашим образовательным учреждениям, к
сожалению, не хватает ресурсов, чтобы
обеспечить индивидуальный подход к каждому
ученику. Поэтому и развита у нас явная
тенденция требовать от школьников, чтобы
они придерживались определенных норм
поведения. Зачастую педагоги даже не
считают нужным объяснять, почему так важны
предъявленные ими к детям требования.
В каком смысле каждая йешива напоминает «прокрустово
ложе», — сказал однажды рав Яаков
Каменецкий (глава йешивы «Тора ве-Даат», Нью-Йорк;
Россия - США, 20-й век), — где каждого ученика
подгоняют под общий стандарт.
Те, кто всерьез стремится стать хорошим
педагогом и получить благодатный результат
от своей работы, не ищут простых путей и
умеют противостоять соблазну,
предполагающему использование быстрых и
легких способов воспитания. Они никогда не
забывают о том, что истинная цель
воспитания — выявление внутренних
ресурсов ребенка. Чтобы в дальнейшем помочь
ему правильно реализовывать свое право на
свободу выбора. Тогда каждая исполненная им
мицва будет его, а не чьим-то еще,
достижением.
Если мы будем воспитывать наших детей
именно так, у нас может появиться надежда на
то, что они не оступятся в жизни и пойдут
верной дорогой. Как сказано об этом в книге Мишлей
(Притчи царя Шломо): «Наставляй юношу в
соответствии с особенностями его личности,
и он не свернет с пути, даже когда
состарится» (гл. 22, ст. 6).