Больше всего я зол на себя и на других евреев диаспоры
Многому можно научиться даже у лютых врагов...
УРОК, ПРЕПОДАННЫЙ НАЦИСТАМИ
Ави Шафран
В своей молитве царь Давид просил Всевышнего “Сделай меня мудрее моих врагов”
(Теилим - Псалмы). Многие комментаторы прочитывают эту фразу иначе
- “От врагов моих сделай меня мудрее”. То есть - “Дай мне способность учиться у
врагов”.
Эта мысль пришла мне в голову, когда я знакомился с деталями меморандума,
представленного международной организацией Агудат Израэль на
конференции по материальным претензиям, предъявленным Германии.
Эта конференция была призвана осуществить контроль над возвращением и
распределением фондов, образовавшихся от продажи собственности евреев,
проживавших на территории Восточной Германии. Деньги были возвращены, но
владельцами реализованного имущества - не востребованы. Поэтому была выработана
общая формула распределения средств: 80% - на развитие институтов социальной и
психологической помощи людям, пережившим Катастрофу; 20% - на посвященные
Холокосту исследования и просветительство .
Наша организация внесла предложение: потратить часть денег из фондов (из тех
20-ти процентов, которые были выделены на исследования и просветительскую
деятельность) - на воссоздание в Европе еврейских общин и образовательных
институтов, которые во время войны были уничтожены нацистами и вновь отстроены в
наши дни.
За послевоенные годы проделана огромная работа. Практически в каждой
европейской стране восстановлены еврейские общины. Действуют синагоги,
функционируют иешивы. Однако вся система еврейского образования нуждается в
субсидиях, которые не так-то просто получить.
Сегодня мало кто знает, что значительная часть уничтоженных нацистами евреев
были религиозными. По данным исследований историка д-ра Михаила Беренбаума, в
прошлом возглавлявшего мемориальный музея Катастрофы в Соединенных Штатах, от
50-ти до 70-ти процентов жертв Катастрофы соблюдали еврейские традиции и были
полноправными членами какой-либо из нескольких тысяч существовавших в довоенной
Европе еврейских религиозных общин. В довоенной Европе насчитывали около 800
иешив для мальчиков и молодых людей и порядка 250 школ для девочек и молодых
женщин.
“Сегодня образовательные и общинные еврейские учреждения, - записано в
меморандуме, - больше всех в еврейской среде нуждаются в материальной помощи”.
Большое впечатление в содержании меморандума произвело на меня утверждение,
что иешивы и общины Европы имеют, быть может, исключительное моральное право на
определенную долю этих средств (из образованных фондов) - потому что “нацисты,
поставив перед собой цель уничтожить евреев, прежде всего, стремились
ликвидировать систему еврейского образования”.
Эта мысль, вероятно, покажется удивительной многим. В современном мире
утвердилось мнение, что нацисты хотели уничтожить евреев - как нацию. В этом как
будто бы и состояло “окончательное решение еврейского вопроса”. Причем же здесь
иудаизм?
В действительности дело обстояло не совсем так. Существование такой нации -
евреи - нацисты еще могли допустить. Преследуя евреев, они стремились стереть из
памяти людской их веру.
И это подтверждено многими свидетельствами.
К примеру, в 1930-м году главный идеолог Гитлера, Альфред Розенберг писал:
“Талмуд и Шульхан Арух - два столпа традиционного еврейского образования,
которые олицетворяют злостный характер евреев ”.
О том же весьма красноречиво свидетельствует и Указ высшего немецкого
командования от 1940-го года (он, кстати, приведен в меморандуме Агудат
Исраэль), в котором прямо сказано: “Запретить эмиграцию евреев из
оккупированной Польши - чтобы не допустить в Соединенные Штаты наплыва
раввинов, преподающих Талмуд...”. Такое распоряжение было продиктовано
боязнью, что польские религиозные евреи смогут внести свою лепту в духовное
возрождение американских евреев .
Жизнь продемонстрировала, что эти опасения и в самом деле не были
беспочвенными. Религиозные евреи, которым удалось иммигрировать после войны,
помогли возродить еврейскую жизнь во многих странах, восстановив общинные и
образовательные институты.
Это - удивительный факт: нацисты усматривали в еврейской религиозной жизни и
изучении Торы величайшую угрозу осуществлению их плана геноцида. Они, очевидно,
хорошо понимали то, над чем нам, современным евреям, тоже неплохо было бы как
следует задуматься: наше будущее как народа прямо зависит от того, что было
сущностью нашего прошлого - нашей религиозной традиции.
Сегодня каждый еврей в определенном смысле - потенциальный мститель за смерть
шести миллионов наших братьев. Наше отмщение не должно принять форму насилия.
Это - возвышенное, несущее в себе высокий смысл отмщение. И заключается оно в
величайшем триумфе над теми, кто надеялся нас уничтожить. Но оно включает в себя
и обязательства нашим религиозным наследием - мы должны бережно лелеять и
хранить то, что нацисты хотели у нас отнять.
Бесспорно, очень важно направить возвращенные фонды на цели образования и
исследования. Но у этих фондов есть и другая, не менее важная цель - укрепление
еврейских общин, всегда игравших значительную роль в еврейской преемственности.
Мы - в долгу перед нашими предками и потомками. И нам предстоит осознать, что
существует иной уровень возвращения долга, который - выше плоскости, в которой
можно чего-то достичь денежными ассигнованиями. Этот уровень - укрепление
еврейского образа жизни. И это - посильная задача для каждого из нас.
Вот чему учат нас те, кто сравнительно недавно пытался построить мир без
евреев, без еврейской традиции...
Ави Шафран ,
раввин
пресс-атташе еврейской организации Агудат Исраэль (США )
|