ИТРО 
Ту би-Шват
начинается с вечера

5 февраля
"ИТРО"
ИТРО 
Чтение текста
Афтары

"ИТРО"

6.02.2023, 15 Shevat, 5783

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(16 - 17.09.23)
Йом Кипур
10 Тишри
(25.09.23)
Суккот
15-21 Тишри
(30.09 - 06.10.23)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(07.10.23)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(07 - 08.10.23)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(08.12 - 15.12.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Три камня в изголовье 

 

В начале нашей недельной главы о странствии Яакова написано: «И достиг он того места, и заночевал там, так как зашло солнце. И взял он из камней того места и положил себе под голову, и лег на том месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что Яаков выложил из камней вокруг своей головы подобие защитного желоба, потому что боялся диких зверей.

Возникает вопрос: почему Яаков позаботился лишь, о защите головы? Разве тела ему было не жалко? Или звери в том месте питались исключительно головами, а откусить руку или ногу они уже брезговали?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) сказано, что Яаков взял три камня, чтобы положить их в изголовье.

Из трех камней, действительно, можно соорудить желоб, защищающий голову с трех сторон. Но не только на физическую защиту рассчитывал праведник. В его намерения также входило показать, что мир зиждется на трех основаниях: на Торе, на служении Всевышнему и на добрых делах.

Яаков своей жизнью укреплял эти три основания, заботясь о том, чтобы мир не рухнул в бездну беззакония.

Четырнадцать лет он изучал Тору в шатрах Шема и Эвера.

Служение Всевышнему Яаков укрепил, установив вечернюю молитву.

Трудно переоценить и его добрые дела, которые он совершал не только по отношению к людям, но и к животным.

Таким образом, Яаков соорудил защиту от диких зверей не только из камней, но и из своих заслуг в укреплении основ мироздания. И тем, что он защитил камнями только голову, он продемонстрировал, что все же больше полагается не на камни. 

Кроме того, Яакову всю жизнь противостоял его брат-близнец Эсав.

Началось оно еще в материнской утробе. Уже там они толкались.

Яаков родился, держа своего брата за пятку (см. Берешит, гл. 25, ст. 26). Поэтому он и получил имя Яаков (от экев — пята).

Эсав обладал очень высоким потенциалом. Этим объясняется любовь к нему Ицхака. А Яакову постоянно нужно было доказывать, что он не только не хуже, но даже и превосходит своего брата.

При рождении он одержал победу на нижнем уровне (уровень ног). Затем, давая свое благословение, Ицхак признал, что и руки Яакова не уступают рукам Эсава.

Но самым тяжелым было противостояние на уровне головы.

Мы знаем, что голова Эсава удостоилась быть похороненной в Маарат hа-Махпела — в пещере где похоронены Адам и Хава и все наши праотцы.

Уровень головы постоянно беспокоил Яакова. Поэтому, перед тем как отправиться к Лавану, он четырнадцать лет углубленно изучал Тору. Но, даже после этого, Яаков все равно озаботился защитой головы.

Что же касается духовных качеств на уровне тела — ему к тому времени в этом уже не было равных. И тело не требовало дополнительной защиты.

Всевышний же считал, что и на уровне головы Яаков не уступает Эсаву. Об этом свидетельствует лестница, которую Яаков увидел во сне. Она стояла на земле, но ее верхняя часть достигала Небес. Это означало, что Яакову по силам одолеть Эсава в духовной борьбе и на уровне головы.

На обратном пути от Лавана Творец дал Яакову еще одно подтверждение его духовной победы. Он назвал Яакова — Исраэль.

Из букв этого имени можно составить выражение ли рош (Мне голова). То есть — три высших духовных качества Яакова, обычно ассоциируемые с головой, вполне удовлетворяют самым высоким требованиям Всевышнего.  

Еще сказано в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 38), что Всевышний, создавая первого человека, Адама (а создавал он его, как известно, из праха земли), для головы Он взял прах из Эрец Исраэль, а для тела и органов — со всех остальных территорий.

Таким образом, защищая голову, Яаков хотел продемонстрировать своим потомкам необходимость особого, бережного отношению к Земле Израиля и к главам народа, мудрецам Торы.

 

на основе комментария раби Исраэля Альтера

(Ребе гурских засидов, автор серии книг под общим названием «Бейт Исраэль»; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Ссора камней

 

Застигнутый внезапно наступившей ночью, Яаков устраивается на ночлег. И мы читаем: «И достиг он того места, и заночевал там, так как зашло солнце. И взял он из камней того места и положил себе под голову, и лег на том месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) сказано, что Яаков взял три камня, чтобы положить их в изголовье.

Из трех камней, действительно, можно соорудить желоб, защищающий голову с трех сторон. Но не только на физическую защиту рассчитывал праведник. Он также хотел показать, что мир зиждется на трех основах: на Торе, на служении Всевышнему и на добрых делах (об этом говорится в Пиркей Авот, гл. 1, м. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что камни стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». И другой говорит: «На меня положит».

Тотчас Всевышний сделал их одним камнем. И поэтому сказано: «И взял камень, который он положил себе изголовьем» (там же, ст. 18).

Непонятно, как объединение камней в один решило проблему спора? Ведь за право оказаться под головой праведника, теперь будут спорить отдельные участки объединенного камня.

Очевидно, что камни здесь — метафора. И спор велся о том, что больше защищает Яакова: изучение Торы, молитва или добрые дела?

Всевышний же, объединив камни в один, показал, что каждая из трех основ вносит свой вклад в защиту человека. Поэтому необходимо уделять внимание всем трем.

Нечто похожее мы находим в эпизоде со сватовством матери Яакова, Ривки.

Элиэзер вручил Ривке дорогие подарки — золотое кольцо весом в полшекеля и два золотых браслета, имеющих вес десять золотых шекелей (см. Берешит, гл. 24, ст. 22).

В своем комментарии к той недельной главе Раши разъясняет, что Ривка, напоив верблюдов, продемонстрировала свою любовь и стремление к добрым делам. И Элиэзер с помощью подарков дал ей понять, что от для ее будущего супруга Ицхака имеют большое значение еще и Тора, на которую намекают два браслета (символизирующие Скрижали), а вес в десять золотых соответствует начертанным на Скрижалях Десяти заповедям.

Кольцо весом в полшекеля намекает на служение Всевышнему. Ведь мужчины каждый год сдавали по полшекеля на приобретение животных для приношений в Иерусалимском Храме.

Таким образом, мы снова приходим к выводу, что в человеке все должно быть прекрасно: и изучение Торы, и служение Творцу, и его добрые дела.

Когда Яаков поставил во главу всего эти три основы мироздания, он не только получил защиту Всевышнего от разрушительных, деструктивных сил, но еще и удостоился чудесного пророческого видения: лестница установлена на земле, а ее верх достигает Небес.

Но история с камнями на этом не закончилась. И далее читаем: «Яаков встал рано утром, взял камень, который положил себе под голову, и поставил его постаментом... Он назвал это место Бейт Эль — дом Всевышнего» (Берешит, гл. 28, ст. 18-19).

Это дает нам возможность понять, что дом еврея, стоящий на Торе, на служении Творцу и на добрых делах, становится домом Всевышнего, потому что его наполняет Шехина (Присутствие Всевышнего). Именно о таком доме и говорит Яаков.

Так что, не удивительно, что его дом стал домом двенадцати колен Израиля.

 

на основе комментариев Маѓараля

(раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век)

и Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Каждому Творец дал определенное количество вен. И вдруг одну — склеить?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля