New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите — вайеце.
Обсуждение главы Вайеце
04.12.04
Наша недельная глава начинается с такой фразы: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан» (Берешит, гл 28, ст. 10).
Уход праведника (на иврите — цадик) из какого-то места, — писал, комментируя ее, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — оставляет это место «пустым». Пока цадик живет в определенном населенном пункте, он приносит ему известность, славу и величие. Но как только он уходит оттуда, вся слава, величие — все, что он принес с собой, удаляется вместе с ним.
О том же написано и в Мегилат Рут. Речь в этой книге Танаха идет об уходе Наоми и Рут, как сказано: «И вышла она (Наоми) из того места, где жила, и с нею обе невестки ее» (Мегилат Рут, гл. 1, ст. 7).
Раши привел этот пример из Мегилат Рут, чтобы разъяснить, как уход «славы и величия» проявляется в материальном мире. Ибо Рут в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 38) посвящен отрывок, проливающий свет на эту концепцию. Здесь, в частности, рассказывается такая история.
У рава Шмуэля бар Иегуды умерла дочь. Собравшись нанести визит раву Шмуэлю, Учителя попросили приехавшего к ним в Вавилон из Эрец Исраэль Улу (Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, 3-й век) присоединиться к ним. Но Ула отказался. И объяснил свой отказ такими словами: «Для меня непривычно утешать скорбящего так, как это делается в Вавилоне… Ведь все, что вы говорите в таких случаях, сводится к одной фразе: «Что мы можем сделать?». Как будто бы вы стали что-то предпринимать, если бы у вас была такая возможность» (Ула усматривал в таком утешении некое неприятие Воли Всевышнего, ибо данная фраза имела подтекст — «Не в нашей власти изменить приговор Творца, но если бы мы получили эту возможность, мы ею воспользовались бы»).
Не присоединившись к другим Учителям, Ула пришел к раву Шмуэлю один. И вот что сказал он скорбящему в утешение.
Всевышний велел Моше, чтобы он не враждовал и не воевал с Моавом — «…ибо не дам тебе от земли его никакого владения» (Дварим, гл. 2, ст. 9). Но главная причина, по которой Творец отстаивал интересы моавитян, заключалась в том, что этом народе должно было появиться «бесценное сокровище» — Рут, посвятившая свою жизнь служению Всевышнему.
Если ради одной девушки Творец сохранил целый народ, — заключил Ула, завершая свой рассказ, —разве не сохранил бы Он жизнь твоей дочери, если бы ей еще предстояло сделать что-то доброе и значительное?..
В этом отрывке есть очевидные трудности. И нам, чтобы понять истинное значение поступков Яакова, важно в них разобраться.
Возвращаясь к истории Рут, отметим, что после ее ухода из Моава эта страна утратила славу и величие — Всевышний в данном народе более не нуждался.
Как изменение позиции Творца по отношению к моавитянам «материализовалось в нашем мире?
Если бы у Моава был агрессивный сосед, обладавший достаточной военной мощью и одержимый идеей уничтожить эту страну, Моав после того, как Рут покинула его пределы, скорее всего, был бы стерт с лица земли, ибо оказался без покровительства и защиты Всевышнего.
Однако страна и ее народ продолжили свое существование. Потому что Творец, с одной стороны, потерял к этой «части суши» всякий интерес, с другой — к тому времени еще не созрела сила, заинтересованная в разрушении Моава…
05.12.04
Когда внимание Всевышнего концентрируется на определенном месте, место это обретает духовное величие.
С Яаковом повторилась ситуация Рут: как только Яаков ушел из Беэр Шевы, Творец утратил всякий интерес к этому городу. Судьба данного населенного пункта была отдана на «волю случая». Истинное величие перешло в Харан, куда направлялся Яаков.
Это заметил даже Лаван, в услужение которому нанялся Яаков.
Когда родился Йосеф, Яаков сказал Лавану, что хочет покинуть эти края. О реакции Лавана на такую новость в Торе написано: «О, если бы я нашел милость в очах твоих! Думал я, что Всевышний благословил меня ради тебя» (Берешит, гл. 30, ст. 27). Лаван понял, что покровительство Творца следует за Яаковом, куда бы он ни переселился.
В обзоре прошлого года отмечалось, что Яаков в некотором смысле, согласно еврейской традиции, явился «второй редакцией» Адама (см. на сайте
обзор недельной главы Вайеце, четвертый годовой цикл обсуждения). После того, как Адам совершил свою роковую ошибку, ослушался Всевышнего, ни один человек до Яакова не восстановил величие Его образа (на иврите — Целем Элоким). Восстановление образа Творца мира в человеке — основная идея послания Неба, которое было выражено в пророческом сне Яакова, когда он увидел «лестницу, уходящую вверх».
