New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 28, ст. 10 - гл. 32, ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: “И вышел
Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце .
Обсуждение главы
Вайеце
14.11.04
В
нашей недельной главе читаем: «И вышел
Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан. И пришел
на одно место и заночевал там, потому что
зашло солнце» (Берешит, гл. 28. ст. 10-11).
Об этом в Талмуде рассказывается такая
история.
По дороге из Бэер Шевы, когда Харан был уже
совсем близко, Яаков подумал: «Как это я не
зашел в Иерусалим?.. Там молился мой отец.
Почему же я там не помолился?».
И сжалась как будто бы земля под его
ногами, и оказался он в Иерусалиме.
Помолился на том месте, где должен был в
будущем стоять Храм, и собирался
отправиться дальше.
- Нельзя допустить, чтобы такой праведник
покинул священное место, не заночевав, -
сказал Всевышний.
И тут же солнце опустилось за горизонт.
Яаков остался ночевать в Иерусалиме (см. на
сайте обзоры листов 91
и 92
трактата Хуллин).
В Танахе дается объяснение: Яаков бежал в
Харан, чтобы спасти свою жизнь и не
погибнуть от рук Эйсава. Как сказано: «И
убежал Яаков в поле Арама...» (книга пророка Ошайи,
гл. 12, ст. 13).
Талмуд подчеркивает: Яаков спасался
бегством, но, тем не менее, приближаясь к
Харану, вернулся - только за тем, чтобы
помолиться там, где молился Авраам и Ицхак.
Представьте себе: Яаков бежит в Харан,
чтобы остаться в живых. Пешее путешествие
из Бэер Шевы до Харана занимает несколько
недель. И вот он, наконец, почти добрался до
места и может вздохнуть спокойно -
опасности позади. Но нет, буквально перед
тем, как войти в спасительный пункт
назначения, он, даже не передохнув,
поворачивает назад, навстречу опасности. А
в Иерусалим путь - тоже неблизкий…
Эта история может показаться
неправдоподобной. Но именно такое решение
принял Яаков - исправить оплошность,
вернуться в Иерусалим и помолиться там, где
молились дед и отец. Как это понимать?
Тут следует вспомнить, прежде всего, о
жизненной цели, которую поставил перед
собой Яаков (см. на сайте обзор недельной
главы Толдот,
пятый годовой цикл).
Главное дело его жизни - служение Творцу.
Поэтому и нет ничего удивительного в том,
что ему было так важно вознести молитву в
месте с высоким уровнем концентрации
духовности. Ради этого он без всяких
сомнений пошел на риск.
Более того. Это решение предопределило не
только его личную судьбу, но
в
определенном смысле и будущее еврейского
народа.
Итак, Яаков принял правильное решение -
совершил поступок, угодный Всевышнему.
Творец как будто бы подал ему знак своего
одобрения - как только Яаков принял свое
решение, земля словно сжалась под его
ногами, и он оказался в Иерусалиме (см. на
сайте обзор листа 92
трактата Хуллин).
Ради Яакова, чтобы оставить его в этом
особом месте на ночь, Всевышний сделал так,
что солнце зашло раньше положенного
времени. Именно в эту ночь Яаков видел
пророческий сон (см. там
же).
В этом сне Всевышний дает два обещания:
даровать ему и потомству его Эрец Исраэль
и обеспечить его безопасность в
путешествиях. В Торе об этом сказано: «...Землю,
на которой ты лежишь, тебе отдам ее и
потомству твоему... И вот, Я с тобою; и
сохраню тебя везде, куда бы ты ни пошел ...»
(Берешит,
гл. 28, ст. 13, 15).
Отметим попутно, что вечерняя молитва (на
иврите - маарив) Яакова стала обычаем (Талмуд,
трактат Берахот, лист 26), который
принят всем народом Израиля…
15.11.04
Устная Тора анализирует поведение Яакова,
подробно обсуждая его способность видеть
самую суть вещей. И главное здесь - понять,
каким он был человеком.
Тора описывает сон Яакова: «И снилось ему:
вот, лестница поставлена на земле, а верх ее
касается неба; и вот малахим (мн. число
от малах
- некая
духовная субстанция, осуществляющая связь
Неба с землей; в переводах на русский - «ангел»)
восходят и нисходят по ней…» (Берешит,
гл. 28, ст. 12).
