Вечером, когда у евреев начался Йом Кипур, 200 израильских арабов вышли на улицы
Акко. «Смерть евреям!», «Только попробуйте выйти из ваших домов — и мы убьем
вас!», — кричали они. «Демонстранты» били стекла еврейских автомобилей,
повредив, по меньшей мере, 110 машин, сожгли и разграбили десятки еврейских
магазинов и учреждений.
Все, казалось бы, предельно понятно. Они не любят евреев. Они не хотят мирно
сосуществовать с израильтянами. Они не признают еврейский закон. Они не ощущают
себя гражданами Израиля.
Если этот инцидент еще недостаточно проясняет состояние дел, можно рассмотреть и
другие факты. Вспомнить, например, о прошедшем в октябре этого (2008) года в
Акко арабском фестивале и проанализировать тексты приглашений, разосланных его
организаторами арабам, и на саму программу данного фестиваля.
Опасаясь провокаций со стороны арабского населения и новых актов насилия, мэр
Акко Шимон Ланкри, объявил о своем решении отменить традиционный всеизраильский
театральный фестиваль, который должен был начаться 15 октября. Тогда арабские
лидеры Акко решили устроить свой фестиваль. Альтернативный. И назвали его «Акко
— не одинок».
«Мы не подчинимся законам чрезвычайного положения, которые были введены после
нападений поселенцев (то есть еврейских жителей города), — писали его
организаторы в приглашениях, напоминавших «листовки». — Поселенцы хотят
произвести этнические чистки в восточных районах города. Мы призываем арабских
жителей города прийти в Старый Город Акко и разрушить поставленные там блоки.
Мероприятия, которые мы там организуем, призваны сохранить значение Акко, как
центра палестинского туризма, центра нашей культуры и истории».
Иначе говоря, устроители альтернативного фестиваля «Акко — не одинок» поставили
перед собой цель — привлечь внимание арабов всего мира к «мукам» арабов этого
древнего города, страдающих якобы от евреев Израиля.
Что же касается программы фестиваля, она состояла из зрелищ, в которых евреев
обвиняли во всяческих злодеяниях, в то время, арабское население выступало в
роли «гонимых», терпящих издевательства израильтян.
Был показан, в частности, фильм об арабских волнениях в октябре 2000 года.
События в нем пересказывались с позиции тех арабских семей, близкие которых
погибли от рук израильских полицейских, пытавшихся остановить арабское насилие,
направленное против евреев. Или — спектакль одного актера, повествующий об
арабе, который в результате «еврейской агрессии» в 1948 году вынужден был
оставить Акко. Развязка спектакля — трагична: этот араб умирает в одном из
лагерей беженцев в Ливане, так и не сумев вернуться на родину…
Что же произошло в Акко в ночь Судного Дня и в следующие дни?
Чрезвычайно важно как можно более точно восстановить всю картину событий.
В среду вечером, как это обычно бывает в этот великий день, евреи после вечерней
молитвы в синагоге, шли по притихшим улицам города. Машин, как и положено в Йом
Кипур, на улицах не было. И вдруг в еврейский район Бен Гурион на большой
скорости ворвалось такси, которое вел арабский водитель Джамаль Тауфик. Окна
машины были открыты — тишина еврейских кварталов взорвалась громкой музыкой.
Тауфик это отрицает, но это была явная провокация.
Очевидцы рассказывают, что к машине приблизились несколько молодых евреев. Далее
их мнения расходятся.
Одни говорят, что кому-то из еврейских подростков удалось
ударить по движущейся машине. Другие — что еврейские мальчишки бросали в
автомобиль камни. И все единодушно заявляют, что в момент, когда такси покинуло
район, повреждений на нем не было.
Почти сразу после этого столкновения, некий араб, личность которого до сих пор
не установлена, по микрофону из мечети в Старом Городе объявил, что евреи убили
Джамиля Тауфика. Вскоре арабская толпа, насчитывающая приблизительно двести
человек, вооруженных топорами и ножами, появилась в еврейском районе Бен Гурион.
И начался погром.
Они громили еврейские дома и магазины, разбивали автомобили. Еврейские жители
района, взывая о помощи, многократно звонили в полицию. Однако полиции на то,
чтобы прибыть на место происшествия, понадобилось несколько часов. Когда
полицейские, наконец-то, приехали, они даже не попытались остановить
разбушевавшиеся арабские массы.
Вечером следующего дня, когда Судный День уже закончился, еврейские жители
начали стихийно выражать протест против арабского насилия. Арабские погромщики
снова пришли в их район.
На этот раз, полиция, теперь уже экипированная всем, что требуется в таких
случаях, сумела отделить арабов от евреев. Группа евреев, требуя отмщения,
подожгла несколько арабских домов в районах со смешанным населением. В то же
время арабы продолжали грабить и громить еврейские машины, дома и магазины.
Полиция арестовала бунтовщиков с обеих сторон.
В последующие дни арабские лидеры опубликовали воззвание, в котором осудили
насилие «с обеих сторон» и попросили еврейских лидеров сделать то же самое.
Однако большинство еврейских лидеров города отказались от этого предложения.
«Если они, — сказал журналистам главный раввин Акко Йосеф Яшар, — намереваются
приравнять действия арабских погромщиков к ответной реакции евреев, успокоить
волнения в городе будет очень трудно».
Лидеры израильских партий Кадима и Авода на национально-политическом уровне
признали моральную эквивалентность между арабскими и еврейскими акциями.
Премьер-министр Эхуд Ольмерт, министр иностранных дел Ципи Ливни, министр
обороны Эхуд Барак и их подчиненные в один голос осудили «акты насилия» и
«беззакония», даже не упомянув факт, что инициаторами этих «актов насилия» были
арабы Акко.
Впрочем, следует отметить, что Эхуд Ольмерт двинулся дальше своих коллег. «Нет
сомнений в том, — заявил он, встретившись с анти-израильскими активистами
арабского сектора, включая заместителя главы северного отделения Исламского
Движения (организации, связанной с Хамасом), — что в течение многих лет арабское
население подвергалось дискриминации…».
Сделав подобный «реверанс» перед самой анти-израильской среди всех других
организаций израильских арабов, Ольмерт тем самым оправдал действия погромщиков.
Полиция отнеслась к бесчинствам арабов с присущей ей в последние годы
пассивностью.
«Министр внутренней безопасности (Ави Дихтер) и Генеральный инспектор полиции
(Давид Коэн) должны уволиться со своих постов, — потребовал член Кнессета от
партии Ликуд Юваль Штейниц, говоря о запоздалой реакции полиции и ее полной
беспомощности в подобных ситуациях. — Сегодня Израиль — единственное государство
в западном мире, где евреи подвергаются погромам… Полиции, которая не в
состоянии защитить еврейские районы, требуется серьезная реорганизация».
События в Акко и последующая за ними официальная реакция со стороны
государственных мужей — пугают и настораживают. Однако, в сущности, нет в этом
ничего нового. В прошлом году, тоже в день Йом Кипура, молодой араб из
галилейской деревни Шибли на полной скорости въехал на тракторе в еврейское
поселение Кфар Тавор. И насмерть задавил девятилетнюю девочку Таль Зино. Когда
его мощный трактор буквально летел к детской площадке около синагоги, дети
бросились врассыпную. Только Таль не успела отбежать в сторону…
В прошлую пятницу Хая Зино, мать погибшей Таль, дала интервью газете Маарив. Она
сказала, что инцидент в Кфар Тавор был первым в ряду других актов насилия,
совершенных арабскими водителями с помощью транспортных средств. Недавние
«бульдозерные» теракты в Иерусалиме, по ее мнению — лишь продолжение цепи
терактов в русле взятой на вооружение арабов «новой тактики», жертвой одного из
которых стала ее дочь.
Два года назад толпа арабов напала на студентов йешивы, которые танцевали на
улице в праздник Симхат Тора. Юноши были вынуждены ретироваться в учебный корпус
здания. Но их не оставили в покое — арабская толпа окружила дом, никому не
позволяя выйти наружу. Прибывшие на место происшествия полицейские ничего не
предприняли, чтобы разогнать разбушевавшуюся арабскую толпу. Единственное, что
они сделали — помогли студентам йешивы украдкой вырваться через выход во двор
здания и добежать до дома.
По аналогичному сценарию развивались события в арабской деревне Пекиин в октябре
прошлого, 2007-го, года. Арабская толпа громила еврейские дома. Вызванная на
место погрома полиция не пожелала связываться с арабами. Более того, арабы
захватили женщину-полицейскую и продержали ее несколько часов. Полицейские и тут
силу не применили и лишь упрашивали местных, настроенных против Израиля лидеров,
чтобы они поспособствовали освобождению пленной.
Постоянно растущий радикализм израильских арабов, которые сегодня открыто
выступают против еврейского государства, лишь доказывает бессилие и
недальновидность планов израильского правительства, предполагающего «ради мира
отделиться» от палестинцев Иудеи, Самарии и Иерусалима. Притом, что сегодня всем
очевидно, что существует единственный путь урегулирования ситуации —
восстановить на территории всего Израиля закон и порядок.
Следует отметить, что выступления израильских арабов против израильской
государственной власти и мирных израильтян мало чем отличается от волнений
мусульманского населения во Франции в ноябре 2005 года. Бушующая толпа и там
громила машины, жгла дома и офисы. В обоих случаях (в Израиле и во Франции)
бунтовщики проявили полное презрение к стране, в которой живут. Несмотря на то,
что правительства обеих стран делали все возможное, чтобы ублажить их.
Во время выборов во Франции, большинство избирателей проголосовали за Николя
Саркози. Потому что он во время избирательной кампании постоянно говорил о
законе и порядке в стране. К сожалению, став президентом, Саркози забыл о своих
обещаниях.
В свою очередь, израильские политические лидеры после интифады 2000 года даже не
пытаются установить закон и порядок в арабском секторе. И речь не только о
погромах или государственных изменах. Арабы беспрепятственно нарушают законы
страны и в менее принципиальных вещах. В Израиле, к примеру, многоженство
запрещено. Однако в арабской среде оно чрезвычайно распространено. И никто не
обращает на это никакого внимания.
Все это неизбежно вызывает неуважение к закону. И не только на арабской «улице»,
но и в еврейской среде. Более того, любые попытки «ублажить» арабское население
Израиля только ухудшают положение. Арабы лишь убеждаются в том, что «правда — на
их стороне». Бездействие израильской судебной системы по отношению к ним,
неприменение законодательных мер в ответ на их агрессию дает печальный
результат. Можно не сомневаться в том, что погромы и бесчинства, пережитые
Израилем — не последние…