ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Шмини Ацерет/Симхат Тора
начинается с вечера

27 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 27, 2021   21 Тишрей 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

Обсуждение главы Вайеце

1. Тайна седьмого благословения 

Наша недельная глава начинается словами: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Яаков по велению Ицхака идет искать себе жену. Об этом говорится в конце прошлой главы: «И отослал Ицхак Яакова, и пошел он в Падан-Арам к Лавану» (там же, ст.5). 

Ицхак жил в Хевроне. Почему же написано, что Яаков «вышел из Бэер-Шевы»? Откуда вообще взялась Бэер-Шева?

Название места «Бэер Шева» можно перевести как — «седьмой колодец». 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) Учителя отмечают, что в этом фрагменте под «Бэер Шевой» подразумевается «колодец благословения». 

Яаков бежал от своего брата-близнеца Эсава, чтобы тот не опротестовал благословения Ицхака. Те самые благословения, которые Яаков получил, благодаря своей матери. Ибо статус первенца фактически был у Эсава — он первым появился на свет.  

Но каким образом «седьмой колодец» вдруг превратился в «колодец благословений»?

Возникает вопрос и по поводу того, почему Ривка так усиленно старалась, чтобы все благословения получил именно Яаков? Ведь Эсав — тоже ее сын.

Дело в том, что Ривка руководствовалась пророчеством, полученным от Всевышнего, в котором было сказано, что «старший будет служить младшему» (Берешит, гл. 25, ст. 23).

И действительно, в одном из благословений Ицхака прозвучали слова: «Будь властелином для братьев твоих, и поклонятся тебе сыны матери твоей» (Берешит, гл. 27, ст. 29).

Это было седьмое благословение. И оно — самое важное. Потому что у раба, как сообщает Талмуд (трактат Песахим, лист 88), не может быть собственности. Все, что приобретает раб, в конечном итоге, достается его господину. В соответствии же с седьмым благословением Яаков стал господином своего брата, Эсава. А значит, и те благословения, что получил Эсав, по праву принадлежат Яакову. Об этом и говорит Эсаву Ицхак: «Вот властелином я поставил его над тобою, и всех братьев его дал я ему в рабы» (Берешит, гл. 27, ст. 37). 

О том, что «приобретенное рабом приобретено господином», говорится и в Мидраше Раба (на книгу Берешит, гл. 67).

Таким образом, Яаков отправился в путь, используя силу седьмого благословения — «Будь властелином для братьев твоих». 

Гематрия (числовое значение) имени Яаков соответствует семикратному значению четырехбуквенного Имени Всевышнего. Число «семь» символизирует смысл, цель процесса — полноту, совершенство нашего мира, который был сотворен за шесть дней ради седьмого дня.

Яаков, обладая совершенством, преобразовывал, улучшал мир. Он направлялся за пределы будущей Земли Израиля, чтобы вознести упавшие искры святости (см. на сайте, к примеру, ответ «В чем разница между hамшаха, hитпаштутгилуй, №3041 — с ответами, обозначенными в нем линками). 

Гематрия имени Ицхак составляет восьмикратное значение четырехбуквенного Имени Творца. Число восемь намекает на выход в надъестественное состояние — туда, где естественные законы мироздания уже не действуют. Поэтому Ицхак никогда не покидал пределы Эрец Исраэль (Земли Израиля). 

Земля Израиля — особая, выделенная земля. Она отличается от всех остальных земель, присущим только ей высочайшим уровнем концентрации духовности. Поэтому выход за границы Израиля всегда — снижение духовного уровня («спуск»). И тот, кто покидает Израиль — спускается с духовных «вершин».

Однако о Яакове в Торе сказано, что он — «вышел из Бэер Шевы и пошел в Харан». Ибо он не понизил духовный уровень, не «спустился» (на иврите — йоред), но именно — «вышел» (в тексте оригинала, как мы уже знаем, употреблено выражение «вайеце»). В Харан, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к нашей недельной главе, его сопровождала святость Земли Израиля.

Впоследствии, на склоне лет, когда Яакову снова предстояло покинуть Эрец Исраэль, Всевышний успокаивает его, говоря: «Не бойся спуска в Египет... Я спущусь вместе с тобой... и вознесу тебя» (Берешит, гл. 46, ст. 3-4).

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

.

2. Отсутствие производит впечатление

В нашей недельной главе Тора сообщает: «И вышел Яааков из Бэер Шевы, и пошел в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

В своем комментарии к данному фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: для чего в Торе сказано, что Яаков «вышел из Беэр Шевы»? Ведь достаточно было бы указать пункт назначения, куда он отправился Яаков.

И отвечает: чтобы подчеркнуть, что, покидая город, праведник уносит с собой часть духовной мощи и великолепия.

Но разве Яаков — первый праведник, оставивший город, в котором он жил?

Ведь ранее, например, Авраам покидал Ур Касдим, а Ицхак отправлялся в Грар.

Почему же именно на примере Яакова в Торе разъясняется, что, городу, который лишился праведника, тем самым наносится духовный ущерб?

Для того, чтобы это понять, надо вспомнить, что Авраам всегда стремился распространять знания Торы. У него было много учеников. Как сказано: «…И души, что они обрели в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5). То есть, выходя из Харана и направляясь в Кенаан (земли, которые впоследствии будут называться — Эрец Исраэль), Авраам взял с собой и тех, кого в Харане приобщил к Торе.

Также и Ицхак. О нем в Торе сказано, что он построил мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») и проводил службы Всевышнему (Берешит, гл. 26, ст. 24).

Понятно, что ученики остро ощущали отсутствие духовного наставника. Это не нужно отмечать специально. 

С Яаковом — иначе. О нем в Торе написано, что он был «человеком, сидящим в шатрах» (Берешит, гл. 25, ст. 27). То есть он постоянно и много учился, накапливая знания и повышая собственный духовный уровень.

Возникает вопрос: сказывается ли на общем духовном состоянии местности то, что такой праведник, который пребывал там, уходит оттуда.

И вот, из рассматриваемого нами фрагмента мы узнаем, что даже само по себе присутствие праведника в духовном смысле — позитивно влияет на город и его жителей. А его уход — снижает их духовный уровень.

Известно, что в свое время Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век) был раввином в одном из городов Румынии. В те годы набирало силу движение «hаскала» (приверженцы которого занимались светской просветительской деятельностью, отрицая Тору). Раввин противостоял им, как мог. Но силы оказались — неравными. С помощью подлых интриг участникам «просветительского» движения удалось добиться изгнания выдающегося раввина.

Под покровом ночи Мальбим спешно покидал город. Извозчик, увозивший его в неизвестность, вдруг задал вопрос: «Что будет после Вашего отъезда? Ведь сказано, что уход праведника из города оставляет неизгладимый след».

— Последствия ощутимы лишь в том случае, — горько усмехнулся в ответ Мальбим, — когда в городе хоть кто-то понимает ценность Торы и важную роль тех, кто распространяет ее знания. Поэтому после того как ты отвезешь меня, можешь спокойно возвращаться домой. Мой отъезд городу ничем не грозит».

на основе комментариев Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век) и

рава Элиэзера Лопиана

(главы йешивы «Торат Эмет», Лондон, 20-й век)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Всевышний сотворил Адама и мужчиной и женщиной?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля