Два медика пишут здесь не о медицине
Израиль отстоял свое право на
существование более пятидесяти лет назад.
Несмотря на это, и сегодня находятся весьма
настойчивые «критики», которые вновь и
вновь атакуют саму идею создания
государства Израиль…
ПРАВО НА СУВЕРЕННОЕ
ГОСУДАРСТВО
(продолжение; начало
- 30.08.04)
Дор Голд и Джефф Гелмрейх
Волны арабских эмигрантов прибывают в
Палестину
В 19 веке, у людей, приезжавших с Запада,
создавалось впечатление, что в стране
совсем мало арабов. Это был период
восстановления еврейского присутствия в Эрец
Исраэль. В 1857 году британский генеральный
консул, Джеймс Финн, писал, что «страна в
значительной степени не заселена». И
добавил, что «земля очень нуждается в
населении».
Марк Твен посетил Израиль в 1867 году.
Проезжая долину Изреэль, он заметил: «На
всей ее протяженности нет ни единой
деревушки». Артур Пенрин Стенли, британский
картограф, пришел к тому же заключению в 1881
году. «Не будет преувеличением сказать об
Иудее, - написал он, - что на мили и мили там
нет и признака жизни или обитания».
Географы сделали вывод, что «лишь
крошечная часть сегодняшнего арабского
населения Палестины произошла от древних
обитателей этой земли». Палестина, по их
мнению, была «заселена кочующими племенами
Аравии». Кроме того, Оттоманские власти
принимали меры, чтобы заселить эти места
мусульманами - для защиты от бедуинских
нападений.
В 1830-х годах Ибрагим Паша, египетский
правитель, привел на Землю Израиля - вместе
со своей армией - египетских колонистов.
Стоит заметить, что распространенное
палестинское имя Аль-Масри, означает - «египтянин».
Организация Освобождения Палестины
создала свой миф - о «еврейском вторжении в
Палестину, которое началось в 1881 году» - и
настойчиво его пропагандировала. Впервые
этот миф был выдвинут на мировую арену в 1974
году и прозвучал из уст Ясера Арафата в
Организации Объединенных Наций. Арафат
утверждал, что еще до приезда евреев в
Палестину в стране проживало
многочисленное арабское население. Скрытый
смысл мифа заключался в том, что задолго до
возрождения государства Израиль,
территория Эрец Исрэль была якобы густо
населена укоренившимися здесь к тому
времени арабами, и поэтому их права на эту
землю по сравнению с правами
возвращающихся сюда евреев - первичны.
Сегодня всем известно, что огромный
наплыв арабского населения из соседних
арабских стран начался в годы
восстановления еврейского присутствия в
Израиле. Арабских иммигрантов прельщали
здесь новые возможности, появившиеся с
приездом евреев в страну. В Израиле они
могли найти работу, и их труд оплачивался по
более высокой цене, чем в государствах,
откуда они прибывали.
Американский президент Франклин Делано
Рузвельт сказал в 1939 году: «Активная
арабская иммиграция в Палестину,
начавшаяся с 1921 года, значительно превысила
еврейскую иммиграцию за весь период».
Восстановление Израиля
Еще один взятый на вооружение
Организацией Освобождения Палестины
аргумент заключается в том, что Израиль
возник якобы как «порождение европейского
империализма», и его восстановление не было
результатом развития национального
движения. Эта, с позволения сказать - «концепция»,
дает арабскому миру формальный повод
характеризовать сионизм как «агрессивный
вариант колониализма».
Это, по сути своей, нелепое утверждение
имело в Европе широкое распространение и по
сей день используется европейскими
очернителями Израиля. Верно, идея
восстановления еврейского государства
берет начало в Декларации британского
министра иностранных дел, лорда Бальфура
(1917 г.). После поражения Оттоманской империи,
он внес предложение восстановить Израиль -
как национальный дом еврейского народа.
Ирония судьбы в том, что в последующие годы
британского мандата в Палестине,
европейская и в особенности - британская
политика, на самом деле, всячески
ограничивала развитие еврейской
государственности.
Во-первых, территория Транс-Иордании была
отсечена от Палестины и передана
британцами династии Хашемитов - выходцев с
Аравийского полуострова, правивших в Мекке
и потерявших свои наследственные земли
после изгнания их кланом Сауди.
Во-вторых, британцы вынашивали планы
дальнейшего разделения оставшейся
территории западной Палестины и создания
там еврейского и арабского государств, что
еще больше уменьшало еврейскую территорию.
И, наконец, в Белой Книге 1939 года, британцы
ограничили еврейскую иммиграцию в
Палестину - именно в тот момент, когда
нацистская Германия начала завоевание
Европы и целенаправленно истребляла евреев.
В этом контексте неудивительно, что
еврейские подпольные движения вели в 1940-х
годах антиколониальную войну против
британского правления. Арабские страны,
напротив, поддерживались имперскими силами.
Арабские армии, вторгшиеся в едва рожденное
еврейское государство (война за
Независимость Израиля 1948 года), получили
поддержку Французской и Британской империй.