Об этом пишет и рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв .) в своей книге Нефеш а-Хаим (часть 1). Сам факт, что Божественное Провидение (на иврите — ашгаха пратит), — отмечает он, — сопровождало Яакова повсюду — непосредственно связано с тем, что Яаков восстановил образ Творца в полном Его величии.
Чтобы оценить значимость связи между этими двумя идеями — восстановление образа и ашгаха пратит — нам нужно понять, какой смысл вложен в слова — «человек создан по образу Всевышнего».
У Всевышнего нет «физического образа», — подчеркивает в названном выше труде рав Хим из Воложина. — Поэтому о каком бы то ни было «внешнем сходстве» речь не идет по определению. Здесь подразумевается, что человек обладает «атрибутами», которые свойственны Творцу.
У Всевышнего — несколько Имен. Однако, когда описываются качества Творца в человеке, и вообще — при описании процесса Сотворения мира, в Торе неизменно употребляется Имя Элоким (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Берешит, четвертый годовой цикл обсуждения).
В Шульхан Арухе (свод еврейских практических законов; раздел Орах Хаим, гл. 5) написано, что это Имя указывает на то, что Всевышний — единственный Источник всей энергии, которая питает вселенную.
Чтобы данная концепция была понятной, рав Хаим из Воложина выстраивает логическую цепочку, используя аналогию, взятую из жизненной практики.
Представим, что человек строит дом, скажем из дерева. В процессе строительства он «не создает» деревья. Кроме того, он — беззащитен перед силами природы и не может гарантировать, что построенный им дом не пострадает от природных катаклизмов. Строитель лишь придает материалу определенную форму и укладывает его в необходимой последовательности.
В отличие от человека, Творец создал вселенную из «пустоты» — у Него не было «подручных материалов», которые Он мог бы обработать, а затем сформировать в соответствии со Своим Планом. Всевышний сотворил вселенную исключительно Своей энергией. И это означает, что вселенная не обладает реальной инерцией. Для того, чтобы продолжить существование, она нуждается в постоянной энергетической «подпитке».
Здесь уместно, к примеру, такое сравнение. Для того, чтобы держать камень на определенной высоте, необходимо постоянное приложение силы, которая не дает ему упасть на землю. Точно также и — вселенная, которая сотворена из «пустоты». Она требует постоянного притока Божественной энергии. И этой энергией снабжает ее Элоким...
06.12.04
Когда Всевышний создал человека «по образу Своему», он передал ему часть силы Элоким.
Творец хотел, — объясняет рав Хаим из Воложина, — чтобы человек контролировал поступление в наш мир Его энергии. То есть, по плану Всевышнего, Он будет давать необходимую для существования вселенной энергию по команде человека — в том количестве, которое определит человек и в те места, которые человек наметит.
Однако неправильно было бы предполагать, что Всевышний был готов поручить распределение энергии любому представителю рода людского. Этот ответственный «пост» (а, соответственно, титул — Целем Элоким) надо было еще заслужить.
После изгнания Адама из Ган Эдена (Райского Сада) и до рождения Яакова ни один человек не сумел восстановить в себе образ Всевышнего, а потому «должность распорядителя» энергетическими потоками оставалась «вакантной». Весь этот период Творец просто поддерживал жизнь своего творения — оно существовало по естественным законам.
После изгнания Адама из Райского Сада, внимание Всевышнего было сосредоточено на глобальных проблемах, описанных в Торе в недельной главе Ноах (Потоп, рассеивание людей после того, как они попытались построить Вавилонскую башню — см. на сайте обзоры недельной главы Ноах,
первый,
второй,
третий,
четвертый и
пятый годовые циклы). До рождения Авраама судьбой отдельных индивидуумов Всевышний не занимался.
Следует подчеркнуть, что Его участие в делах Авраама и Ицхака нельзя назвать истинным Божественным Проведением (ашгаха пратит). Если мы сравним жизнь Авраама и Ицхака с судьбой Яакова, мы обнаружим поразительный феномен.
Авраам и Ицхак жили в полном благоговении и трепете перед Всевышним. Оба были очень богаты, во всех земным делах им сопутствовал успех, и оба выходили победителями во всех выпавших на их долю сражениях. Они всегда оказывались духовно выше тех людей, с которыми им приходилось сталкиваться. Они жили, распространяя знание о Едином Творце, и при этом у них не было необходимости концентрироваться на заботах земной жизни.
В отличие от них, жизнь Яакова наполнена страхами и тяжким трудом. Легко ему ничего не давалось. Сначала, чтобы не стать жертвой мести Эсава, он был вынужден бежать из дома. Затем столкновение с Лаваном, после которого он снова вынужден был бежать. Потом — встреча с Эсавом, которая могла иметь трагический исход. Его дочь — изнасиловали, его любимого, подававшего большие надежды сына продали в рабство… А в конце жизни Яаков оказался в изгнании.
Всевышний спас Авраама, — сообщает Мидраш (Ваикра Раба, гл. 36), когда его бросили в горящую печь (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Лех Леха, пятый годовой цикл), за заслуги Яакова.
Как это понимать? Ведь эти события, когда Авраам, рискуя жизнью, отстаивал свои убеждения, происходили задолго до того, как на свет появился его сын Ицхак, и о Яакове, сыне Ицхака, тем более — и речи не было.
Учителя разъясняют данную идею гипотетическим примером.
Допустим, некий царь, который умел «читать» людские судьбы по звездам, приговорил человека к смертной казни. Но, прежде чем привести приговор в исполнение, обращается к звездам. И тут «выясняется», что у осужденного будет дочь, которая станет его (то есть — царя) невестой. Вот царь и подумал: «Стоит оставить его в живых ради дочери». И отменил казнь.
Похожая ситуация сложилась и с казнью Авраама…
07.12.04
Когда Нимрод (см. на сайте
обзор недельной главы Лех Леха, пятый годовой цикл) приговорил Авраама к смерти, Всевышний, которому ведомо все, что было и будет, решил: «Стоит спасти его ради Яакова».
Подтверждение этому находим в Танахе, где написано: «Посему так сказал о доме Яакова Всевышний, который избавил Авраама...» (книга пророка Иешаягу, гл. 29, ст. 22). Исследуя данную фразу, наши Учителя приходят к важному выводу: Авраам был создан ради Яакова. И соотносят процитированный здесь текст Танаха со словами Торы: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать законы Всевышнего, творя добро и правосудие» (Берешит, гл. 18, ст. 19). Еще один аргумент в пользу концепции — «Авраам был создан ради Яакова» представляет в Танахе, в своих «Псалмах» царь Давид — «Ты (Всевышний) утвердил правоту, правосудие и справедливость в Яакове» (Теилим, пс. 99, ст. 4).
Приняв эту идею, мы сталкиваемся с другой неясностью. Перед нами возникает вопрос: неужели Яакову, ради которого был создан Авраам, Яакову, который служил «каналом» для передачи в наш мир созидательной энергии Творца, нельзя было «организовать» иную судьбу — без страхов и тягот? Ведь нам известно, что всю свою жизнь он трудился в поте лица, боролся, преодолевал… Разве он не заслужил лучшую участь?
Чтобы разобраться во всем этом, нам следует понять, зачем мы приходим в этот мир.
Жизнь в земном мире дается нам для того, — объясняют наши Учителя, — чтобы мы исправляли допущенные ошибки, совершенствовали собственные качества, духовно росли, приближаясь к Творцу. А это возможно — лишь в процессе преодоления тягот и трудностей. «Легкая жизнь» отнимает стремление что-то менять. Поэтому каждый из нас, кто хотя бы в минимальной степени знаком с еврейской традицией, знает, что на нашу долю обязательно выпадет определенное количество испытаний.
В Торе сказано: «И поселился Яаков в стране пребывания отца своего, в земле Кенаанской» (Берешит, гл. 37, ст. 1).
Яаков хотел поселиться в спокойном месте,— пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя данный отрывок, — но неожиданно получил сообщение о суровом испытании, которое ждет его сына Йосефа. Всевышний сказал ему: «Истинные праведники не могут обрести место в мире Грядущем, рассчитывая в этом мире прожить спокойную жизнь».
Страдания, тяжкий труд, несчастья не свидетельствуют об отсутствии Божественного Провидения. Недостаток «внимания» Творца к человеку обнаруживается, когда данный человек страдает «не от той» работы, которую он должен осуществлять. Если переживает он «чужие, не свои» беды. Для того, чтобы мы могли выполнить задачу, поставленную перед нами, и исправить себя, страдания и проблемы, выпадающие на нашу долю, должны соответствовать этой задаче. Они не должны быть слишком легкими, не требующими усилий, но — и невыносимыми, непреодолимыми быть не должны. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам сформировать свои характеры и исправить то, что нам следует исправить. В этом и состоит истинный смысл Божественного Провидения.
Жизнь Яакова была очень нелегкой. Однако перед ним возникали именно те трудности, которые были ему необходимы для того, чтобы восстановить в себе образ Всевышнего. Божественное Провидение специально «приспосабливало» события и окружение к нуждам духовного роста Яакова…
08.12.04
Итак, мы вплотную подошли к пониманию того, что изменения в мире — процесс двусторонний. С одной стороны, человек меняет мир, совершая те или иные поступки, с другой — Творец изменяет обстоятельства жизни человека, чтобы дать ему возможность улучшить себя и окружающий мир. Здесь следует отметить, что индивидуум не обладает силой, позволяющей ему контролировать энергию Элоким по собственному желанию или капризу. Наивно полагать, что Всевышний дает нашему миру животворную энергию не по Своему решению, но — «подстраивая» ее потоки к людским потребностям. Эта энергия передается под контроль человека, если он, человек, обнаруживает способность максимально использовать ее, реализуя поставленные перед ним Небом задачи.
Теперь, уяснив для себя основополагающие концепции еврейского мировоззрения, мы можем понять истинный смысл утешения Улы, которое он высказал раву Шмуэлю бар Иегуде, оплакивающему смерть своей дочери (см. выше).
Суть высказывания Улы состояла в том, что дочь рава Шмуэля достигла в своей жизни всего, что от нее требовалось, то есть — она выполнила поставленную перед ней Небом задачу и обрела место в Будущем мире. Внимание Всевышнего было сконцентрировано на ней в процессе ее самосовершенствования. Мир вокруг нее, помогая ей, менялся. Когда она выполнила задание, которое определил ей Творец, отправляя в наш мир, Божественное Провидение оставило ее и более не занималось организацией ее окружения. Она оказалась беззащитной перед естественными бедами. Одна из таких бед и убила ее. Смерть — естественное явление, которое настигает человека, когда он лишается внимания Всевышнего. А происходит это, если человек достиг того духовного уровня, который обеспечивает ему место в Грядущем мире.
Все, о чем мы только что говорили, позволяет нам оценить уникальность личности Яакова. Тора, с первых же фраз нашей недельной главы сообщает о той особой роли, которая была отведена ему в нашем мире: «И пришел (Яаков) в некое место и заночевал там, потому что зашло солнце… И положил себе в изголовье камень, и лег на том месте…» (Берешит, гл. 28, ст. 11).
О чем здесь идет речь?
О характере и устремлениях Яакова, — объясняет Раши в своем комментарии к нашей недельной главе (см. также разъяснение приведенной цитаты в
обзор недельной главы Вайеце, первый годовой цикл обсуждения).
Мы узнаем, что в период, когда Яаков отправился в Харан, ему было 63 года. А прибыл он туда, когда ему исполнилось 75. Где же он был целых двенадцать лет?
Выйдя из дома, Яаков почувствовал, что духовно не готов к изгнанию, и не был уверен, что сумеет противостоять Лавану. Тогда он свернул с намеченного его отцом пути и пошел в иешиву, где интенсивно учился двенадцать лет, в течение которых Яаков, постигая Тору, формировал свою прочную связь с Творцом. Он овладевал знаниями дни и ночи, боясь тратить драгоценное время на сон. И только потом, уже по дороге из иешивы в Харан, Яаков мог позволить себе уснуть «с легким сердцем».
«И пришел в некое место…», — читаем мы в тексте Торы.
Еврейская традиция сообщает, что это «место» — на Храмовой Горе в Иерусалиме.
Следует подчеркнуть, что Яаков оказался там вовсе не потому, что оно находилось на его пути в Харан. Нет, он уже прибыл в место своего назначения, но — вернулся, потому что вспомнил, что не остановился и не помолился в Иерусалиме. Яаков осознал, что связь с Всевышним лишь занятиями Торой — не формируется, необходима еще и молитва. Он настолько остро ощутил потребность в молитве, что тут же развернулся и пошел назад, в Иерусалим.
В то время это заняло у него несколько недель, но он вернулся, чтобы заполнить молитвой некую пустоту, образовавшуюся в его душе.
Всевышний сконцентрировал свое внимание на Яакове, конечно же, неслучайно. Это был отклик на то, что свои устремления Яаков полностью посвятил служению Творцу. Именно поэтому, анализируя жизнь нашего третьего по счету праотца, мы не можем сказать, что она была тяжкой и трагичной.
Напротив, Яаков прожил прекрасную жизнь, полную радости и счастья. Тот, кто способен в течение двенадцати лет дни и ночи посвящать постижению Мудрости Всевышнего, кто готов потратить несколько недель лишь на то, чтобы получить возможность помолиться Ему, не нуждается в физическом комфорте. Такой человек не страдает от тяжкого труда, потому что всегда испытывает радость от Присутствия Творца.
Яаков полностью реализовал поставленные перед ним цели. Он стремился сформировать тесную связь с Всевышним — и ему удалось это осуществить. Более того, он восстановил образ Творца в человеке и тем самым вернул потомкам возможность в определенной степени контролировать существование вселенной…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|