ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

10.12.2024, 9 Kislev, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Буквы превращаются в слова 

 

Опасаясь мести Эсава, Яаков покидает отчий дом и пускается в бега. И мы читаем: «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан» (Берешит, гл.28, ст. 11).

Эсав в погоню за ним отправляет своего сына Элифаза с наказом: догнать и убить.

Элифаз настигает Яакова на границе Кенаана — первая часть повеления отца выполнена. Но, что он предпримет дальше?

Яаков видит, что племянник настроен весьма решительно. Перед Элифазом стоял выбор: уложить в землю Яакова или самому в нее лечь. Третьего не дано.

Но Яаков не хотел убивать племянника, выросшего, что называется, у него на руках. И он предложил разойтись мирно.

У Элифаза всколыхнулись детские воспоминания. Ему тоже было трудно поднять руку на дядю.

— Но я не могу ослушаться отца, не могу вернуться, не исполнив его волю?..

Растерянный и подавленный, Элифаз топтался на месте.

— А ты ограбь меня, — предложил Яаков компромисс. — Нищий, все равно, что мертвый.

Элифаз охотно экспроприировал небедный багаж родного дяди, оставив ему лишь одежду, да посох. И Яаков налегке перешел Иордан.

А Элифаз вернулся назад, нагруженный чужим добром, доставшимся ему без усилий. Его лицо лоснилось от сытости и довольства.

Через много лет, на обратном пути, Яаков в молитве упомянет последствия встречи с племянником и скажет: «С посохом моим я перешел Иордан» (Берешит, гл. 32, ст. 11).

В тот момент Яаков владел только посохом, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Интересно, что намек на события, произошедшие тогда, содержится в буквах слов, составляющих нашу фразу. Каждая — начальная слова, характеризующего случившееся с Яаковом.

Слова, входящие в состав нашей фразы (в оригинале), состоят из 23 букв. Эти буквы — начальные для слов, описывающих то, что произошло с Яаковом.

Вот эти слова. И ушел праведный Яаков (из отчего дома). Тогда Эсав возвысил свой голос в (показном) плаче. Элифаз, сын Эсава, сразу же бросился в погоню. И отдал ему Яаков все, что у него было. Только посох остался у него.

К Лавану Яаков пришел с пустыми руками, как говорится, без гроша за пазухой. И написано: «И рассказал он Лавану все, что случилось» (Берешит, гл. 29, ст. 13).

Выражение «все, что случилось» можно подвергнуть такому же анализу, как тот, который мы применили к нашей отправной фразе. При этом буквы этого выражения становятся начальными буквами слов. А эти слова, в свою очередь — более полно отображают рассказ Яакова.

Итак, вот, что Яаков рассказал Лавану:

«Не удивляйся тому, что я пришел ни с чем. Я отправился к тебе со щедрыми дарами. Но разбойник Элифаз обчистил меня до нитки».

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Если Всевышний хочет женить — ничто не помешает

 

Написано в нашей недельной главе: «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан» (Берешит, гл.28, ст. 11).

Яаков, как известно, отправился в Харан, чтобы найти себе там жену.

Учителя в Мидраше Раба на книгу Берешит (гл.68) отмечают, что, как правило, мужчина отправляется на поиск подходящей ему пары. Но бывает и так, что ее доставляют ему прямо на дом — так, что даже не приходится прикладывать усилий.

Ицхак получил свою невесту, не выходя из дома. Как сказано: «И поднял глаза, и увидел подходящих верблюдов» (Берешит, гл. 24, ст. 63).

Здесь речь — о караване, который доставил Ицхаку Ривку.

Но Яакову пришлось самому отправиться за невестой, о чем мы и читаем во фразе — «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан».

Итак, Яаков в поисках жены покидает Беэр Шеву. А Ицхаку для этого достаточно, лишь поднять глаза.

Все зависит от воли Небес. И это справедливо в отношении любого человека. Сложность или легкость, с которой человеку удается найти себе жену, определяется приговором, вынесенным Всевышним. Он же, Творец — определяет, кто именно станет ему женой.

В качестве иллюстрации перескажу историю из Мидраша.

У царя была любимая дочь — умница и красавица. Царь души в ней не чаял и содержал ее по-царски.