В Европе арабские воины прошли подготовку,
там же их снабдили военной техникой и
оружием. Арабским легионом Транс-Иордании
командовали британские офицеры армии ее
Величества. Британские самолеты,
пилотируемыми английскими летчиками,
защищали египетское воздушное
пространство и в 1949 году участвовали в
сражениях против израильских ВВС над
Синайским полуостровом. Ни один народ мира
и пальцем не пошевелил, когда евреи
Иерусалима оказались в окружении, под
угрозой тотального уничтожения. Несмотря
на то, что Организация Объединенных Наций
призывала к интернационализации города. К
счастью, израильским силам обороны удалось
прорвать блокаду Иерусалима и спасти его
обитателей. Иными словами, еврейская
независимость в Израиле была завоевана
евреями этой страны - единственной силой,
вставшей на свою защиту с минимальной
помощью извне.
Дискриминируются ли в Израиле неевреи?
Некоторые «критики» утверждают, что
создание национального еврейского дома,
само по себе, предполагает дискриминацию
нееврейского населения, которые становятся
как бы гражданами «второго сорта». Но это -
откровенная ложь, намеренное искажение
истинного положения дел, что может
подтвердить любой студент, изучающий
юриспруденцию или политологию. Попытки
выдать за дискриминацию простое и столь
понятное стремление многочисленных общин,
населяющих Израиль, к самовыражению -
совершенно несостоятельны. Напротив, они
свидетельствуют о бережном отношении
государства к культуре, обычаям и прошлому
отдельных групп.
Почти в любой стране мира тот или иной
народ составляет большинство населения. И
это большинство имеет собственную культуру,
свои традиции. В Соединенных Штатах, к
примеру, официально празднуют только
христианские праздники. Многие европейские
страны открыто идентифицируют себя с
католичеством, мусульманские страны
называют себя «Исламскими Республиками».
Для некоторых стран подобная идентификация
действительно отражает духовные
устремления большинства населения; для
других это - дань уважения истории. Но и в
том и другом случае ничего
предосудительного тут нет.
Сегодня, у многих народов возрождается
интерес к своим национальным корням. В этом
контексте тем более нелепо утверждать, что
только в случае с Израилем эта общинная
самоидентификация - нежелательна и
проблематична. Можно только удивляться,
почему с таким трудом воспринимается
именно еврейская, никого не ущемляющая
самоидентификация.
Возможно, причина кроется в истории
движения сопротивления еврейской
государственности. Впервые это движение
было инициировано арабскими
националистами и религиозными исламскими
радикалами, выступавшими против создания
еврейского государства на, как они говорили,
«арабской земле». Эта точка зрения сегодня
постоянно высказывается палестинскими
группами, в частности - членами
террористической организации Хамас.
Тем не менее, подобная риторика была, в
основном, отвергнута западными
политическими кругами. И тогда арабские
авторы этой точки зрения, в попытке заново
сформулировать свою анти-израильскую
позицию, перевели ее на более универсальный
язык, манипулируя громкими лозунгами о
правах человека и равенстве. Израиль,
называя себя государством евреев - при том
что национальная самоидентификация
считается нормой в любой стране - оказался
очень удобной мишенью, и сам этот факт
почему-то стал «нарушением прав человека».
Представляется, что дело тут вовсе не в
термине, который используется государством
для своей самоидентификации, но - реальной
ситуации, демонстрирующей, существует
дискриминация или ее нет. В связи с этим
следует задать несколько вопросов. Имеют ли
национальные меньшинства перед законом
равные с «большинством» права? Могут ли они,
не скрывая, придерживаться своих традиций?
Есть ли у них возможность быть избранными в
органы государственной власти? Иными
словами - являются ли они полноценными
гражданами страны?
Каждый нееврей - гражданин Израиля на все
эти вопросы может дать однозначный ответ: «Да,
безусловно!». Израильский араб по закону
имеет абсолютно те же права, что и еврей,
гражданин Израиля. Израильские арабы
законом защищены от любых проявлений
дискриминации. Нееврейские граждане
Израиля имеют все демократические свободы,
включая свободу вероисповедания, равенство
в финансовой и материальной сферах,
одинаковые права на получение работы и т.п.
Именно эти требования заявлены в
Израильской Декларации о Независимости.
Согласно Декларации, еврейское
государство «будет обеспечивать полное
равенство социальных и политических прав
всех его граждан, независимо от их
вероисповедания, расы и пола; будет
гарантировать свободу религиозного
вероисповедания, языка, образования и
культуры; будет охранять все места,
являющимися святыми для всех религий».
Израильские арабы занимают высокие посты
в Верховном Суде и избирают своих
представителей в Кнессет (израильский
парламент), где они в полном объеме
участвуют в политической жизни страны.
Некоторые критики Израиля (часто с
сомнительными мотивами) эксплуатируют саму
модель израильской парламентарной
политической системы, фальшиво утверждая,
что арабские граждане - дискриминируемое
меньшинством. Имеется в виду, что арабские
партии не входят в правящую коалицию. Но это
верно для арабов в той же мере, что и для
других национальных меньшинств…
(продолжение - 13.09.04)
Материал сайта международной
еврейской религиозной организации Эш а-Тора
аish.com
Дор Голд,
Дипломат, бывший представитель
Израиля в ООН
|