Установление в Израиле двух выходных дней должно было бы решить множество
проблем. И не грозило бы при этом никакими «нежелательными эффектами». Тем не
менее, это предложение, внесенное на рассмотрение Нахумом Лангенталем, в прошлом
депутатом от Национальной Религиозной партии, предыдущий состав Кнессета
(израильский парламент) отверг.
Сегодня ту же, вполне осуществимую, логичную и в высшей степени своевременную
идею вновь выдвинула Лея Несс, член Кнессета от партии Ликуд
Лея Несс предлагает дать большинству израильтян два полных выходных дня -
субботу и воскресенье, а пятницу сделать укороченным днем (пять рабочих часов).
В субботу, по ее проекту, все коммерческие предприятия, согласно принятому в
Израиле закону о Шаббате, будут закрыты. Так же, как сегодня, в субботу не будет
функционировать общественный транспорт. Но по воскресеньям все магазины и
транспорт будут работать. У израильтян появится возможность в воскресные дни
всей семьей делать покупки, выезжать на природу, организовывать и посещать
развлекательные мероприятия.
Следует отметить, что проект Леи Несс не назовешь «новшеством». Подобная
практика десятки лет успешно осуществляется в большинстве стран Европы. С той
лишь разницей, что там магазины открыты по субботам, а воскресенье - день
полного отдыха.
Два выходных дня в Израиле разрешили бы столько лет непрекращающиеся споры о
шаббате, соблюдение законов которого имеют в еврейском государстве непреходящую
ценность.
Сейчас владельцы городских магазинов и развлекательных центров страдают от
того, что лишены возможности торговать в выходные (субботние) дни, когда наплыв
потребителей мог бы быть наиболее массовым (работа торговых точек на центральных
деловых улицах городов запрещена сегодня законом). А потому теряют значительные
прибыли и проигрывают в конкуренции с открытыми по субботам загородными
торгово-развлекательными центрами. С установлением дополнительного выходного (в
воскресенье), они получают реальные шансы значительно увеличить торговый оборот.
Бизнесмены, которые стремятся соблюдать шаббат, смогут делать это, не оказываясь
в невыгодном положении. Кончится дискриминация для тех, кто хотел бы получить
работу, но, придерживаясь законов еврейской традиции, вынужден заявить
работодателям, что не выходит на службу в шаббат.
Если учесть все это, становится очевидным, что и конфронтация между
религиозными и так называемыми «светскими» кругами израильского общества, если и
не исчезнет совсем, то, по меньшей мере, не будет столь болезненной.
Другой вопрос - не пострадает ли от внедрения в жизнь этого проекта
израильская экономика?
Специалисты утверждают, что потери будут настолько мизерными, что не окажут
негативного влияния на экономическое положение страны. Потому что в большинстве
случаев рабочие часы, освобожденные в воскресенье, могут быть компенсированы
удлинением рабочего дня в другие дни недели. При этом общее число рабочих часов
в неделю останется тем же.
С учетом этого новшества можно перестроить и график работы учебных заведений.
В течение недели школьники и студенты будут иметь меньше свободного времени, но
зато получат добавочный выходной, который позволит им значительно расширить
«список» развлекательных мероприятий. Даже если количество учебных часов в
школах не изменится, дополнительные часы отдыха вполне компенсируются за счет
более рациональной организации учебного времени в течение недели.
Несомненно, удлиненные выходные стимулируют и развитие туризма в нашей
стране. От этого выиграет и израильская валютная биржа, потому что тогда ее
расписание будет синхронизировано с расписанием работы мировых валютных бирж.
Посмотрим правде в глаза. Даже если предложение Леи Несс не получит одобрения
в Кнессете, долго нынешнее положение дел не продержится. Закрытые по субботам
коммерческие предприятия, как мы уже здесь говорили, постоянно подвергается
разорительной конкуренции со стороны больших загородных торговых центров и
мелких частных лавочек, которые работают семь дней в неделю. Это, в конце
концов, вынудит городских предпринимателей пойти на нарушение существующих
законов.
Хотим мы этого или нет, ситуация быстро меняется. И вопрос в настоящее время
ставится так: сможем ли мы приспособиться к неизбежным переменам и начать
контролировать и использовать их на благо израильского общества или позволим
анархии одержать победу, задать тон и усилить разногласия в нашей среде.
Всевышний дал евреям шаббат. Так почему же мы должны лишить себя выходных
дней, способных полнее обеспечить наши потребности?..