Как-то к нему пришли астрологи и заявили, что она выйдет замуж за бедняка. Не просто за небогатого, но — за горького бедняка. И это еще не все. «Самый нищий человек в стране станет мужем твоей дочери», — сказали царю придворные астрологи.

— Я, конечно, верю, что Всевышний, если Он вынес решение, то так оно и будет, — произнес царь. — Но мне интересно увидеть, как именно реализуется Его Воля.

По приказу царя в море, далеко от берега возвели башню. В эту башню, под усиленную охрану поместили принцессу.

В один из дней, очень бедный человек брел по берегу моря. Он был ужасно голоден, ему нечего было есть, у него почти не было одежды, и где ему переночевать — он тоже не знал. А на землю уже начала спускаться ночь.

Вдруг он набрел на останки какого-то громадного животного, вероятно, ставшего добычей львов или тигров. Парень решил использовать почти нетронутую шкуру животного, чтобы укрыться от холода.

Огромная, сильная птица, высматривала сверху, чем можно поживиться. Быстро оценив ситуацию, она камнем спикировала вниз. Птица понимала, что львы в любой момент могут вернуться. А ей вовсе не хотелось, чтобы ее застигли врасплох. Поэтому она подхватила останки львиной добычи, и вместе со спрятавшимся в них человеком полетела искать спокойное место.

Что может быть более спокойным и надежным, чем одинокая башня, которая возвышается посреди моря? Туда львы точно не доберутся. А птица долетела легко.

Парень не стал дожидаться, пока птица его съест вместе с остатками львиной трапезы. Оказавшись на верхушке башни, он быстро покинул свое убежище и отдалился от птицы на безопасное расстояние.

Птица, насытившись, полетела дальше по своим птичьим делам. А парень заснул на свежем морском воздухе. Ночлег под открытым небом, был ему привычен.

Утром его разбудила принцесса, которая вышла на крышу, чтобы помолиться. Молодой человек рассказал ей обо всем, что произошло с ним в последнее время. Дочь царя накормила парня и подобрала ему подходящую одежду. А что он — умен и что у него доброе сердце, предложила ему себя в качестве жены.

Парня не надо было долго уговаривать. Он уколол себе палец и кровью написал кетубу (брачный контракт).

Охранники обо всем доложили царю. И тому осталось лишь благословить Всевышнего, устраивающего все согласно своему замыслу.

Никто и ничто не в силах противостоять Планам Творца. Все произойдет точно в срок. И по сему — быть веселой свадьбе...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Гора и место

 

Яаков покинул отчий дом и отправился в Харан. По дороге с ним произошло удивительное событие, о котором читаем: «И наткнулся на некое место, и провел там ночь, потому что зашло солнце» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что солнце тогда зашло неожиданно, раньше срока, чтобы Яаков остановился там на ночь.

Учителя в Мидраше обращают наше внимание на используемое здесь необычное выражение «наткнулся на некое место». Дело в том, что Яаков увидел разрушение Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма).

И если выражение кажется необычным и странным — что можно сказать, чтобы его объяснить?

Как Яаков мог увидеть разрушение Бейт hа-Микдаша, если он еще не видел, чтобы Храм строился? Если бы было сказано, что Яаков увидел Бейт hа-Микдаш, который в будущем будет разрушен — это еще можно было бы понять. Но что означают слова — он увидел разрушение? Разве можно увидеть разрушение того, что еще не построено?

Чтобы разобраться с этим вопросом, нам нужно изучить историю того места.

Итак, Всевышний велит Аврааму совершить приношение его единственного сына, Ицхака (акедат Ицхак). Авраам встает рано утром, навьючивает осла, берет с собой Элиэзера и Ишмаэля.

Далее сказано: «На третий день поднял Авраам глаза и увидел то место издалека» (Берешит, гл. 22, ст. 4).

Что это за место?

Гора Мория — место, где в будущем будет стоять Иерусалимский Храм.

Авраам продолжает путь лишь с Ицхаком. Ишмаэлю  же и Элиэзеру он велит оставаться на месте с ослом. Потому что они не увидели того места, не увидели гору Мория. А не увидели они ее, поскольку никакой горы еще и в помине не было. Место было ровным. Настолько ровным, что Авраам обратился к Всевышнему с просьбой — мол, не подобает Твоему Храму стоять на низменности. Бейт hа-Микдаш должен быть возведен на горе. И Авраам помолился об этом, произнеся: «Пусть на горе Всевышнего он будет виден» (Берешит, гл. 22, ст. 14). То есть, чтобы стоял на горе, не в низине — чтобы его видели люди, и не надо было бы оставлять их поодаль с ослом.

Сказано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 45), что все горы и заметные возвышенности использовали идолопоклонники для возведения своих капищ. Но если на горе Мория прежде был языческий культ, то там нельзя уже строить Бейт hа-Микдаш. Ведь место это уже с подмоченной репутацией.

Только гора Мория изначально не была горой, место это было низменностью. Поэтому оно не вызывало интереса у язычников. Когда же Авраам помолился, низменность превратилась в гору.

В то время Всевышний отдал Аврааму и его потомкам, всю страну Кенаан. И значит, угроза осквернения ее идолопоклонниками отпала.  Ведь язычник не может осквернить то, что принадлежит другому. Следовательно, строительство Бейт hа-Микдаша на горе Мория, было вполне легитимным.

В Танахе читаем: «Не дам сна глазам своим и векам своим — дремоты, пока не найду места Всевышнему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 132, ст. 4-5).

Давид обещает без сна и без устали искать гору, на месте которой прежде была низменность. И благодаря этому — на ней можно построить Бейт hа-Микдаш.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

В нем сказано, что Яаков «наткнулся на некое место». О горе речь не идет.

Но ведь со времен Авраама это уже была гора. Очевидно, что здесь говорится не об обычном видении, но — о пророческом.

Яаков увидел «место».

Римляне после разрушения Иерусалимского Храма распахали гору, на которой он стоял, превратив ее в «место».

Далее в нашем фрагменте объясняется, что Яаков «наткнулся на место» потому что «зашло солнце». Зашло солнце, и наступила ночь галута (изгнания), — разъясняется в книге Зогар.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Компромисс с камнями не возможен

 

Яаков устраивается на ночлег: «Он взял из камней того места и положил под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Яаков выложил вокруг себя из камней подобие защитного желоба, потому что боялся диких зверей.

Тогда камни стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». А другой говорит: «Нет, на меня».

И Всевышний тут же сделал их одним камнем. Как сказано: «Яаков встал рано утром, взял камень, который положил себе под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 18).

То есть перед сном «он взял из камней того места», а утром они уже были одним камнем — «взял камень, который положил себе под голову».

Возникает вопрос: какая польза от того, чтобы превратить несколько камней в один? Ведь он окажется больше чем голова Яакова. Значит, голова праведника будет занимать лишь некую часть поверхности камня. Что же тогда со свободными пространствами? Неужели они не станут спорить и возмущаться: «На меня положит праведник свою голову», «Нет, на меня!»?

На самом деле, когда есть согласие и единство — не остается места зависти, злобе и распрям. Поэтому, когда все камни стали одним, претензии и ссоры прекратились. И уже стало совершенно неважно, на какое именно место праведник преклонит свою голову.

Когда между людьми царит согласие — все они радуются достижениям и успехам других, понимая, что это и их успехи, а не завидуют им, тем самым вычеркивая себя из списка успешных людей.

Как-то между двумя соседями вспыхнула ссора, посеявшая ругань и озлобление. Через какое-то время, когда они убедились, что невозможно разрешить конфликт самостоятельно — они обратились к раввину с просьбой рассудить их.

Раввин попытался привести спорящие стороны к компромиссу. Но — тщетно. Каждый твердо стоял на своем, не желая уступать даже «кончика буквы йод». Тогда раби пересказал им историю с Яаковом и камнями.

— Как вы думаете, — спросил раввин у спорщиков, — почему Всевышний пошел на столь радикальные меры, не попытавшись предложить им компромисс — например, чтобы праведник положил голову частично на один камень, частично на другой? Потому что с камнями компромиссы невозможны… Постарайтесь осознать это до того, как перейдем к крайним мерам.

В эпизоде со сном Яакова камни играют весьма важную роль. Поэтому полезно выяснить, что же это были за камни. Наверняка ведь — не простые обломки скал.

В Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 35) говорится, что это были камни мизбеаха (в условном переводе — жертвенник), который соорудил Авраам для приношения Ицхака.

Но разве на мизбеахе разрешено спать?

Конечно же, нет. Мизбеах был разломан на отдельные камни, утратив целостность, и перестал считаться мизбеахом.

Тем не менее, остается вопрос: кто посмел разломать на отдельные камни мизбеах Авраама?

Очевидно Тот, Кто потом эти камни соединил в один, то есть — Творец. 

Итак, Всевышний разделяет мизбеах Авраама на отдельные камни, чтобы Яаков мог на них переночевать. И благодаря тому, что Яаков приклонил на них свою голову и уснул, Творец стоял над ним, то есть простер над ним Свою Шехину (Присутствие Творца). А ведь приведение Шехины в наш мир, установление связи с Всевышним и является предназначением мизбеаха.

Выходит, что разломав его, Создатель помог мизбеаху реализовать свою функцию. А после этого, как завершающий аккорд — все камни снова соединились в один.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и Хатам Софера

(аби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Буквы превращаются в слова 

 

Опасаясь мести Эсава, Яаков покидает отчий дом и пускается в бега. И мы читаем: «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан» (Берешит, гл.28, ст. 11).

Эсав в погоню за ним отправляет своего сына Элифаза с наказом: догнать и убить.

Элифаз настигает Яакова на границе Кенаана — первая часть повеления отца выполнена. Но, что он предпримет дальше?

Яаков видит, что племянник настроен весьма решительно. Перед Элифазом стоял выбор: уложить в землю Яакова или самому в нее лечь. Третьего не дано.

Но Яаков не хотел убивать племянника, выросшего, что называется, у него на руках. И он предложил разойтись мирно.

У Элифаза всколыхнулись детские воспоминания. Ему тоже было трудно поднять руку на дядю.

— Но я не могу ослушаться отца, не могу вернуться, не исполнив его волю?..

Растерянный и подавленный, Элифаз топтался на месте.

— А ты ограбь меня, — предложил Яаков компромисс. — Нищий, все равно, что мертвый.

Элифаз охотно экспроприировал небедный багаж родного дяди, оставив ему лишь одежду, да посох. И Яаков налегке перешел Иордан.

А Элифаз вернулся назад, нагруженный чужим добром, доставшимся ему без усилий. Его лицо лоснилось от сытости и довольства.

Через много лет, на обратном пути, Яаков в молитве упомянет последствия встречи с племянником и скажет: «С посохом моим я перешел Иордан» (Берешит, гл. 32, ст. 11).

В тот момент Яаков владел только посохом, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Интересно, что намек на события, произошедшие тогда, содержится в буквах слов, составляющих нашу фразу. Каждая — начальная слова, характеризующего случившееся с Яаковом.

Слова, входящие в состав нашей фразы (в оригинале), состоят из 23 букв. Эти буквы — начальные для слов, описывающих то, что произошло с Яаковом.

Вот эти слова. И ушел праведный Яаков (из отчего дома). Тогда Эсав возвысил свой голос в (показном) плаче. Элифаз, сын Эсава, сразу же бросился в погоню. И отдал ему Яаков все, что у него было. Только посох остался у него.

К Лавану Яаков пришел с пустыми руками, как говорится, без гроша за пазухой. И написано: «И рассказал он Лавану все, что случилось» (Берешит, гл. 29, ст. 13).

Выражение «все, что случилось» можно подвергнуть такому же анализу, как тот, который мы применили к нашей отправной фразе. При этом буквы этого выражения становятся начальными буквами слов. А эти слова, в свою очередь — более полно отображают рассказ Яакова.

Итак, вот, что Яаков рассказал Лавану:

«Не удивляйся тому, что я пришел ни с чем. Я отправился к тебе со щедрыми дарами. Но разбойник Элифаз обчистил меня до нитки».

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Если Всевышний хочет женить — ничто не помешает

 

Написано в нашей недельной главе: «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан» (Берешит, гл.28, ст. 11).

Яаков, как известно, отправился в Харан, чтобы найти себе там жену.

Учителя в Мидраше Раба на книгу Берешит (гл.68) отмечают, что, как правило, мужчина отправляется на поиск подходящей ему пары. Но бывает и так, что ее доставляют ему прямо на дом — так, что даже не приходится прикладывать усилий.

Ицхак получил свою невесту, не выходя из дома. Как сказано: «И поднял глаза, и увидел подходящих верблюдов» (Берешит, гл. 24, ст. 63).

