ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Шмини Ацерет/Симхат Тора
начинается с вечера

27 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 27, 2021   21 Тишрей 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

Обсуждение главы Вайеце

1. Обычай молиться у стены 

Яаков — в дороге. Он покинул родные края и спасается от своего брата Эсава. И мы здесь читаем: «И достиг того места» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 26) сказано, что Яаков установил вечернюю молитву. И в нашей фразе речь именно об этом — о вечерней молитве Яакова.

Мидраш Раба (на книгу Берешит, гл. 68) дополняет картину, уточняя, что в тот момент, когда Яаков собрался обратиться к Всевышнему с молитвой, перед ним возникла стена.

Но для чего понадобилось ставить перед нашим праотцом стену?

В уже упомянутом нами трактате Берахот (лист 34) говорится, что тот, кто молится на открытом месте — наглец.

Однако же нам из Торы известно, что Ицхак молился в поле (Берешит, гл. 24, ст. 63). Разве есть более открытое место?

Это кажущееся противоречие — разрешимо, если заглянуть в Талмуд.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 88) написано, что место, которое Ицхак избрал для молитвы, полем можно назвать, лишь условно. На самом деле Ицхак ходил молиться на гору Мория — туда, где в свое время будет построен Первый Иерусалимский Храм. 

Ну, а разве гора — не открытое место?

Учителя объясняют, что люди знали об особой святости горы Мория и обходили ее стороной. Поэтому никак нельзя сказать, что Ицхак молился на открытом месте. 

Теперь вернемся к Яакову.

Тора открывает нам название места, в котором Яаков остановился для молитвы. Это — город Луз (Берешит, гл. 28, ст. 19).

Город, понятное дело — не может считаться уединенным местом. И те, кто ищет уединения — покидают города.

Так как же Яаков мог там молиться?

В принципе — не мог. Но на выручку ему пришел Всевышний. Чтобы Яаков не чувствовал себя наглецом, молясь на открытом месте, Творец поставил перед ним стену. И в Мидраше об этом сказано, что Творец «поставил перед ним мир стеной».

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

2. Когда сон — сладок

Из Торы известно, что произнеся вечернюю молитву, Яаков лег спать. И мы читаем: «И лег на том месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что последние 14 лет Яаков не ложился спать по ночам. Находясь в доме учения Эвера, он посвящал ночи изучению Торы.

Почему же в ту ночь Яаков решил изменить хорошую традицию? Неужели Тора — только в йешиве, а вышел за порог и — можно расслабиться?

Нет, наш праотец Яаков, был конечно же не таким.

Но тогда, чем отличалась эта ночь от всех прочих ночей? Почему в ту ночь Яаков решил лечь спать, вместо учебы?

Известно, что все пророки, кроме Моше, получали пророчества ночью, во сне. Как написано: «Если есть у вас пророк, то Я, Всевышний, в видении ему являю Себя, во сне говорю ему» (Бамидбар, гл. 12, ст. 6).

Это Всевышний объяснил Аарону и Мирьям, обратившись к ним из облачного столба, при входе в Шатер Откровения.

Яаков направлялся в Харан. Он хотел знать, угоден ли его поход Творцу, одобряет ли Он это путешествие. Поэтому «и лег на том месте» — в надежде, что во сне на него снизойдет пророчество, и Всевышний откроется ему.

Так и произошло: Всевышний говорил с Яаковом и обещал, что не оставит его и будет охранять, оберегать его — и от Лавана и от Эсава (в дороге и на обратном пути).

Об этой ночи и об этом сне Яакова сказано: «Когда ляжешь спать, не будешь бояться, и когда лежать будешь, сон твой будет сладок» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 24).  

Яаков знал — это он выучил в йешиве Эвера — что Тора защищает и оберегает изучающего ее (трактат Сота, лист 21).

И вот путешествие в Харан меняет привычный уклад — в дороге трудно учиться. А сон — вообще прерывает учебный процесс. 

«Когда ляжешь спать, — успокаивает Яакова Всевышний, — не будешь бояться». Ведь путь твой — дорога заповедей, а сон — на службе пророчества.

Поэтому не бойся ни Лавана, ни Эсава. И будет сладок твой сон. Сладок — от добрых вестей и знамений.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

3. Камни места

И вот, Яаков устраивается на ночлег. Он собирает камни и кладет их, как сказано в тексте Торы, себе в изголовье (Берешит, гл. 28, ст. 11). 

Тора подчеркивает, что это были не просто камни, но — камни этого места.

Но зачем потребовалось такое уточнение? Вряд ли кто-то мог предположить, что за камнями Яаков отправился в какое-то другое место. Как будто мы могли подумать, что Яаков находясь в одном месте, мог воспользоваться камнями другого. Что же кроется за этим уточнением?

Комментируя этот отрывок, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что камни были нужны Яакову, чтобы защититься от диких зверей.

В книге Ховот а-левавот («Обязанности сердец»; автор — рабейну Бахье бен Пакуда, один из выдающихся Учителей Торы, Испания, 13-14 вв.) рассказывается о благочестивом еврее, который жил уединенно. А по соседству обитали дикие звери. Когда его спрашивали, не страшится ли он такого соседства, еврей отвечал, что ему стыдно бояться кого-то, кроме Творца.

Еврей этот был настолько предан Всевышнему, настолько глубока и крепка была его вера в Него, что не боялся он ни волков, ни медведей.

Одно из имен Всевышнего — hа-Маком, то есть — «место, в котором находится наш мир». И в нашем мире нет даже укромного уголка, где бы не находился Всевышний. 

Теперь мы понимаем, что за камни взял Яаков для защиты от диких зверей. «Камни места» (hа-Маком) — это упование на Всевышнего, одно из имен которого hа-Маком.

Человек должен уметь извлекать урок из всего, что с ним происходит. И во всем нужно различать Руку Творца.  

На иврите камни — «авней». Буквы слова «авней» можно прочесть как аббревиатуру выражения (разумеется, на иврите) — «Благослови Всевышнего душа моя!» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 104, ст. 1). С этим (вместе с «камнями места») и устроился Яаков на ночлег.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Слышал, что в Москве евреи начинают субботнюю трапезу до начала шаббата…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля