Люди часто спрашивают меня, откуда я родом. А когда я объясняю, что я — в
семнадцатом поколении британец, отказываются верить. Большинство считает, что
британское еврейство существует, максимум, два-три поколения и по происхождению
оно — из Восточной Европы.
Однако факт остается фактом: моя семья прожила в Великобритании 350 лет.
Кроме того, в отличие от большинства британских евреев, мы принадлежим к
сефардской ветви (то есть нашими предками были испанские и португальские евреи).
Моей семье позволили приехать в Британию сразу же после окончания гражданской
войны в Англии, когда лорд Оливер Кромвель, протектор Великобритании, одержал
победу над монархистами и отчаянно нуждался в инвестициях — чтобы возродить
обескровленную длительным противостоянием британскую экономику.
Представитель еврейской общины Амстердама раввин Менаше Бен-Исраэль направил
Кромвелю петицию, с просьбой, чтобы тот разрешил евреям вернуться на Британские
острова, где, по распоряжению властей более трех с половиной веков не было ни
одного еврея. После ожесточенных споров в британских верхах (некоторые выступили
против возвращения евреев в Британию) Кромвель все же удовлетворил ходатайство
Менаше Бен-Исраэля.
Первая британская еврейская община несколько столетий подряд состояла из
горстки семей, решившихся покинуть процветающую общину Амстердама и попытать
счастья в Лондоне. Со временем количество еврейских семей здесь возросло, и на
английской земле построили первую синагогу — синагогу «Бевис Маркс». Здание этой
синагоги сохранилось до наших времен, но используется оно редко.
Мое еврейско-английское наследие богато почетными титулами и гербами. Отсюда
у меня — некое «раздвоение личности». С одной стороны, я горжусь достижениями
британского еврейства, с другой — мне грустно, когда вспоминаю о том, что
Великобритания сделала с евреями.
Сегодня на островах Туманного Альбиона в большой моде понятие «истинно
британский». В связи с этим все больше людей задаются вопросом: что в него
вкладывается? Какими качествами должен обладать человек (или предмет), чтобы о
нем можно было так сказать? Понятно, что данная характеристика не обозначает
национальную принадлежность.
Впрочем, никто не назовет, например, человека с темной кожей «британским
африканцем». Но евреи, в отличие от них, вполне могут скрыть признаки своего
культурного и этнического наследия. И если они ставят перед собой такую цель, им
это всегда удается, и они становятся «истинными британцами».
Это поставило многих евреев, в особенности представителей моего поколения, в
весьма затруднительное положение. Некоторые, не желая считаться «чужаками» и
чувствовать, что к ним относятся с неприязнью, стараются полностью слиться с
культурным и социальным «ландшафтом» Объединенного Королевства, не сохраняя
почти никаких черт, отличающих еврейский народ от других народов. Они
придерживаются только английских обычаев и даже «перекраивают» свои имена на
английский манер.
Мой дед, отправляясь на фронт во время Первой мировой войны, предпочел
изменить свою «иностранную» фамилию Перейра-Перез на привычную на для
английского уха — Перри. Точно так же поступил и отец, принимавший участие в
сражениях Второй мировой войны. Так эта фамилия и закрепилась за нашей семьей.
Следует добавить, что главный равви Великобритании Йонатан Сакс
порекомендовал евреям, проживающим в стране, вместо кипы носить на улице кепки,
береты или шляпы — исключительно по соображениям безопасности.
Почему недоверие британцев к евреям затрагивает более высокие слои общества и
так сильно отличается от других распространенных в мире форм антисемитизма?
У меня на этот счет — собственное мнение. Дело в том, на мой взгляд, что в
Великобритании процветает особый снобизм. Британцы полагают, что достигли вершин
цивилизации, что они — «прародители» демократии, что именно они несли и несут
культуру многим народам мира. Однако им приходится мириться с многолетним
присутствием на их территории народа, который для них — живое напоминание о том,
что их «цивилизация» относительно молода.
Прекрасная иллюстрация этого «столкновения интересов» — слова
премьер-министра Бенджамина Дизраэли (вторая половина 19-го века), которые он
произнес в ответ на антисемитский выпад против него в Палате Представителей. «В
то время, когда предки моих достопочтенных оппонентов были дикарями на никому не
известном острове, — сказал он, — мои предки служили в Храме Соломона (царя
Шломо)».
Многие британцы склонны взирать свысока на достижения большинства народов. И
только один из них постоянно опускает их с небес на землю. В этом и заключается
суть проблемы. Это, очевидно, весьма раздражает высшие слои британского общества
и становится причиной антисемитских выпадов, которыми пестрит второсортная
британская пресса.
Если в большинстве западных стран антисемитизм получает самое широкое
распространение в среде неимущих, в Объединенном Королевстве его апологеты чаще
всего встречаются в высших британских кругах.
После кровавых погромов 11-13 вв. английское еврейство покинула Британские
острова и вернулось три с половиной века назад. Когда я оглядываюсь на
британское прошлое моей семьи, к чувству гордости, которое я испытываю в такие
мгновения, примешивается ощущение ужаса. Я понимаю, что британские евреи
воевали, и долго еще будут воевать, отстаивая свою самобытность, свое еврейское
будущее. И это будущее, откровенно говоря, представляется мне весьма туманным.
Но я уже не буду участвовать в этой войне. Я сделал свой выбор. По моей линии
в нашей семье не будет восемнадцатого поколения британских евреев. Я вернулся в
Израиль — туда, где история моего народа во много раз продолжительнее краткого
пребывания моей семьи на Британских островах…