Здесь речь — о караване, который доставил Ицхаку Ривку.

Но Яакову пришлось самому отправиться за невестой, о чем мы и читаем во фразе — «Яаков вышел из Беэр Шевы и направился в Харан».

Итак, Яаков в поисках жены покидает Беэр Шеву. А Ицхаку для этого достаточно, лишь поднять глаза.

Все зависит от воли Небес. И это справедливо в отношении любого человека. Сложность или легкость, с которой человеку удается найти себе жену, определяется приговором, вынесенным Всевышним. Он же, Творец — определяет, кто именно станет ему женой.

В качестве иллюстрации перескажу историю из Мидраша.

У царя была любимая дочь — умница и красавица. Царь души в ней не чаял и содержал ее по-царски.

Как-то к нему пришли астрологи и заявили, что она выйдет замуж за бедняка. Не просто за небогатого, но — за горького бедняка. И это еще не все. «Самый нищий человек в стране станет мужем твоей дочери», — сказали царю придворные астрологи.

— Я, конечно, верю, что Всевышний, если Он вынес решение, то так оно и будет, — произнес царь. — Но мне интересно увидеть, как именно реализуется Его Воля.

По приказу царя в море, далеко от берега возвели башню. В эту башню, под усиленную охрану поместили принцессу.

В один из дней, очень бедный человек брел по берегу моря. Он был ужасно голоден, ему нечего было есть, у него почти не было одежды, и где ему переночевать — он тоже не знал. А на землю уже начала спускаться ночь.

Вдруг он набрел на останки какого-то громадного животного, вероятно, ставшего добычей львов или тигров. Парень решил использовать почти нетронутую шкуру животного, чтобы укрыться от холода.

Огромная, сильная птица, высматривала сверху, чем можно поживиться. Быстро оценив ситуацию, она камнем спикировала вниз. Птица понимала, что львы в любой момент могут вернуться. А ей вовсе не хотелось, чтобы ее застигли врасплох. Поэтому она подхватила останки львиной добычи, и вместе со спрятавшимся в них человеком полетела искать спокойное место.

Что может быть более спокойным и надежным, чем одинокая башня, которая возвышается посреди моря? Туда львы точно не доберутся. А птица долетела легко.

Парень не стал дожидаться, пока птица его съест вместе с остатками львиной трапезы. Оказавшись на верхушке башни, он быстро покинул свое убежище и отдалился от птицы на безопасное расстояние.

Птица, насытившись, полетела дальше по своим птичьим делам. А парень заснул на свежем морском воздухе. Ночлег под открытым небом, был ему привычен.

Утром его разбудила принцесса, которая вышла на крышу, чтобы помолиться. Молодой человек рассказал ей обо всем, что произошло с ним в последнее время. Дочь царя накормила парня и подобрала ему подходящую одежду. А что он — умен и что у него доброе сердце, предложила ему себя в качестве жены.

Парня не надо было долго уговаривать. Он уколол себе палец и кровью написал кетубу (брачный контракт).

Охранники обо всем доложили царю. И тому осталось лишь благословить Всевышнего, устраивающего все согласно своему замыслу.

Никто и ничто не в силах противостоять Планам Творца. Все произойдет точно в срок. И по сему — быть веселой свадьбе...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Гора и место

 

Яаков покинул отчий дом и отправился в Харан. По дороге с ним произошло удивительное событие, о котором читаем: «И наткнулся на некое место, и провел там ночь, потому что зашло солнце» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что солнце тогда зашло неожиданно, раньше срока, чтобы Яаков остановился там на ночь.

Учителя в Мидраше обращают наше внимание на используемое здесь необычное выражение «наткнулся на некое место». Дело в том, что Яаков увидел разрушение Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма).

И если выражение кажется необычным и странным — что можно сказать, чтобы его объяснить?

Как Яаков мог увидеть разрушение Бейт hа-Микдаша, если он еще не видел, чтобы Храм строился? Если бы было сказано, что Яаков увидел Бейт hа-Микдаш, который в будущем будет разрушен — это еще можно было бы понять. Но что означают слова — он увидел разрушение? Разве можно увидеть разрушение того, что еще не построено?

Чтобы разобраться с этим вопросом, нам нужно изучить историю того места.

