К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…
Почему я так люблю Израиль? Потому что только здесь я
по-настоящему ощутила Присутствие Творца. И ощущение это живет во мне постоянно
— когда я застреваю в дорожной пробке, варю обед, развешиваю белье…
ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ИЗРАИЛЬ
Сара Йохевед Риглер
Хочу признаться — я очень люблю Землю Израиля. Живу здесь 18 лет, и любовь
моя только крепнет.
Нет, годы, прожитые здесь, не были спокойными и безоблачными. За это время
Израиль пережил две войны, экономические подъемы и спады, несколько волн
кровавого террора, когда мое сердце, как у большинства израильтян, сжималось от
страха и боли. Да и теперь… Страна — на перепутье, и мы не знаем, что нас ждет
завтра... Но моя любовь к Израилю — не ослабевает.
Почему я так люблю Израиль?
Объездив полмира, я побывала во многих так называемых «святых местах». Их
красота вызывала во мне бурю экзальтированных чувств. Но только в Израиле я и в
самом деле ощутила осязаемое присутствие Всевышнего. И это происходит постоянно
— когда я ищу место для парковки, когда варю обед, развешиваю для просушки
выстиранное белье или стою в дорожной пробке. И — даже в такие моменты, когда я
прикидываю, как мы оплатим наш телефонный счет.
И это неудивительно: Всевышний обещал нам это в Торе — обещал, что всегда
будет поддерживать связь с землей Израиля и теми, кто живет на этой земле. Как
сказано: «Земля, о которой печется Всевышний твой — очи Творца непрестанно на
ней: от начала года и до конца года» (Дварим, гл. 11, ст. 12).
Высший контроль
Большинство моих друзей здесь, в Иерусалиме, многое могут рассказать о
постоянном и прямом участии Всевышнего в их судьбах (на иврите – ашгаха
пратит). Вот несколько примеров из моей жизни.
Когда мы с мужем (по профессии он — музыкант) решили навсегда уехать в
Израиль, по закону мы, как новые иммигранты, имели право взять, не оплачивая
пошлину, три контейнера с багажом. Это означало, что нам разрешалось отправить
морем из Америки в Израиль имеющиеся у нас электротовары и какую-то мебель.
Такой благоприятной возможностью нельзя было не воспользоваться. Для нашего
последнего, третьего контейнера, мы купили микро-печь, самоочищающуюся духовку,
сушильную машину и прочее, что могло нам понадобиться в жизни на новом месте.
Когда мы приехали в Израиль и подсчитали, сколько нам надо за все это
заплатить (включая пересылку, страховку и т.п.), то с ужасом обнаружили, что нам
не хватает 2.100 долларов. Я молилась Всевышнему, чтоб Он помог нам покрыть
недостачу. И что же? Через несколько дней мы получили конверт от американской
федерации музыкантов, к которой формально принадлежал мой муж. Отправитель
сообщал, что телевизионный фильм «Лицо музыки», над которым мой муж работал
около десяти лет назад, наконец, продан. А к письму — приложил чек ровно на ту
сумму, которая требовалась на покрытие долга.
А вот еще одна история.
В израильских квартирах место всегда в цене. Поэтому, когда 14 лет назад мы
въехали в нашу квартиру, и я обнаружила там две корзины для белья, которые по
форме и размеру идеально подходили к узкому коридору между моей спальней и
ванной комнатой, где стояла стиральная машина, я очень обрадовалась. После
нескольких лет использования, одна из корзин пришла в негодность. Я знала —
сломанные вещи в квартире, да еще в таком месте, как Иерусалим, держать не
подобает. Но где купить другую корзину, которая подходила бы к той, что еще
сохранилась? По форме, размеру виду…
На следующий день мы подрезали ветки деревьев в нашем садике. И вот, подойдя
к «мусорке» и открыв створку, чтобы выбросить обрезки, я долго не могла поверить
собственным глазам — там стояла корзина, точно такая же, как моя. И не просто в
отличном состоянии, но — практически новенькая.
Вы спросите: неужели я думаю, что Всевышний был занят моими финансовыми
проблемами? Неужели я полагаю, что Ему важно обеспечить меня корзинами? И я
отвечу: да, я так думаю! В этом особенность Земли Израиля: постоянное участие
Всевышнего во всех наших делах — даже в мелочах. Мы существуем в неослабевающей
близости к вечности. Не случайно, здесь так непросто жить...
Дорога к истинному «я»
Творец мира любит Эрец Исраэль больше любого, самого пламенного
патриота. Откуда мне это известно? Из Торы. Ни в одной рекламной брошюре,
выпущенной израильским Министерством туризма, нет такого восхищения Землей
Израиля, как в Торе. В ее текстах находим, что Израиль — не просто «удобное»
место для путешествий или для жизни, Израиль — единственное место на земле,
тесными узами связанное с душой еврейского народа.
Первое обращение Всевышнего к первому еврею, Аврааму — это повеление идти в
Эрец Исраэль: «Уйди из земли твоей, от родни твоей, и из дома отца твоего
— в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
После слова «уйди» (на иврите — лех) следует слово леха,
означающее — «к себе». Выражение «идти в Эрец Исраэль, — разъясняет Ор
а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века), — говорит, содержит в себе более глубокий смысл — «идти
к себе», идти к своему истинному «я».
В Договоре, который заключил Всевышний с нашими праотцами — Авраамом, Ицхаком
и Яковом, было, кроме прочего, их потомкам обещана вечная жизнь и Земля Израиля.
Когда Всевышний впервые открылся Моше из горящего куста, Он сказал, что знает
о страданиях народа Израиля в египетском плену, а затем изложил свой план
освобождения: «И снизошел Я избавить его от руки египтян и вывести его из земли
той в землю хорошую и обширную, землю, текущую молоком и медом...» (Шемот,
гл. 3, ст. 8).
Освобождение означало не только переход от состояния рабства в состояние
свободы, но и — физическое перемещение из места, называемого Египтом, в место,
которое позже будет называться Эрец Исраэль. Приход в Израиль был
неотъемлемой частью, непременным условием освобождения. А народ, установивший
связь с Творцом, народ, ставший свидетелем надъестественных явлений и которому у
горы Синай была дарована Тора, мог поселиться только в определенном месте — в
Эрец Исраэль.
Во многих фрагментах Торы, Израиль назван — Эрец Рехава,
то есть — «земля просторная, обширная». И это может показаться странным. Ведь
Израиль — очень маленькая страна, по территории примерно равная штату Нью-Джерси.
Во времена древнего Вавилона, к примеру, Эрец Исраэль занимала узкую
полоску земли, окруженную огромными, могущественными империями.
Слово рехава, — объясняют наши Учителя, — не географическое, но —
духовное определение.
Только на Земле Израиля
Иудаизм — единственная религия на земле, связанная с определенной страной. У
других религий есть свои «святые» места — реки, источники и т.п. Согласно
еврейской традиции, каждый дюйм Земли Израиля внутри границ, указанных Торой (что
не включает Эйлат и большую часть Негева) пропитан духовностью высокого уровня.
И это, если мы соблюдаем заповеди Торы, имеет огромное практическое значение.
Так, все сельскохозяйственные заповеди (отделение десятой части от урожая, годы
шмиты — запрет обрабатывать землю каждый седьмой год и другие) относятся
только к Эрец Исраэль. Помидор, выросший на земле Израиля — наполнен,
быть может, даже большей духовностью, нежели ман (см. на сайте ответ
«Что такое ман (манна)?»), который выпадал в пустыне. Почему?
Да потому что ман надо было только собрать. Помидоры же выращивает
человек, прикладывая к этому немало усилий и выполняя заповеди. А выполнение
заповедей — прямой путь, связывающий народ Израиля с Творцом мира.
Дарование многих заповедей Всевышний начинал словами: «Когда придешь в Землю
Израиля...». Рамбам, величайший мудрец Торы, живший в 13 веке, писал, что
выполнять правильно заповеди Торы можно только в Эрец Исраэль, — писал
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). — Их
соблюдение вне Земли Израиля единственную цель — чтобы народ не забывал заповеди
и, вернувшись в Эрец Исраэль, знал, что и как нужно делать.
Кузари (раби Иегуда а-Леви, великий Учитель, автор книги Кузари,
поэт; Испания, 12 век) сравнивает замысел Творца — сделать еврейский народ «святым
народом, народом священников» с выращиванием виноградника. Чтобы вырастить
виноградник нужны виноградная лоза, земля, солнце и дождь. Виноградная лоза
здесь символизирует еврейский народ, — поясняет раби Иегуда, земля — это Эрец
Исраэль, солнце — Божественное провидение (ашгаха пратит), а дождь —
Тора.
Понятно, если посадить виноградник где-нибудь в долине Франции, плоды будут
другими. Так же и еврейский народ. Сыны Израиля не могут реализовать свой
потенциал, выполнить свое предназначение и достичь цели, определенной Всевышним,
в каком-то другом месте — вне Страны Израиля.
Сама почва в Израиле обладает определенной духовной энергетикой. Многие евреи,
приезжая в Израиль, в Иерусалим, оказавшись у Восточной стены Храма, чувствуют
это. Особое ощущение «величия» рождается, казалось бы, из «ничего». Перед тобой,
к примеру — полуразрушенная, заросшая на стыках камней ветхая стена — все, что
осталось от Второго Храма. Здесь нет как будто бы ничего такого, что могло бы
поразить наше воображение: ни фресок, ни впечатляющей архитектуры… Только
Божественное присутствие — Шехина — наполняет окружающее пространство
такой «осязаемой» духовностью, что не почувствовать это — невозможно…
Место пребывания Всевышнего
Представьте, влюбленный юноша ведет девушку к какому-то «особенному» для него
месту. В руках у него — корзина с вином и хлебом. По пути он рассказывает ей об
этом месте: «Оно совсем непохоже ни на какое другое, там можно найти уединение и
тишину, оно прекрасно, это — другой мир. Ты тоже полюбишь его».
Наконец, они попадают на какую-то, ничем как будто бы не примечательную
лесную поляну. «Так это и есть то особое место, о котором ты говорил? —
разочарованно спрашивает девушка. — Но ведь здесь ничего нет! Даже — скамейки,
на которой можно было бы посидеть, даже стола, на котором мы могли бы устроить
пикник. Ты считаешь, я должна сидеть на земле? Смотри, насекомые ползают по
траве. Терпеть не могу насекомых…».
Как, вы думаете, будут складываться их дальнейшие отношения, если девушка не
примет место, которое приготовил для нее влюбленный юноша?..
Тора описывает, как после Исхода из Египта, евреи подошли к границам Земли
Обетованной. Они послали разведчиков, которые должны были принести им информацию
об этой земле. И десять из двенадцати — принесли негативный отзыв. Услышав такое,
народ отказался «совершать алию».
Наши мудрецы говорят, что этот проступок разведчиков, — отмечают Учителя, —
был еще более тяжким, нежели создание золотого тельца. После ошибки с золотым
тельцом Моше поднялся на гору Синай и вымолил у Всевышнего прощение для своего
народа. Но к нашей «минутной слабости» (неприятие Эрец Исраэль) Творец
отнесся иначе.
Гораздо больше, чем «привязанность к земле»
Один из способов отвернуться от Эрец Исраэль — это нежелание жить в
Израиле. Но есть и другой, более разрушительный и пагубный вариант — относиться
к Земле Израиля, как к имуществу, такому, как любое другое, имеющее материальную
ценность.
Представьте, влюбленные пришли к месту, выбранному юношей. И девушка,
озаренная деловой инициативой, воскликнула: «Вот здорово! Мы сможем разбить это
место на десяток участков, посадим на грядках овощи, и будем получать ежегодный
доход!». Но юноша, выбирая место для встречи, даже не думал об этой стороне дела…
Земля Израиля — не просто земля. Мы не можем жить «как другие народы». Это —
нарушает смысл нашего пребывания на этой земле.
Представьте, архитекторы Флоренции решили сделать ее «таким же городом, как
многие другие города». И приняли решение разрушить ее бесценные архитектурные
сокровища.
Бесценное сокровище Израиля — это его уникальная связь с еврейским народом,
его духовная сила. Земля Израиля — не для того, чтобы сбежать от антисемитизма.
Земля Израиля — это место, которое Всевышний выбрал для встречи со своим
народом. Можем ли мы пренебречь такой честью и благом?..
Материал сайта международной еврейской религиозной организации
Эш а-Тора
aish.com
Перевод с английского
|