Во сне, - рассказывает Талмуд, -
привиделись ему малахим .
По лестнице они спускались с Небес и
поднимались обратно. И вот увидели они, что
изображение человека в колеснице, которое
существовало в духовных мирах
- точная
«копия» Яакова, праведника, живущего на
земле… (подробнее об этом - см. на сайте обзор
листа 92
трактата Хуллин).
Устная Тора - Мидраш Таргум Йонатан
(составитель
- раби Йонатан Бер Узиэль, Эрец Исраэль,
1-й век) вносит в повествование свои
уточнения. Два малаха, посланные
Всевышним разрушить Сдом (в русской
транскрипции - «Содом»), позволили себе
сказать Лоту, что они делают это «самостоятельно»,
используя собственные возможности. В
наказание Творец на многие годы оставил их
внизу. Бездомные, они долго скитались. И вот,
когда Яаков покинул дом своего отца, эти малахим
сопровождали его. Теперь, когда Яаков,
раскрывая свой потенциал начал исправлять
мир, малахим получили разрешение
вернуться наверх. Когда малахим
поднялись наверх, они сказали другим
ангелам: «Взгляните на цадика
(цадик
- праведник) Яаакова, его образ высечен на Кисэ
а-Кавод (Небесный Трон - Центр Управления
вселенной), и вы все хотели увидеть его». И
вот другие малахим спустились по
лестнице вниз, чтобы взглянуть на Яакова.
Но почему на Кисэ а-Кавод был
запечатлен именно образ Яакова?
Такой вопрос вполне закономерен. Ведь в
процессе Сотворения мира человек (Адам), в
отличие от других живых существ, которые
создавались видовыми группами, был
сотворен в единственном числе. И в этом есть
намек, - говорят Учителя (Талмуд, трактат Санѓедрин,
лист 37), - что каждый человек - целый мир, и
тот, кто покушается на жизнь одного
человека, покушается на существование
вселенной. Поэтому каждый человек должен
ощущать себя так, как будто для него создан
целый мир.
Мы говорим о Кисэ а-Кавод, когда хотим
сказать о Царстве Всевышнего. Его Царство -
вся вселенная, а образ, отображенный на Кисэ
а-Кавод, символизирует цель всего
творения. Означает ли это, что Яаков
олицетворял собой эту цель?
Яаков был избран Всевышним, - объясняет
Талмуд в другом месте (трактат Бава
Мециа, лист 84), -потому что в нем, как ни в
ком другом, воплотились смысл и цель
существования созданного Им мира.
Яаков в некотором смысле явился как бы «повторением»
Адама. Однако образ первого человека не
был запечатлен на Кисэ а-Кавод, потому
что своей фатальной ошибкой Адам «исказил»
план Творца, по которому он был сотворен.
Яаков же восстановил первоначальный
духовный облик человека, а потому
удостоился чести представлять
человечество на Кисе а-Кавод .
Иными словами, Яаков становится как бы «символом»
обновленного Адама. С его деяний начинается
история исправления нашего мира. Он
восстановил образ Всевышнего в человеке. И
свидетельство тому - бессмертие Яакова …
16.11.04
Адам, ослушавшись Всевышнего, в наказание
стал смертным. Яаков - первый человек,
которому удалось победить смерть .
Как же так? - спрашивают Учителя на
страницах Талмуда (трактат Таанит,
лист 5). - Ведь похоронили его…
Наш праотец Яаков не умирал, - отвечает раби
Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль, 3-й век). - И об этом написано в
Танахе. Есть там такие слова: «И ты не бойся,
слуга Мой ,
Яаков, - сказал Всевышний, - не страшись,
Израиль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и
потомство твое -
из страны пленения» (книга пророка Иермиягу,
гл.30, ст. 10).
О чем идет речь в этой цитате?
Смертность - не единственное наказание
Адама за совершенную им ошибку. Изменения,
который он внес в мир своим поведением,
имели и другие последствия. В частности, с
этого момента человечество должно было
добывать себе пропитание тяжким трудом. Как
сказано: «В поте лица своего будешь есть
хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из
нее ты взят; ибо - прах ты, и в прах
возвратишься» (Берешит, гл. 3, ст. 19).
Еврейская традиция свидетельствует, что «наказание»,
которое накладывает на человека Творец - не
мера порицания или «пресечения». Это -
своеобразный способ «оздоровления»,
имеющий некий терапевтический эффект (см.
на сайте, к примеру, обзор недельной главы
Ваишлах,
третий годовой цикл). Однако в этом всегда
соблюдается принцип «мера за меру» (на
иврите - мида кенегед мида), то есть «лечебная
доза» всегда соизмеряется с «объемом»
проступка.
Но какой смысл заставлять человека,
изначально созданного, чтобы посвятить
свою жизнь духовному, «в поте лица»
трудиться во имя удовлетворения физических
потребностей? В чем суть такой «терапии» и
как это согласуется с принципом мида
кенегед мида ?
Адам ел плод Дерева Познания Добра и Зла, -
объясняет рав Элиягу Десслер
(один из
крупнейших Учителей прошлого поколения;
Литва - Англия - Израиль, первая половина 20-го
века). - Но что такое зло? Оно, прежде всего,
ассоциируется с темнотой. Когда человек
ясно видит и понимает причинно-следственные
связи между событиями,
он будет
огорчаться, что из-за собственных ошибок,
ему приходится страдать. Пока
складывающиеся в реальности ситуации -
постижимы, то есть пока есть свет, для зла
остается слишком мало места. Но если мир - в
темноте, все, что происходит, кажется цепью
случайностей. И люди не могут осознать,
почему события развиваются так, а не иначе.
Им представляется, что мир «потерял
управление» и их страдания - беспочвенны. В
таких обстоятельствах прочные позиции
занимает зло.
Когда первый человек ослушался Творца,
вкусив запретный плод, он сделал свой выбор
- предпочел миру света мир темноты. В таком
мире от людей скрыто многое. Они не в
состоянии принять, что все, что происходит -
им во благо. Им кажется, что они не заслужили
страданий, выпавших на их долю. Сам факт, что
пропитание
миру дает Всевышний, скрыт «темнотой»
тяжкого физического труда.
Чтобы рассеять темноту и восстановить
свет, чтобы во всем ощущать Присутствие
Творца, человек должен укрепиться в своей
вере в Него и преодолеть восприятие мира ,
построенное
лишь на собственных чувствах и
представлениях о том, что удалось
разглядеть в физическом мире.
Но как преодолевается это ограниченное
темнотой восприятие?
Допустим, человек, занимаясь бизнесом,
добился многого и получил огромные прибыли.
Безусловно, он приложил к этому немало
усилий. Однако ему следует верить, что все,
чего ему удалось достичь, дано щедростью и
милостью Всевышнего .
Иными словами, человек должен верить и
осознавать, что во всем (не только в хорошем,
но и в плохом) есть более глубокий, пусть и
непостижимый для него ,
смысл. А главное, что все происходящее ему,
человеку - во благо, и мир получает то, что
заслуживает. Так осуществляется принцип
Справедливости (мида кенегед мида).
Эта вера обладает огромной силой, ибо она
способна рассеивать темноту. Только так
человечество может «корректировать»
последствия проступка Адама.
17.11.04
Яаков, единственный из трех наших
праотцев, был вынужден заниматься тяжелой
работой в условиях темноты дома Лавана (см.
на сайте обзор недельной главы
Вайеце,
первый годовой цикл). Ему, чтобы спасти свою
жизнь, пришлось оставить отцовский дом и Эрец
Исраэль. Спасаясь бегством, он вовсе не
был уверен, что Всевышний защитит его от
Эсава. Из всех еврейских праотцев лишь
Яакову выпало испытать горечь одиночества.
Он пришел в дом Лавана без гроша в кармане -
беспомощным и беззащитным. Эта
беспомощность перед хитрецом Лаваном
проявилась, когда ему пришлось проработать
семь дополнительных лет в хозяйстве злодея,
чтобы жениться на Рахели.
Изгнание, угрозы Эсава, потеря любимого
сына Йосефа, о котором Яаков ничего не знал
двадцать два долгих года, беда с дочерью (см.
на сайте, к примеру, обзор недельной главы
Пинхас,
второй годовой цикл)… Жизнь Яакова была
наполнена страданиями. Казалось, что
Всевышний, которому он столь преданно и
беззаветно служил, не хочет помогать ему. Но
Яаков не отчаивался и верил, что несчастья -
не просто его удел. Он ощущал, что живет в
мире темноты, чтобы вернуть миру свет. Силой
своей веры. Такова его миссия.
В нашей недельной главе читаем: «И дал
обет Яаков, сказав - если Всевышний будет со
мною и сохранит меня на этом пути, которым я
иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду,
чтобы одеться, и я возвращусь в мире в дом
отца моего… камень этот, который я поставил
памятником, будет домом Всевышнего. И из
всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть»
(Берешит, гл. 28, ст. 20-22).
Яаков продолжает традицию деда и отца.
Одержав победу над царями, Авраам отделил
десятую часть от трофеев, которые захватил
в этой войне (Берешит, гл. 14, ст. 20).
Эти трофеи попали к нему чудесным образом, и
Авраам осознавал, что получил их «из рук»
Творца. Отделение от них десятины стало
признанием факта, что Всевышний управляет
вселенной.
Ицхак чудесным образом, благодаря
щедрости Всевышнего, получил богатый
урожай. Как сказано: «И сеял Ицхак в земле
той, и получил в тот год во сто крат...» (Берешит,
гл. 26, ст. 12). Отделив десятую часть урожая
Всевышнему, он признал, что Творец совершил
для него это чудо.
Со своей стороны, Яаков дал обет отделять
десятую часть от всего, что у него будет,
ясно понимая, что все, что у него есть и
будет -
от Всевышнего.
Анализируя этот отрывок из Торы и
соответствующий фрагмент Талмуда (трактат Хуллин,
лист 26) Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.) подчеркивают, что Яаков
дал обет, несмотря на то, что Творец не
одобряет обеты и клятвы. Ведь если человек
взял на себя какое-то обязательство, он
должен его выполнить. А человеку не дано
заглядывать в свое далекое (и даже близкое)
будущее. Он не может знать, что будет с ним
завтра. Поэтому лучше всего избегать клятв
и обетов, когда нет гарантии, будет ли
возможность осуществить их .
Однако Яаков дал свой обет в момент, когда
ему грозила смертельная опасность, -
объясняют Учителя эпохи Тосафот. - А в этих
случаях клятвы и обеты помогают.
Но как это понимать? Зачем же давать обет
перед лицом опасности, когда само выживание
человека - под сомнением ?
И снова это - вопрос веры .
Допустим, человек ощущает уверенность в
будущем и думает, что он - хозяин своей
судьбы. На банковском счету у него - немалые
сбережения, он чувствует себя здоровым и
находится как будто бы в прекрасной форме. В
такой ситуации Творец не поощряет клятвы.
Ибо в мире темноты ощущение обеспеченности
и безопасности - просто иллюзия, не имеющая
под собой никаких оснований …
18.11.04
Когда благополучие, а тем более жизнь
человека - под угрозой, ощущение
безопасности может дать лишь надежда на
помощь Всевышнего, вера, что Тот, Кто вершит
судьбы мира, проявит свое Милосердие.
Произнося слова клятвы перед лицом
опасности, человек получает внутреннюю
поддержку, обретает силу духа и стойкость,
необходимые ему, чтобы противостоять беде.
Такая клятва, по сути - осознание факта, что
Всевышний управляет миром, и в этом мире не
бывает случайностей.
Эти чувства отражают реальную картину
устройства вселенной. Поэтому в самые
тяжкие для человека минуты клятву давать -
разрешено .
Трижды в день, во время утренней (шахарит),
послеполуденной (минха) и вечерней (маарив)
молитв, мы произносим восемнадцать
благословений (на иврите - Шемонэ Эсре,
то есть - «восемнадцать»), называя
Всевышнего «великим, могучим и грозным».
Каждый из этих «эпитетов» отражает
определенный атрибут проявления Творца в
нашем мире. И каждое из проявлений
реализуется в мире через отдельный канал
связи с Небом. Эти каналы созданы для нас
нашими праотцами. Яаков открыл канал, по
которому на землю поступает энергия, порождающая
страх перед Всевышним .
Эпитет «грозный» передает ощущение
Яакова, испытанное им в момент, когда он «физически»
осознал присутствие Творца. В Торе об этом
написано: «И пробудился Яаков от сна, и
сказал - истинно Всевышний присутствует на
месте этом… И убоялся и произнес - как
страшно место это! Это не что иное, как дом
Всевышнего, а это - Врата Небесные …»
(Берешит,
гл. 28, ст. 16-17).
В темноте, которая окутала наш мир после
проступка Адама, Яаков первым сумел «увидеть»
Всевышнего. Он первым осознал
необходимость воздвижения Храма Творцу…
«Избавитель
Израиля» - так мы называем Всевышнего в
отрывке, предваряющем молитву Шемонэ
Эсре. Интересно
отметить, что текст этого фрагмента в целом
- неизменен, но при чтении вечером (маарив)
имеет, казалось бы, незначительное отличие.
Если утром мы начинаем читать этот
отрывок со слов - «Истинное и несомненное...»
(эмэт вэяцив), то вечером мы говорим - «Истинное
и достоверное...» (эмэт вээмуна). Эта
небольшая как будто бы разница определяет
весьма принципиальное отличие в восприятии
ситуации. Этим подчеркивается, что
Всевышний - Избавитель Израиля не только
утром, когда путь к избавлению отчетливо
виден, ибо все вокруг залито светом, но и
вечером, когда мир погружается во тьму, и мы
не можем рассмотреть дорогу к спасению.
Эта вечерняя молитва, молитва «во тьме»,
установлена, как мы говорили (см. выше)
Яаковом. Он открыл в еврейской душе
способность обращаться к Всевышнему во
тьме и завещал нам связываться с Ним в любых
обстоятельствах - в горе и радости, в минуты
отдыха и в разгаре работы… Яаков внес
положительные коррективы в «образ
Всевышнего» в человеке. И потому он одержал
победу над самой идеей смерти и удостоился,
чтобы его образ был запечатлен на Кисэ а-Кавод .
Придя в Харан, Яаков понял, что попал в мир
темноты и зла, полностью лишенный
Божественного Света, наполнявшего дом его
отца. Если бы до этого он не установил связь
с Творцом, он, вероятно, не смог бы обитать в
пространстве, где царило зло. Поэтому до
того, как войти в дом Лавана и приступить к
работе в его угодьях, он вернулся на место,
где Авраам и Ицхак обращались к Всевышнему,
и вступил в контакт с Ним, прочитав вечернюю
молитву. Эта сила веры, заложенная в нас
вечерней молитвой, все годы нашего
долгого изгнания и по сей день помогает нам
выжить в мире тьмы и зла.
Источник духовной силы Яакова - в
стремлении к Истине, - объясняет рав Элиягу
Десслер. - Ночью, когда органы чувств не
могут предоставить человеку ясную
информацию об окружающем мире, ему, чтобы
верно ориентироваться в пространстве,
остается уповать лишь на силу логики и
разума.
В этом, надо сказать, есть свои
преимущества и свои недостатки.
Главный недостаток, наверное, заключается
в том, что в темноте мы лишаемся возможности
сверять свои логические выводы с «практикой».
Ибо наши органы чувств - «молчат» и не дают
нам практически никакой информации. В такой
ситуации люди, как правило, ощущают в себе
некую неуверенность, а иногда и страх.
С другой стороны, информация, которую
поставляют наши органы чувств - субъективна
и в
полном объеме не отражает реальное
положение вещей. Поэтому без искажающей
действительность «подсказки» разум
способен с большей эффективностью
открывать Истину.
Установив контакт с Творцом и заручившись
Его поддержкой, Яаков обрел внутреннюю силу,
а вместе с ней - и способность преодолеть в
себе неуверенность и страх перед тьмой и
злом. И сумел выстоять в тяжелейших
условиях изгнания.
Его путь, его умение правильно
сориентироваться в крайне сложных
обстоятельствах - модель поведения еврея на
все времена. И особую актуальность эта
модель обретает в наши дни, когда еврейский
народ и страна Израиля оказались в трудном
и опасном положении.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|