Итак, Всевышний велит Аврааму совершить приношение его единственного сына, Ицхака (акедат Ицхак). Авраам встает рано утром, навьючивает осла, берет с собой Элиэзера и Ишмаэля.

Далее сказано: «На третий день поднял Авраам глаза и увидел то место издалека» (Берешит, гл. 22, ст. 4).

Что это за место?

Гора Мория — место, где в будущем будет стоять Иерусалимский Храм.

Авраам продолжает путь лишь с Ицхаком. Ишмаэлю  же и Элиэзеру он велит оставаться на месте с ослом. Потому что они не увидели того места, не увидели гору Мория. А не увидели они ее, поскольку никакой горы еще и в помине не было. Место было ровным. Настолько ровным, что Авраам обратился к Всевышнему с просьбой — мол, не подобает Твоему Храму стоять на низменности. Бейт hа-Микдаш должен быть возведен на горе. И Авраам помолился об этом, произнеся: «Пусть на горе Всевышнего он будет виден» (Берешит, гл. 22, ст. 14). То есть, чтобы стоял на горе, не в низине — чтобы его видели люди, и не надо было бы оставлять их поодаль с ослом.

Сказано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 45), что все горы и заметные возвышенности использовали идолопоклонники для возведения своих капищ. Но если на горе Мория прежде был языческий культ, то там нельзя уже строить Бейт hа-Микдаш. Ведь место это уже с подмоченной репутацией.

Только гора Мория изначально не была горой, место это было низменностью. Поэтому оно не вызывало интереса у язычников. Когда же Авраам помолился, низменность превратилась в гору.

В то время Всевышний отдал Аврааму и его потомкам, всю страну Кенаан. И значит, угроза осквернения ее идолопоклонниками отпала.  Ведь язычник не может осквернить то, что принадлежит другому. Следовательно, строительство Бейт hа-Микдаша на горе Мория, было вполне легитимным.

В Танахе читаем: «Не дам сна глазам своим и векам своим — дремоты, пока не найду места Всевышнему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 132, ст. 4-5).

Давид обещает без сна и без устали искать гору, на месте которой прежде была низменность. И благодаря этому — на ней можно построить Бейт hа-Микдаш.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

В нем сказано, что Яаков «наткнулся на некое место». О горе речь не идет.

Но ведь со времен Авраама это уже была гора. Очевидно, что здесь говорится не об обычном видении, но — о пророческом.

Яаков увидел «место».

Римляне после разрушения Иерусалимского Храма распахали гору, на которой он стоял, превратив ее в «место».

Далее в нашем фрагменте объясняется, что Яаков «наткнулся на место» потому что «зашло солнце». Зашло солнце, и наступила ночь галута (изгнания), — разъясняется в книге Зогар.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Компромисс с камнями не возможен

 

Яаков устраивается на ночлег: «Он взял из камней того места и положил под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Яаков выложил вокруг себя из камней подобие защитного желоба, потому что боялся диких зверей.

Тогда камни стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». А другой говорит: «Нет, на меня».

И Всевышний тут же сделал их одним камнем. Как сказано: «Яаков встал рано утром, взял камень, который положил себе под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 18).

То есть перед сном «он взял из камней того места», а утром они уже были одним камнем — «взял камень, который положил себе под голову».

Возникает вопрос: какая польза от того, чтобы превратить несколько камней в один? Ведь он окажется больше чем голова Яакова. Значит, голова праведника будет занимать лишь некую часть поверхности камня. Что же тогда со свободными пространствами? Неужели они не станут спорить и возмущаться: «На меня положит праведник свою голову», «Нет, на меня!»?

На самом деле, когда есть согласие и единство — не остается места зависти, злобе и распрям. Поэтому, когда все камни стали одним, претензии и ссоры прекратились. И уже стало совершенно неважно, на какое именно место праведник преклонит свою голову.

Когда между людьми царит согласие — все они радуются достижениям и успехам других, понимая, что это и их успехи, а не завидуют им, тем самым вычеркивая себя из списка успешных людей.

Как-то между двумя соседями вспыхнула ссора, посеявшая ругань и озлобление. Через какое-то время, когда они убедились, что невозможно разрешить конфликт самостоятельно — они обратились к раввину с просьбой рассудить их.

Раввин попытался привести спорящие стороны к компромиссу. Но — тщетно. Каждый твердо стоял на своем, не желая уступать даже «кончика буквы йод». Тогда раби пересказал им историю с Яаковом и камнями.

— Как вы думаете, — спросил раввин у спорщиков, — почему Всевышний пошел на столь радикальные меры, не попытавшись предложить им компромисс — например, чтобы праведник положил голову частично на один камень, частично на другой? Потому что с камнями компромиссы невозможны… Постарайтесь осознать это до того, как перейдем к крайним мерам.

В эпизоде со сном Яакова камни играют весьма важную роль. Поэтому полезно выяснить, что же это были за камни. Наверняка ведь — не простые обломки скал.

В Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 35) говорится, что это были камни мизбеаха (в условном переводе — жертвенник), который соорудил Авраам для приношения Ицхака.

Но разве на мизбеахе разрешено спать?

Конечно же, нет. Мизбеах был разломан на отдельные камни, утратив целостность, и перестал считаться мизбеахом.

Тем не менее, остается вопрос: кто посмел разломать на отдельные камни мизбеах Авраама?

Очевидно Тот, Кто потом эти камни соединил в один, то есть — Творец. 

Итак, Всевышний разделяет мизбеах Авраама на отдельные камни, чтобы Яаков мог на них переночевать. И благодаря тому, что Яаков приклонил на них свою голову и уснул, Творец стоял над ним, то есть простер над ним Свою Шехину (Присутствие Творца). А ведь приведение Шехины в наш мир, установление связи с Всевышним и является предназначением мизбеаха.

Выходит, что разломав его, Создатель помог мизбеаху реализовать свою функцию. А после этого, как завершающий аккорд — все камни снова соединились в один.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и Хатам Софера

(аби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Три камня и три основы служения Творцу

 

Готовясь ко сну Яаков, окружает себя камнями. Как написано: «Он взял из камней того места и положил под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Яакову понадобились камни для защиты от диких зверей. 

В нашем фрагменте упоминается голова. Очевидно, камни были взяты именно для того, чтобы защитить голову.

Голову живого человека можно окружить камнями с трех сторон. Значит, по-видимому, Яаков взял три камня. Об этом в Мидраше Раба на книгу Берешит (гл. 68) говорит раби Нехемия (великий Учитель Мишны, 2-й век).

Но не только защитную функцию выполняли эти три камня. В них содержался намек на трех праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова, заложивших фундамент, на котором сформировался еврейский народ.

Кроме того, наши праотцы укрепили мир, возведя три основы, три мощных опоры. Авраам дал миру опору милосердия и добрых дел. Ицхак создал опору молитвы, опору служения. А Яаков развил опору Торы. Он 14 лет изучал Тору в шатрах Эвера. И вот, пришел на место, где в будущем построят Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) — место для Шехины (Присутствие Всевышнего). То есть — туда, где находится основа основ. И там он находит три камня, которые олицетворяют три основания, на которых держится наш мир. 

В Мидраше говорится, что камни начали спорить, на кого из них праведник положит голову. То есть, кто из них — во главе. Какая из основ мироздания — самая главная и самая значимая — добрые дела, молитва или изучение Торы?

Тогда Всевышний объединил три камня в один. Как сказано: «Яаков встал рано утром, взял камень, который положил себе под голову» (Берешит, гл. 28, ст. 18). 

Так Творец преподал нам важный урок.

Каждый человек должен развивать в себе все три качества, не выделяя что-то одно. Ведь устойчивость возникает, когда есть три точки опоры. У табуретки должно быть, как минимум, три ножки. На двуногой — усидишь.

Далее в нашей недельной главе читаем: «Рано утром Яаков взял тот камень, что положил себе в изголовье, поставил его как памятный знак и возлил на него масло. Он назвал это место Бейт-Эль (Дом Всевышнего), хотя прежде этот город назывался Луз (Берешит, гл. 28, ст. 18-19). 

Кто хочет возвести для Всевышнего дом, чтобы Шехина пребывала в нем — должен совершенствоваться в равной мере во всех трех направлениях — и в изучении Торы, и в служении Творцу, и в осуществлении добрых дел.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Абрамского

(автор книги «Хазон Йехезкель», Белоруссия – Англия – Израиль, 1886-1976 гг.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Религиозные евреи умирают от коронавируса чаще остальных?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля